"Эта безумная любовь"

 

Я всегда говорил, что для меня есть две непонятные нации: французы и японцы. Кто читал Уэльбека, Бодрийяра, кто смотрел фильмы одиозной Дюкурно, тот поймет меня. Нельзя понять их логику, их менталитета. Не то что немец, но даже американец и англичанин ближе и роднее русскому сердцу, чем современный француз. Это психиатрическая клиника в головах - и не каждому зрителю или читателю захочется вступать в ее настежь распахнутые двери. Но я не каждый - и к шизофренам испытываю пиетет.

Разумеется, я не стал бы смотреть тривиальную романтическую мелодраму, - поди не семнадцать лет, чтобы такую наживку заглатывать, но отзывы зрителей намекали, что это непростой фильм и герои его непростые люди. Да любовь! Но ведь безумная любовь! И слово «безумная» не случайно поставлено в самом названии. «От реальности не сбежишь», - ключевая фраза фильма. От безумия тоже, - это уже мое дополнение. Впрочем, как всем известно, от любви тоже никуда не деться.

А вы знаете, любовь с первого взгляда не только возможна, но даже распространена. Она не выдумка поэтов. Выдумкой поэтов можно было бы назвать семейное счастье, завязавшееся после такой внезапной любви. Когда б поэты об этом говорили. Но они редко говорят о такой рутине, как брак, предпочитая толковать об адюльтере.

Помню, жил в коммуналке в центе Сочи. В дверь постучали. Открыл. За ней стояла она - великолепнейшая представительница некогда братской нам Украины. И мы чуть было не набросились прямо там друг на друга, ну прямо как два животных, распаленных жгучим желанием. Ей нужна была соль. Мы ни разу не видели друг друга. Ей было двадцать, мне – восемнадцать лет. Не знаю, как она, но кроме нее я в жизни больше никого уже не любил. То есть, платонически не любил…Так что любовь с первого взгляда возможна при любых, даже тривиальных обстоятельствах. А обстоятельства при которых познакомились герой и героиня фильма были не тривиальны, а романтичны. Как в с сказке. Ну прямо Андерсен в ушко нашептал. Не насторожился герой, увидев странную девушку, а на эту странность прямо-таки запал. Не стали откладывать дело в долгий ящик и ту же ночь правели вместе на алтаре какой-то заброшенной с виду церкви. В святотатстве есть пикантность, но у нас, наверное, этих голубков бы точно ни на один год за эту пикантность закатали. Французы всегда были страшными антиклирикалами, и в этот раз не смогли устоять, чтобы не уязвить. Но Вержини Эфире не привыкать: в скандальноизвестном «Искушение» Пола Верховена, вышедшем за год до этого фильма, она только и делала, что клерикалов уязвляла. И, друзья мои, традиционные мужчины и нетрадиционные женщины, поздравляю: мы снова увидим эту «гитару» нагишом.

Долго ли коротко, взялся мальчик.

Вообще нельзя сказать, что фильм толкует какую-то особенно оригинальную тему. Кто из нас, хотя бы юностью, не витал в облаках и не строил воздушных замков? Девочки мечтают быть принцессами, мальчики космонавтами. У всех бывает, но не у всех проходит. Допустим, писатель, если он настоящий писатель, большую часть жизни проводит в иллюзиях: жить в иллюзиях, по сути, является его ремеслом. Сначала привычкой воображения, потом, если кукуня не поедет, ремеслом. Но в том-то и дело, что герои фильма не какие-нибудь творческие люди, а люди обыкновенные и, тем не менее, ведущие богемный образ жизни, с удалецкими вечеринками, где все гости пьяны, да и не только пьяны. А между тем гора писем в углу растет с неумолимостью террикона при выработке шахты. Я сразу насторожился: а что там в конвертах? А нашим героям плевать, что там в конвертах: они танцуют зажигательнее танцы на убранном по-праздничному столе под неумолкаемые аплодисменты взыскательной публики; и вечно юный любовник нашептывает на ушко вечно юной любовнице самые неслыханные слова. В итоге кровля воображаемого замка падает им на голову. Больно? Да, больно…

В какой-то момент комедия превращается в трагедию. Расхожая среди русских фраза «Да мы останемся без трусов» реализуется героиней в буквальной смысле, - и зрители внезапного порыва сидят, выкатив глаза на лоб и приоткрыв от удивленья рты. Но лучше остаться без трусов, чем без головы. Но тут дремавшая в героине болезнь окончательно выпрыгивает на сцену.

Я главный специалист по патологиям. Маниакально-депрессивный психоз – болезнь шизофренического спектра. Ее основное отличие от шизофрении заключается в том, что при любом ее типе она не приводит к так называемому дефекту: личность не разрушается, мышление не страдает. Человек полностью восстанавливается после того или иного эпизода; к несчастью, эта болезнь практически неизлечима. Ван Гог и Есенин страдали именно от нее. Ваг Гог насильственно погиб при странных, до сих пор невыясненных обстоятельствах. В пьяном угаре Есенин задохнулся в петле. Особенно невыносимыми являются, если верить больным, депрессивные эпизоды: «Это ад! Это ад – и больше ничего!»

И вот она уже расхаживает нагишом по улицам… и он вместе с ней: не оставлять же девушку одну в таком дурацком положении.

Любовь! Париж! Сумасшествие… игривое, как бокал хорошего вина.

Тут может возникнуть вопрос, почему он изначально не остановил этот цирк, ведь то, что девушка все себе было понятно сразу. Это инфантильность, слабость? Я не знаю. Но знаю, что если б он это сделал изначально, еще до момента, как она понесла от него, между ними пролегла бы непроходимая пропасть. Бокал любви, заправленный изысканно ядом был бы не выпит, он бы разбился…. И он предпочел терпеть, нежели всю жизнь потом ходить босяком по битому стеклу. Любовь! Париж! Сумасшествие: и самые прекрасные из всех цветов – розы, тем и отличаются от других цветов, что имеют шипы, которые больно ранят. Наплачется он еще, настрадается вдоволь за свой роковой тогда выбор.

Несмотря, на мою игривую, чисто французскую легкомысленность, надо честно сказать, это - тяжелый фильм, и от внезапного перехода сцен веселья к угрюмым и негостеприимным продолам психиатрического отделения многим станет не по себе. 

Зрители часто говорят, что надо жить не так, как жили герои, а жить правильно. А как правильно? Вообще человек, если отбросить ходячую мораль, делает благо себе лишь в том случае, если живет сообразно со своими инстинктами. Даже Нострадамус может обмануть, инстинкты никогда не лгут. Но инстинкт бьется головой об стену социальной ограниченности: не только маньяки, потенциальные уголовники, люди, склонные к авантюрам, знают это. Но знают это и все одаренные люди, без исключения. Из этого меньшинства, которое могло бы составить гордость нации, выживают единицы. Большинство спиваются, еще чаще кончают собой… так что вопрос, как жить, еще не решен окончательно, вопреки всем заверениям моралистов. Жить - хорошо. А хорошо жить - еще лучше… в данном случае не прокатило. Держа друг друга за руку они поеживаясь бредут туда, где над цветами витают драконы, а с неба визжа и сгорая валятся детские сны.

Мне в общем и целом понравился этот фильм, но, положа руку на сердце, он больше женский. И даже странно, что наши дамы, такие склонные к романтике, сантиментам и шекспировским страстям, еще не ухватись за него, как за блюдо, которое не распробовав, можно считать, что жизнь прожил за зря.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 1
    1
    79

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • postirayhidgab

    Это,конечно, все прекрасно, но французов и японцев скоро как нации не будет,верней их уже и нет