cp
Alterlit
vasyukhin Влад Васюхин 09.11.22 в 09:50

Банный день

Спектакль называется «Лабардан-с». Всякий читатель, худо-бедно освоивший школьную программу и не растерявший память, воскликнет: «А, ну так это же из "Ревизора"! Это же Гоголь!»

Верно, друзья, словечко из «Ревизора». Из бессмертной комедии, после премьеры которой император Николай I воскликнул: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»

Хлестаков, как вы помните, спросил после сытного обеда в богоугодном заведении: «Как называлась эта рыба?» Испуганный чиновник по фамилии Земляника ему ответил: «Лабардан-с». «Очень вкусная» — одобрил приезжий господин, принятый в уездном городишке по полной программе, поскольку его сочли столичным ревизором с секретным предписанием.

Лабардан — морская треска. В каком виде её подавали на обед, Гоголь, великий, между прочим, любитель и знаток гастрономического искусства, в своей пьесе умалчивает. Она могла пойти и в качестве закуски, соленной или вяленой, и как горячее блюдо. Неважно. Но для Сергея Женовача, который в конце октября выпустил «Ревизора» в созданной им в 2005 году Студии театрального искусства (СТИ), замена классического названия на этот «Лабардан-с» была принципиальным шагом. 

Дело в том, что всё действие пьесы маститый режиссер вместе со своим постоянным соавтором, сценографом Александром Боровским поместили в... сауну наподобие античных терм, где квадратный бассейн — центральное место. И Хлестаков в этом бассейне (или купели), как рыба в воде. Лабардан-с в данном контексте — это синоним слова «ревизор». Ну а баня или сауна — это еще и место, где обсуждаются, решаются, обтяпываются разные дела и делишки. Хотя можно отыскать и другие ассоциации, найти иное объяснение бесконечным водным процедурам. 

Сцена из спектакля «Лабардан-с»

Женовач признавался, что ему «делать сейчас просто читку пьесы Гоголя по ролям в исторических костюмах уже не интересно». А кто же заставляет?! И он сделал — не хочу забегать вперед, да придется — эту самую читку в банных костюмах, в полотенцах, а то и голышом. И таким образом, если не считать текста, привязанного к конкретной эпохи, получился как бы спектакль вне времени. 

Городничий (Дмитрий Липинский) в своей тоге напоминает древнеримского патриция

Конечно, для театралов, знающих Сергея Васильевича как серьезного, традиционного режиссера, тщательно работающего в основном с классическими произведениями и в хулиганстве не замеченного, увидеть в его спектакле по Гоголю полуголых молодых мужчин и женщин, то и дело ныряющих в бассейн, было шоком. Оттого и пометка на афише: 18+. 

Те, кто на премьеру еще не ходил, а судил о ней только по фоторепортажам в соцсетях поспешили даже возмутиться: мол, глумление над классикой! 

Сцена из спектакля: Городничий с женой и дочерью

Нет, ну какое глумление. Это, по словам постановщика, разгадывание внутреннего сюжета пьесы. Там — все по Гоголю, без отсебятины а-ля Богомолов, разве что добавлены небольшие фрагменты из черновых вариантов. И убрана сцена в гостинице, потому что как городничий поскачет туда по городу в полотенце. Какие-то реплики Осипа, хлестаковского слуги, перенесены в другое место. 

А самое неожиданное, что сделал режиссер с текстом, — часть хвастливого вранья «инкогнито из Санкт-Петербурга» он отдал жителям уездного города. Это они начинают убеждать Хлестакова — какой он крутой и необыкновенный.

А вот Хлестаков (Никита Исаченков) в этом спектакле как раз ни рыба ни мясо. Он довольно заурядный, ничем не примечательный, плывущий по течению. 

Сцена из спектакля: Хлестаков

Интересно ли решение разыграть всю пьесу в сауне? Бесспорно. Но, к сожалению, уже минут через 20 этот приём приедается и становится скучно. А впереди еще три часа. И какая разница, где происходит читка пьесы по ролям — в сауне или в особняке? В мундирах и кринолинах или голышом?

Сцены из спектакля

Актеры, конечно, отважные: на такой травмоопасной площадке и поскользнуться легко. И сидеть вместе с коллегами в одном бассейне голыми — тоже удовольствие на любителя. Психологическое испытание! Тимбилдинг для труппы! 

Кстати, кроме положенных по сюжету персонажей, которых играют штатные артисты СТИ, приглашена еще массовка, состоящая из девушек модельного вида. Но и это, увы, не делает «Лабардан-с» смешным, увлекательным или злободневным. Разве что можно добавить как еще один экспонат в коллекцию увиденных «Ревизоров». 

Фото: официальный сайт СТИ.

#новые_критики #театральный_обзор #театр #студия_театрального_искусства #сергей_женовач #ревизор #гоголь #лабарданс

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 5
    5
    186

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • udaff

    Обзор супер! А фотографии — просто🔥

    Идея очень интересная, конечно, но вы правы — три с лишним часа смотреть на баню утомит. К тому же есть подозрение, что диалоги в бассейне, когда торчат одни головы, из первых рядов плохо видны. 

  • chey_tuflya
    Чей туфля? 09.11.2022 в 10:01

    Прекрасный обзор.

    Идея спектакля хороша. Я даже бы посмотрел. Пугает только длительность спектакля. Но я и "Фредерика" выдерживал, так что схожу, как будет оказия.

  • vpetrov
    Вячеслав Петров 10.11.2022 в 16:50

    Прекрасный обзор. А разглядывание внутреннего сюжета (у постановщиков, переосмыливающих классические пьесы) - сущий лабардан-с в нынешнем театре. То есть "треска с душком". Тухлячок-с! Впрочем всё в русле традиции. Так было положено в российских ресторанах девятнадцатого века. Треску аж от Ньюфаунленда везли. По пол-года, иной раз. И льда не напасёшься.

  • Arhitector
    Arhitektor 10.11.2022 в 19:17

    Ну так и признайтесь уже, белыми буквами по бумаге: мы, театральные режиссёры, ничего нового создавать практически не умеем; нам гораздо проще и выгоднее делать "реинновации" классиков. Ну, к примеру... "Преступление и наказание" - "переосмысливать"в декорациях публичного дома, "Отцы и дети" - в казино, "Мать" Горького - в стрип-клубе, "Войну и мир" - на поле для гольфа. Радуйся, публика! Встречай гениев паразитизма! Даёшь дорогу "Бесславным ублюдкам"!

  • bastet_66
    bastet_66 14.11.2022 в 15:57

    Да уж, ничего интересней придумать не могли. Классика, на мой взгляд, должна оставаться классикой. Хотите ее поставить с молодым составом – ставьте. Зачем упражняться в умении читать классику по-новому? Обзор интересный. Автору совсем не наплевать на то, что происходит на сцене. Читателю сразу понятно: выбор не в пользу спектакля.