cp
Alterlit
ttaran Татьяна Таран 25.10.22 в 08:00

МАССОВКА В ТЕМНОТЕ

Рецензии на плохие спектакли пишутся быстро. Негодует душа, требует выдохнуть негатив, отсортировать мусор, оставить себе чистое, светлое пространство − для нового, лучшего. Иногда и название забудется, как несущественное, проходное. А иной спектакль запомнится надолго, как запомнилась мне постановка в московском театре «На Юго-Западе». И отзыв получается не сразу, как в этом случае, а спустя некоторое время — осмыслив и поняв главное.

Хорошее театральное зрелище − как город, в котором есть люди и дома, есть жизнь и ветер, и есть что-то своё, неповторимое, как Фудзи в Токио, крыши Праги, массивные двери в Дрезденскую галерею. А за дверями − ещё один мир. Настоящего искусства, с Мадонной Рафаэля, Шоколадницей Лиотара, с Вермеером и Тицианом.

Так и хороший спектакль − открывает двери, впускает в свой мир, а поймёшь и примешь (или нет) − зависит только от тебя. Но нет, не только. 

Всё решает замысел режиссера. 

Валерий БЕЛЯКОВИЧ. «Баба Шанель». (Автор пьесы − Николай Коляда).

... Она зашла на сцену, как хозяйка жизни. Молодая (относительно других артисток), в форме, с полицейской дубинкой, с манерами победительницы, всем видом как бы говоря: 

− Я вам покажу, кто главный на этой сцене! Я буду петь и танцевать, а вы − массовка в темноте. Отныне и навсегда. 

Куда деваться остальным? Тем, кто много лет подряд пел русские народные в районном Доме культуры? Им под девяносто уже, но идут на спевки, как на праздник. Мечтают о концерте, но умирают, не доживают до триумфа, их всё меньше в этом слаженном коллективе, их держит жизнь на коротком поводке, а поводырь − Сергей Сергеич, руководитель ансамбля инвалидов и пенсионеров, по месту их проживания. Музыкант — единственный мужчина в этом странном коллективе, он вдвое моложе певуний, в блестящем концертном жилете, в ботиночках «Нариман», с баяном наперевес. Артист театра Денис Нагретдинов − органичный в роли массовика-затейника.

Все артистки пенсионного септета влюблены в него. Ревнуют друг к другу, при этом одна из них путает имя своего божества, зовёт его Семён Семёныч (память подводит), другая не слышит иронии в свой адрес (слух тоже не идеальный), но все ждут руководителя ансамбля на репетицию, как мессию, как вершителя судеб. 

И он пришёл. И не один. А с «Бабой Шанель» − так в сердцах назвала её одна из престарелых артисток. Нет, у претендентки на приму есть настоящее, обычное имя, но оно не важно. Важен образ, который создала Галина Галкина. Задорно поднятый подбородок, крутая походка, уверенность в себе и — что важно! − уверенность в Сергей Сергеиче, в том, что он теперь в её власти. У неё есть напор и воля. Быть первой, быть солисткой, звездить на сцене рядом с баянистом — и чтобы никаких бабок вокруг не было, чтобы не отсвечивали своей старостью, не мешали новоявленной артистке блистать в софитах. Там, за кулисами, пусть будут, на подпевках, но не более того. 

Как это принять немолодым артисткам? Как разделить обожаемого баяниста с этой пышнотелой блондинкой? Почему он готов бросить всё к ногам фаворитки? 

− Как же мы теперь? Что будет с нами? — заламывают руки, обращаются к залу и друг к другу, в глазах мольба и страх, и чувство собственного достоинства, и жажда жизни — но ведь кончится всё прямо сейчас! Нельзя допустить разрушения их картины мира, их мечты дожить до концерта! 

Женщины рассказывают свои истории и не хотят мириться с новой, закулисной ролью в темноте. Плоховатые костюмы артисток (совсем не от кутюр) только подчёркивают их замшелость, ненужность, заброшенность. Но они стараются! Шьют кокошники с помпонами, в русском стиле, надевают бусы — простенькие, как из желудей собранные. Ведь на сцену надо идти как на праздник, чтобы не веяло беспросветной тоской от много прожитых лет. Чтобы хоть как-то длить эту жизнь среди себе подобных − в уютном певческом ансамбле, где все знают друг о друге всё. Кто любит выпить, а кто − Ахматову. Вспоминают о тех, кто уже отпел своё. А им, оставшимся, держаться друг за друга, за общие песни. И за Сергей Сергеича — силу, объединяющую эту компанию с весьма ограниченными возможностями.

И вот случилось предательство. 

Безголосая, берущая ноты невпопад, голосящая по-дурному, но молодая, совсем юная пенсионерка завладела сердцем (или разумом?) Сергей Сергеича, наобещала гастроли в Кабо-Верде (у неё связи!), ему хочется в настоящее искусство, а не в этот муниципально-библиотечно-домкультуровский проект. Надоели ему до чёртиков эти бабуси, а тут такой великолепный шанс!

Но что с артистками? Почему не хотят уходить на подпевки в тень? Почему им лучше умереть, чем стать невидимыми? Потому что они и так уже на пороге, выметать их метлой (а точнее дубинкой Бабы Шанель) — значит оборвать и без того хилую жизнь. И они уходят. Умирают одна за другой. Скидывают свои сценические наряды, снимают с головы кокошники, остаются в черном трико и в банданах. И только бусы напоминают о былом.

Не в первый раз мужчины на сцене переодеваются в женщин. Важно — поверишь ты в настоящесть образов или нет? Режиссер поставил этот спектакль десять лет назад. Пять лет назад он ушел из жизни. А спектакль — живёт. И зритель идёт в театр «На Юго-Западе», и смотрит, и не дает уйти со сцены семерым отчаянно сражающимся за жизнь персонажам.

21.01.2022.

#театральный_обзор #театрнаюгозападе #валерий_белякович  #николай_коляда #баба_шанель

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 19
    9
    178

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bitov8080
    prosto_chitatel 25.10.2022 в 12:54

    Ах, Татьяна, вы прекрасны, это отдельно хотела написать. Ну и рецензия (и, думаю, спектакль) тоже удивительны. Я знаю такую пенсионерку, правда, еще относительно молодую. Поет в хоре при ДК, это у нее прямо целый кусок жизни и мотиватор для бодрости духа и жизнелюбия. Они ездят даже на конкурсы разные, костюмы шьют себе, какие-то у них там интриги случаются, события. Когда с ней вижусь, слушаю ее рассказы с неослабевающим интересом)

  • ttaran
    Татьяна Таран 25.10.2022 в 18:08

    prosto_chitatel 

    Спасибо. Скажу вам по секрету (никому не говорите) - я тоже пенсионерка. Молодая пенсионерка))

  • bitov8080
    prosto_chitatel 27.10.2022 в 17:42

    Татьяна Таран это замечательно) театры, прогулки, неспешное чтение, путешествия, у меня вот грандиозные планы на пенсию, и они все время пополняются разным 

  • ttaran
    Татьяна Таран 27.10.2022 в 18:23

    prosto_chitatel 

    На прогулки и неспешное чтение у меня не остается времени.) На выходе - шестая книга.))

  • Arhitector
    Arhitektor 25.10.2022 в 15:26

    А я знаю другую, натурально, пенсионерку. Маникюр, педикюр, причёска под мальчика, фитнес три раза в неделю, бассейн, книги и прогулка с собачкой. И похороненный около десятка лет назад муж, обеспечивший данной пенсинерке достойную старость. Вот и задумывайся потом о цели "отношений", о сути "брака" и о том, почему на лавочках возле подъездов сидят одни бабушки, а дедушек давно нет. От слова совсем. (задумчивый смайлик).

  • ttaran
    Татьяна Таран 25.10.2022 в 18:12

    Arhitektor 

    Бросить камень? Причиной ухода мужчины могли быть совсем другие обстоятельства. А женщина, брак или отношения - не обязательно причина его ухода. И вы не можете знать, что чувствует женщина в маникюре и с прической в связи с утратой мужа. Не судите.

  • mayor
    mayor1 25.10.2022 в 15:53

    Мне лично знаком такой коллектив. Правда возглавляла его баянистка.

  • ttaran
    Татьяна Таран 25.10.2022 в 18:13

    mayor1 

    Все сюжеты - из жизни. Их всего 36. 

  • bastet_66
    bastet_66 26.10.2022 в 07:00

    Написано хорошо, даже местами за душу берет. Прониклась, наверное, потому, что сама пенсионерка. И конечно, не хочется, чтобы списали со счетов. Годы на лице и в паспорте отпечатались, а душа молода. Не могу оценить необходимость задействовать мужчин в роли женщин, но, судя по фото, все в пределах достойного уважения к спектаклю и зрителям. Спасибо.

  • ttaran
    Татьяна Таран 26.10.2022 в 08:15

    bastet_66 

    Вам спасибо за отзыв. 

  • Arhitector
    Arhitektor 26.10.2022 в 19:15

    Татьяна Таран  Я не сужу. Я наблюдаю и размышляю. И постепенно прихожу к выводу, что нынешняя (подчёркиваю) (о "прошлых" говорить не могу, т.к. не наблюдал) "абстрактная женщина", помимо того, что действительно является "продолжателем рода человеческого" (с этим трудно спорить), - одновременно является самовлюблённым, эгоистичным вампирчиком, в подавляющем большинстве случаев очень удачно и в большом объёме попивающим мужскую кровь, завуалировав это действо разными красивыми ширмочками (хотя нередко - даже и без них).

    Чисто научный взгляд, ничего личного.

  • ttaran
    Татьяна Таран 27.10.2022 в 17:41

    Arhitektor 

    Я "из прошлого", по возрасту. И знали бы вы, сколько мужчин  попивали кровь у женщин, сколько измен и сколько пьянства, сколько мужской несостоятельности и трусости, сколько неудач и провалов. Чисто взгляд писателя, ничего личного. У меня счастливый брак, 25 лет в любви и согласии. Но историй наслушалась много за свою жизнь. И некоторые опубликовала в книгах.