mama0410 ИННА КИМ 20.10.22 в 14:45

КЛОД МОНЕ

Подруга-одноклассница удивительно похожа на мать — нашу учительницу французского. Такие же круглые, чуть навыкате карие глаза. Только у Веры Владимировны они какие-то перепуганные и будто выплаканные. А Юлькины — яркие и весёлые (как камешки в воде). Это потому что Юльке пятнадцать лет (как и мне).

А Вера Владимировна боится и плачет. Говорят, Юлькин отец (школьный трудовик) изменяет француженке с немкой. 

Она, француженка, хорошая. Тихая, интеллигентная. Собирает книги по изобразительному искусству. И даже разрешила мне взять домой большой альбом с репродукциями Клода Моне.

Ну и что трудовику ещё надо? Разве мужчин поймёшь? 

Листаю яркие глянцевые страницы; они холодят и гладят внимательные подушечки пальцев. Те как слепые лодочки, качающиеся на сине-зелёной глади. Нет, как золотые и пурпурные кувшинки, ближе к ночи разжимающие крепкие кулачки цветков. 

Сбившиеся в островки, они словно парят в невесомости. Даже не отражаясь (будто внизу вызывающая дурноту пустота). 

В темноте невидимо шумят плакучие ивы. Пахнет нагретой за день водой и (сладко) гниющими на дне водорослями. 

А утром мельтешение сиреневых и розовых пятен, — и скользящие блёклые комочки на широких палубах листьев. Пруд переливается идущим снизу сиянием, словно там лежит гигантское зеркало (или живой метеорит).

Над волнами мягко перекатывающейся ивовой листвы поднимается солнце. И новая — солнечная — пустота постепенно становится наполненной. 

Будто сразу после взрыва первопустоты, которая не имела ни глубины, ни движения, ни ожидания. И не знала, что такое тоскливая нить, вытягиваемая из тёплого клубка уютного времени.

Не было ничего, и вдруг стало горячо и тесно, так что оказалось невозможным даже вздохнуть (а ведь это был бы первый вздох во вселенной!). 

Земля была безвидна и пуста, и тьма простиралась над бездною, и одинокий Дух вольно и сладостно носился над бескрайними туманными водами. 

И сказал Он: да будет свет. И стал свет.

Кипящие башни света поднимались, медленно плыли, заполняя собою новорожденное пространство, сталкивались и разрушались, колыхались, клубились, опять росли и снова падали с невообразимым грохотом, от которого хотелось зажать уши или — ещё лучше — куда-нибудь убежать.

Тогда Он отделил свет от тьмы. Был вечер. Было утро. И снова — вечер и утро. Небо и пруд то розовели, то темнели. 

Он придумал влажные купины рододендронов и обвитые розами круглые арки. 

Он перекинул через жёлтый и зелёный летний пруд фиолетовый от распустившихся глициний мостик. 

Он нарисовал пятнистые от солнца поляны, где попеременно и вместе цвели маргаритки, настурции, анютины глазки, крокусы, ирисы, тюльпаны, васильки, гладиолусы, георгины, маки. 

И создал водный сад. 

Вдалеке виднелись холмы и виноградники; лес волнисто повторял движение зеркалящей реки.

И увидел Клод Моне, что это хорошо.

Шёпот. Шелест. Шорох. Шуршание. Плеск. 

О, Живерни.

После смерти сюда попадают все хорошие растения.

Здесь пространство и время, все четыре измерения, — какими они и были задуманы Создателем. И безмятежные «завтра» занимают место ленивых «вчера» — ничем от них не отличаясь. Словно нехотя чередуются солнце и луна. О неминуемом восходе первого возвещают суетливые птицы, а вторую томно встречают охрипшие от любви лягушки, поющие ветхозаветную Песнь Песней; и все соломоны и суламифи древнего царства лета, скрываясь под невидимой защитой своих тайных убежищ, старательно плодятся и размножаются.

Живерни будто щёлкает от переизбытка собственного электричества, паря лилово-розовой кувшинкой в тёмно-зелёной пустоте. И ты чувствуешь такую дикую физическую радость, какая бывает только в юности, когда всё тело звенит-поёт от роста, от невыносимой лёгкости бытия, от всеобщей и частной чудесности — вселенной, бега, плавания, лета, слепого ливня, запаха и вкуса свежих огурцов с пшеничным хлебом. 

Налюбовавшись райскими садами Клода Моне, я бросила рисовать. А зачем? И все свои рисунки порвала и выбросила. Правда, спустя три года (в восемнадцать) нарисовала новые.

К этому времени муж Веры Владимировны ушёл к учительнице немецкого языка. А Юлька «принесла в подоле», родив неизвестно от кого здоровенького кареглазого младенца.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 7
    3
    170

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • udaff

    Слышал как-то одну такую присказку: он погуляет и бросит, а ты оставайся — лавка с товаром. 

  • mama0410

    Дмитрий Соколовский 

    Вы знаете, что Вы золото?! В этом мире сплошнописателей Вы, единственный, читаете и комментируете ВСЁ! Конечно, что-то Вам нравится, а что-то не очень, а что-то не нравится категорически.... А Вы всё равно читаете (даже не по диагонали) и комментируете. И это драгоценно. Позвольте пожать Вашу честную руку!

  • udaff
  • neon

    Сложное впечатление. Несомненно автор настолько силен в метафорах, что начинает злоупотреблять ими, метафоры это специи дающие блюду особенную яркость вкуса, но блюдо не может состоять из специй. Вообще, изображения рая горазло сложнее чем ада, авторы, даже Данте, очевидно проваливались на этой теме. Трудно изобразить мир в котором нет теней и нет времени, он становится скучным. Мне понравилось.

  • mama0410

    Йоко Онто 

    Спасибо Вам за Ваше прочтение описанного мною Живерни - это любопытно: Вы увидели в нём рай, а я-то думала, что описываю создание Творцом-Моне мира-Земли)) В общем, неожиданно, но мне понравилось! И да, я знаю, что мои метафоры могут вызвать сенсорный ожог и даже отравление, и это отпугивает от меня потенциальных читателей. Но зато такие кайф и искушение писать, как тебе нравится и что ты хочешь. 

  • neon

    ИННА КИМ не думаю, что стоит замыкаться толкьо на собственных взглядах. Это такой литературный онанизм. Обратная связь все же важна. Они не вызывают сенсорный ожог, они просто перестают работать. Образы толкаются и вытесняют друг друга, читатель просто начинает пропускать, вот и весь эффект. А хорошая метафора хорошей оправы требует, а не другой метафоры

  • mama0410

    Обратная связь обратной связи рознь))