Холопы молчат, когда беседуют баре! Ко дню рождения Листа
22 октября 1811 года родился великий венгро-немецкий композитор-пианист, педагог, дирижёр, публицист, крупный представитель музыкального романтизма Ференц Лист.
Худ. Ярослав СОЛОНИН
Мой милый папочка
Как известно, Ференц Лист был тестем почти одногодку Рихарду Вагнеру. С которым сблизился в начале 1850-х гг. на почве создания новаторского Союза «веймарцев». В противовес более академичным «лейпцигцам» (Шуман, Мендельсон, Брамс). Что-то наподобие российских «карамзинистов» и «шишковистов» — прогнившей, по мнению оппонентов, державинско-крыловской «Беседы» и продвинуто-модного юморного «Арзамаса» начала XIX века.
Будучи прогрессивным философом, Вагнер, соответствуя веянию времён, был ещё и немалым шутником.
Посему один из ведущих музыкальных мотивов во втором акте «Валькирии» он полностью сплагиатил из листовского «Фауста».
Когда на одном из званых вечеров Лист исполнял своего «Фауста» и дошёл до этого места в партитуре, к фортепьяно приблизился Вагнер и честно, но скабрезно ухмыляясь, признался:
— Мой милый папочка, именно этот мотив я и слямзил у вас.
Добродушный Лист, который абсолютно без зависти относился к необычайным успехам своего зятя, ответил:
— Это замечательно, сынок. По крайней мере, люди смогут его лучше расслышать.
Скупердяй
Ференц Лист однажды был приглашён на ужин к одному аристократу. Собралось большое общество, — так как хозяин предупредил, что у него дома будет играть знаменитый пианист.
Ужин, поданный гостям, был чрезвычайно скромным и крайне безвкусным. Плохим, в общем.
Тем не менее, не успели присутствующие чего-либо поесть, как хозяин громко провозгласил:
— А сейчас наш глубокоуважаемый гость нам что-нибудь сыграет из своих произведений. Просим, маэстро!
Сконфуженный приёмом композитор сел за рояль, взял несколько фальшивых аккордов и запендюрил что-то типа нашего чижика-пыжика или собачьего вальса. Не знаю, — что там у них в XIX в. было в ходу. До-ре-ми-до-ре-до точно же не было…
Характер
Основоположник веймарской «лёгкой» школы Ференц Лист [в противовес «академической» лейпцигской] был непрост характером…
Однажды он концертировал для весьма титулованных вельмож. Что было чрезвычайно почётно. Ведь на вечер могла прийти королева!
Она и пришла… Только, увы, шумным призраком возникла на половине действа.
Непереносимо долго устраиваясь с многочисленной свитой в ложе. Перешёптываясь, шелестя парадным платьем. Тут же о чём-то хихикая, «эсэмэся» приколы подружкам-хохотушкам, обсуждая наряды.
Лист, не выдержав, демонстративно прервал игру. Нервно встал, раскланявшись залу…
— Э-э, э… — прозвучало из недешёвого партера. — Что-то уж больно коротко, маэстро.
— Ничего страшного! — во всеуслышание ответил Лист: — Таким манером я дал возможность королеве расположиться поудобней.
Публика тут же повернулась к венценосной ложе…
Холопы молчат, когда беседуют баре!
В 1842 г. сие точь-в-точь произошло в русском Большом театре. Когда Николай I мало того, что опоздал. Но ещё и принялся разговаривать, по привычке громко отдавая кому-то приказы, — Лист внезапно прервал музицирование фальшивым аккордом!! (Любил так делать в приступах гнева.)
— Что случилось? — по-французски спросил изумлённый царь.
Зал притих.
— Почему вы не играете? — повторил Николай на немецком.
Лист обернулся к императору:
— Холопы молчат, когда беседуют баре!
Каково Николай I снёс эту, вроде бы, грубость — одновременно похвальбу, — история умалчивает…
Впрочем, равно как умалчивает она и реакцию на грубость Листа вышеупомянутой императрице Ирландии, Индии и Великобритании — королеве Виктории.
#ференцлист #фортепиано #романтизм #академизм #музыка #композитор #педагог #дирижёр
-
-
это не анекдоты!! научные тексты, цитируемые в Скорпусе
-
Игорь Фунт, виноват-с. Я имел в виду анекдот, в значении, некий действительный случай, произошедший с кем-то известным.
1 -
-
-
-
-