Разбор полётов: сериал «Фарго», первый сезон
Разобрать по косточкам любое кино можно двумя способами: профессиональным и дилетантским. Попробуем оба.
Итак. При всём желании, докопаться практически не к чему. Ну разве что один из ГГ (главных героев) в безукоризненном исполнении Билли Боба Торнтона в одной из сцен ни с того, ни с сего сымает портки, садится на унитаз и продолжает двигать историю и участвовать в сцене исключительно сидя на унитазе. Другой раз другой герой блюёт в кадре. Но это вполне себе в традициях современного Голливуда. Там тяжелее найти фильмы, где герои не блюют. А вот сидят на унитазе реже. Может, и в жизни американцев сохранены те же пропорции, кто знает.
Теперь к положительному.
Идеальный баланс тьмы и света, зла и добра, жути и юмора. Больше, чем обычно, сюжетных линий — но не больше, чем зритель способен без проблем и напрягов отследить. И каждая линия сбалансирована, каждая выстроена безукоризненно, и все пересекаются между собой именно тогда и там, где нужно. Будто бы создатели пользовались либо высшим разумом, либо высшей математикой вообще и методом Гаусса для решения систем уравнений в частности.
При просмотре в принципе нет проблем и напрягов, сплошное удовольствие. Не нужно каждый раз отматывать назад, чтоб врубиться, кто кому кто, кто на ком стоял и всё такое. При всей сложности — всё очень чётко и внятно. И вся десятисерийная драматургия целиком, и каждая серия, даже сцена, идеально построена, идеально начинается, и заканчивается ровно тогда, когда нужно.
И знаете, в чём ещё замечательная ирония? Беременная полицейская тоже появляется, как и в первоисточнике (х/ф «Фарго»). Появляется тогда, когда зритель уже её не ждёт, то есть в пред-пред-последней серии. Хотя в теме она с первых кадров, но тогда ещё не беременная. И любовная линия (куда ж без этого) добродушного непутёвого полицейского, отца-одиночки, абсолютно не раздражает. Собственно, беременная полицейская — это как раз его рук дело. Не только рук.
Что ещё понравилось? Всё, кроме одного: обычно ведь приходится заставлять себя досмотреть что-нибудь хотя бы до половины, а здесь невозможно оторваться, и десять часов у экрана пролетают на одном втором дыхании.
Вроде неспешно, длинными кадрами, размеренно — при этом очень насыщенно. Первая серия с места в карьер погружает в мир истории, знакомит с главными героями, прорисовывает основные конфликты и сюжетные линии. Просто идеальный пилот ( укоренившееся название первой серии сериала). По нему учебники писать надо. Персонажи разнообразны, никого ни с кем не спутаешь. Тот хромает, этот громила, эта китаянка, это Билли Боб Торнтон, а вот этот — мелкий, с крысиной мордочкой и в дурацкой оранжевой куртке.
Диалоги замечательны и разнообразны, особенно когда приезжий мафиози спорит с глухонемым напарником. Каждая сцена самодостаточна, как песенка Дэвида Боуи на пластинке 72 года, и каждая сцена (как и песенка) удачно вписывается в общий альбом.
В общем, завязка такая: сквозь ночной городок едет себе по своим делам наёмный киллер со связанной жертвой в багажнике. Случайно получив травму на дороге, заезжает в местный фельдшерский пункт, где, ожидая приёма, знакомится с неудачником, у которого сломан нос. Киллеру нравится убивать — и он решает задержаться на денёк-другой, чтобы совершенно неожиданно навести справедливость: прикончить обидчика бедолаги. И, собственно, отсюда всё понеслось и завертелось.
Первоначальный герой-неудачник, который ещё и мудаком окажется — почему-то сначала вызывает сочувствие и сопереживание. Потом уже нет, но это потом. Когда «сопереживательный» потенциал перекидывается на более достойных объектов. Кажется, по правилам русского языка именно не «на объекты», а «на объектов», ибо они воодушевлённые. Хотя и не все. Но в основном простые люди обычные здесь показаны простыми обычными людьми, добрыми и отзывчивыми в заводской сборке. То есть в мерзавцев превращающимися только под давлением непреодолимых жизненных обстоятельств. Например, склочной жены.
Злодеев здесь довольно много, самых разнообразных — и зачастую очень обаятельных. Как ни странно.
Картинка красивая. Никакой тебе дрожащей камеры, тупой нарезки полусекундных кадров и дурацкой громкой музыки. ОСТ (ориджинал саунд трек) вообще идеальный. С использованием не самых хитовых, но очень достойных песенок 70-х. Это ещё больше проявится во втором и третьем сезоне. И зима, зима. Белый снег, чёрный лёд. Игра света и тени в кадрах, запараллеленная с игрой света и тени в душах.
Изумительные сцены без слов: нет этого дилетантского момента, когда герои нудно объясняют зрителю, что вообще происходит в кадре.
И ещё какое-то «предчувствие справедливости», что ли, прямо с 11-й минуты. Но окончательная справедливость отложена на десять серий.
Преображения главных героев безукоризненны. То, что зовётся в учебниках «арка героев». Разумеется, не всех. Зло в чистом виде, то бишь Торнтон, преобразиться не может, да никто и не ожидает. А вот самый главный герой (то бишь неудачник Лестер) — переживает такие крутые трансформации, что и Достоевский одобрил бы.
И где ещё так красиво показана зима? Разве что в тарантиновской «Омерзительной восьмёрке» и в шведской картине «Впусти меня». Про подростков и вампиров. Тоже, кстати, очень советую. Только именно шведскую, а не безвкусный американский ремейк.
Об чём вообще первый сезон «Фарго»? А об людях же. Ибо носителями добра и зла бывают в основном люди. Ну или человекообразные сущности. При бесспорной жестокости показанных событий — сериал очень добрый и человечный. О простых и искусственно забытых человеческих ценностях.
Билли Боб Торнтон магический персонаж, мистический. Такой себе Воланд, случайно появившийся в маленьком городке на заснеженной равнине. Очень похож на молодого Демиса Русосса с бас-гитарой.
Мерзавца-неудачника Лестера безукоризненно сыграл Мартин Фримен. Ранее засветившийся в популярном ситкоме «Офис», и, разумеется, в сериале «Шерлок» в роли аж самого Доктора Ватсона.
Теперь анализ дилетантский. Он куда более ценный. Базируется на старинном шумерском правиле: если лично Вам этот фильм смотреть интересно — значит, лично для Вас этот фильм очень хорош.
Лично для меня сериал «Фарго», первый сезон — офигенен.
#фарго #сериал #кино #тьма #свет #полиция #расследование #киллер #торнтон #сезон
-
-
Да не.. последний сезон вообще шляпа шляпная был. С этим ихним йумористическим негром в главной роли.
1 -
Помимо упомянутых в обзоре особенностей, для меня было интересно увидеть Джона Оденркерка в совсем другом образе - унылого, малозаметного шерифа. Полный контраст и перевоплощение по сравненю с пронырой и щеголем адвокатом из "Во все тяжкие" и "Лучше звоните Солу". Схожие впечатления контраста от игры Адама Голберга. В фильме "Дежа вю" он замомнился обоятельным руководителем секретной лаборатории. А в "Фарго" такой циничный решала от мафии.
1 -
Первый сезон Фарго — вообще огонь!
1 -
Отличная рецензия. тут же захотелось пересмотреть все заново. Это - очень хороший сериал. Первоначально я его даже смотреть не хотел, потому что нежно люблю фильм Коэнов. Но потом сдался - и не пожалел. Удивительное дело - это один из немногих сериалов, где каждый новый сезон - совершенно другой (по подаче, эстетике, монтажу, работе операторов, набору героев, языку режиссера) и все - хороши по своему. Это - высший пилотаж.
1 -