Карлос Руис Сафон, «Тень ветра»

Доброго времени суток, друзья. Сегодня у нас снова обзор книги, которую я прочёл по рекомендации других литературных блогеров. И, не скрою, прочесть её я очень хотел, так как, во-первых, рекомендации эти были где-то даже восторженные (говорилось, что книга едва ли не «потрясла»), а, во-вторых, она относится к жанру, к которому у меня очень особое отношение — магическому реализму. И вот у меня, наконец, дошли до неё руки.

Карлос Руис Сафон, «Тень ветра»

Сразу скажу, что магического реализма там практически нет. Точнее, его критически мало. Он присутствует, скорее, на уровне атмосферы. И, знаете, это даже неплохо. По крайней мере, в данном конкретном случае.

Замечу, что об этом авторе я понятия не имел и если бы не рекомендация — в жизни бы эту книгу не прочитал. Так что спасибо за совет в очередной раз. Это сейчас я уже знаю, что Карлос Руис Сафон — самый известный и знаменитый из современных каталонских писателей. И он, вероятно, стал бы одной из мировых литературных звёзд современности, но увы — он уже не с нами. По сути, он успел написать только одну полноценную трилогию «Кладбище забытых книг». И «Тень ветра» — первый роман данной трилогии.

Буду откровенен: в итоге книга мне всё-таки понравилась (хоть и вызывала самые противоречивые чувства по ходу прочтения). Но не могу сказать, что она меня потрясла или «взорвала мозг», как о ней отзывались. Впрочем, я вполне допускаю, что она могла вызвать такие эмоции (определённый потенциал для этого у неё, всё же, есть), а в моём случае сработал чисто субъективный фактор, плюс атмосфера, мягко говоря, не самая лучшая для погружения в чтение.

Так или иначе, в литературном смысле написана «Тень ветра» просто отлично. Очень атмосферно и затягивающе. Не смотря на чисто житейский и отнюдь не фантастический сюжет, перед тобой разворачивается настоящая фантасмагория с лёгким флёром магического реализма. А от него во всей книге, по сути, только завязка — некое место, существующее по странным законам. То самое Кладбище забытых книг, куда отец главного героя приводит его в самом начале. Это странная и таинственная библиотека — воплощение фразы «рукописи не горят». Она словно вне времени и пространства и в ней собраны все книги, когда-то преданные забвению. И тот, кого туда приводят, должен найти в этой библиотеке книгу, хранителем которой он станет. А книга, в свою очередь, станет его другом и изменит его жизнь. И вот главный герой находит там странную книгу автора, о котором он никогда не слышал. Книга эта его потрясает, и он сперва хочет прочесть все остальные книги автора, которые начинает неистово разыскивать. Его поиск быстро перерастает в желание узнать о том, как сложилась судьба самого автора. Благо, что родом они оказываются из одного города — Барселоны. Которая тоже является, по факту, одним из героев «Тени ветра». И о которой Карлос Руис Сафон написал с невероятной любовью. Кстати сказать, все дома и адреса, о которых в книге идёт речь, существуют на самом деле и в Барселоне теперь, вроде как, даже есть некий туристический маршрут для ценителей.

Возвращаясь к сюжету скажу, что главный герой начинает всё глубже проникать в историю жизни автора книги и оказывается втянут в настоящий водоворот событий невероятного драматизма и трагичности. История эта, местами, начинает напоминать буквально какую-то скандинавскую сагу о ненависти, любви, предательстве, беде и счастье. Всё это умножается на тот факт, что события книги происходят во времена Франко, да ещё и в первые десятилетия после гражданской войны. Которая в Испании была очень жестокой и поднимала настоящие волны ненависти. Впрочем, как и любая другая гражданская война. И в этом мутном водовороте закружило человеческие судьбы.

Впрочем, здесь есть и минус. Ну, с моей, несомненно, субъективной точки зрения. Дело в том, что те самые времена Франко в книге описаны ну чисто как «кровавый совок». Так называемый. Как его описывают некоторые наши помоечные граждане, если вы понимаете, о чём я. В буквально тех же красках и теми же приёмами. И здесь я испытал натуральный когнитивный диссонанс (простите за ругательства). С одной стороны, я нисколько не сомневаюсь в зверином оскале фашизма. Да и было бы странно, ибо я его реально в собственное окно наблюдаю. В прямом смысле слова. Но с другой стороны, зная уровень достоверности тех самых страшных сказок о «кровавом совке», я начинаю сомневаться, а так ли ужасен на самом деле был Франко? Испанцам, конечно, виднее, но это закономерный вопрос, согласитесь.

Другой минус — повесточка. Справедливости ради, её там крайне мало (возможно, потому, что книге больше двадцати лет), но она, тем не менее, есть. И, ей Богу, книга не стала бы хуже без упоминания о тяжёлой судьбе дырявых содомитов в тоталитарном государстве. А вот лучше она однозначно бы стала. Такое моё мнение.

Но если абстрагироваться от этого, то я доволен, что её прочитал. Пусть она и не войдёт в список книг этого года (на что я, кстати, всерьёз рассчитывал), но прочесть её стоило. Поговаривают, что продолжение трилогии такое себе. Ну, как минимум, похуже. Так что я не стану продолжать. Чтобы не испортить впечатление.

Подводя итог, скажу, что «Тень ветра» весьма неплоха. А если бы не повесточка — была бы даже весьма хороша. По ходу чтения она напоминает то «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса, то «Английского пациента» Майкла Ондатже, то даже «Дом, в котором...» Мариам Петросян (повторюсь — одну из лучших книг в моей жизни). А иногда и книги Дэвида Митчелла. Вот с кем бы автор однозначно поравнялся, останься он жив. Но увы — не сложилось.

К прочтению, всё же, рекомендую. Особенно под определённое настроение. Ну, вы поняли.

Хорошего чтения, друзья.

#изба_читальня #карлос_руис_сафон #тень_ветра #кладбище_забытых_книг

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 10
    5
    118

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.