cp
Alterlit
vasyukhin Влад Васюхин 20.10.22 в 09:16

...вот в чем вопрос!

Остановите первого встречного, и на вопрос «Самая известная пьеса в мировой драматургии?» он вам либо не ответит ничего (промычит, пошлёт куда подальше), либо от зубов его тут же отскочит: «Конечно, "Гамлет"!»

«Трагедия о Гамлете, принце Датском» написана Шекспиром (ну или тем/теми, кто писал под этим именем) в 1601 году. И с тех пор она уже четыре столетия, как говорится, не сходит с подмостков. Пьеса на все времена. Отройте её и найдёте ответ на любой вопрос.

Не верите?! 

Вот о чем вы сейчас думаете? Об эмиграции? Пожалуйста. «Мириться лучше со знакомым злом, / Чем бегством к незнакомому стремиться!» 
Далее гадание по великой книге можете продолжить сами. 

Уж хотя бы одну строчку из «Гамлета» или полстрочки — «Быть или не быть» — процитирует любой. Переводов на русский — тьма, и продолжают появляться новые. Текст трагедии разошелся на поговорки: «О, женщины, вам имя — вероломство!», «Но я её любил, как сорок тысяч братьев любить не могут...», «Покамест травка подрастет, лошадка с голоду умрет». Ну и так далее. 

В России, это еще англичане заметили, к «Гамлету» какое-то особое, «неровное» отношение, завышенный интерес. Может, это потому, что принца датского играли лучшие отечественные актеры — от Василия Качалова и Михаила Чехова до Смоктуновского, Высоцкого, Солоницына, Янковского, Авилова, Евгения Миронова, Данилы Козловского... 

В этом году в столице появилось, как минимум, две постановки «Гамлета». Про одну, «Гамлет in Moscow», сделанную Константином Богомоловым в Театре на Бронной и представленную летом, я уже более-менее подробно здесь писал. От первоисточника там остался только скелет да имена действующих лиц, и то частью переиначенные. Действие перенесено в наши дни. Королевское семейство — богатые евреи Гамлетманы, а Полоний и его дети — таджики. Жанр — водевиль. Короче, не буду повторяться. 

А вот вторая долгожданная премьера случилась в театре имени Моссовета, где пьесу всех времен и народов поставил его худрук Евгений Марчелли. Чтобы уж ни у кого не было сомнений насчет верности автору (и одновременно понимали, что тут вам — не Малый театр, хранитель классики), спектакль называется «ШЕКСПИРГАМЛЕТ». Так и написано — в одно слово прописными буквами. 

Сцена из спектакля «ШЕКСПИРГАМЛЕТ». Фото: Ольга Швецова

Из-за этого марчелливского Гамлета я чуть было не рассорился с одним старым другом. Он с женой посмотрел премьерный спектакль после меня, до этого выслушав мои восторги, а после высказал всё, что думает — и о режиссерской трактовке, и о сценографии с костюмами, и об актерах, и о моем плохом вкусе, раз подобное мне нравится. 

А мне-то этот черно-белый спектакль реально показался нескучным, живым, неожиданным. Современным без натужного осовременивания. Парадоксальным. Дерзким. Местами смешным, да-да. Но мой товарищ, тертый театральный калач, никакие робкие доводы и слушать не желал! И если бы мы беседовали с глазу на глаз, а не по телефону, дошло бы до рукоприкладства. Впрочем, это и не беседа была, а его гневный монолог. 

Нормально, да? Люди ругаются не из-за политики, а из-за спектакля! Из-за «Гамлета»! Сколько их было, этих «Гамлетов», и сколько еще будет... 

Конечно, Евгений Марчелли устраивает «жестокие игры» (так называлась его первая постановка на большой сцене «Моссовета») для типичной публики этого знаменитого, но в последние годы явно сдавшего свои позиции театра. «Сказать, что я шоке, ничего не сказать!» — вот типичная реакция этой части аудитории на его версию «Гамлета». А другая часть, которая знает режиссера по резонансным постановкам в российской провинции (их до его переезда в Москву регулярно привозили на столичные фестивали), наоборот приняла спектакль почти безоговорочно. Включая прозаический, не претендующий на художественность, перевод Михаила Морозова (1954) — он заставляет воспринимать текст иначе. И включая кастинг. 

Есть старая театральная заповедь, что «Гамлета» можно ставить лишь в том случае, если в труппе есть Гамлет. Достойного претендента на заглавную роль среди своих штатных артистов режиссер не увидел, хотя в «Моссовете» служит несколько талантливых молодых мужчин, и пригласил «со стороны» малоизвестного 36-летнего Кирилла Быркина. 

Свежее лицо. Немедийное, хотя немало снимался в сериалах. Его принц — эксцентричен с первых минут: он то ли мажор, за которым по голой сцене носится толпа девиц в вечерних платьях, то ли безумец, то ли ловко притворяется ненормальным. Этот Гамлет по-детски беззащитен и жесток. И это он губит Офелию. 

Гамлет — Кирилл Быркин. Фото: Ольга Швецова

Увидев на фото актрису Анну Галинову, вы скажете: «Да это же Кормилица Джульетты!» И тем не менее, 47-летняя актриса так обаятельно сыграла... юную чистую девушку, рыжеволосую толстушку с тонкой душой, что многие сошлись во мнении, что выбор, конечно, неожиданный, однако это лучшая роль в спектакле, где почти все роли сделаны хорошо. Трогательная и самоуверенная Офелия тоже немного «ку-ку», как и Гамлет, уже с первого появления на сцене. 

Офелия — Анна Галинова. Фото: Ольга Швецова

Режиссер говорил в интервью, что ставил «Гамлета» как семейную историю. И, в первую очередь, ему важны отношения сына и матери, дяди и племянника. Здесь красавица Гертруда (Евгения Крюкова) и Клавдий (Сергей Юшкевич, еще один приглашенный артист, звезда театра «Современник») реально любят друг друга. А Гамлет со своей жаждой мести так мешает их чувствам...

Евгения Крюкова (Гертруда) и Сергей Юшкевич (Клавдий). Фото: Ольга Швецова

Кстати, уже от нескольких знакомых я слышал об этом спектакле Марчелли: «Я бы пересмотрел». А я бы тоже. Желание пересмотреть — комплимент любому зрелищу. Возможно, даже лучший, чем желание о нём спорить.

#новые_критики #театральный_обзор #шекспиргамлет #театр_моссовета #евгений_марчелли #кирилл_быркин #анна_галинова #евгения_крюкова #сергей_юшкевич

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 8
    6
    190

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • chey_tuflya
    Чей туфля? 20.10 в 10:24

    И вновь про мною нелюбимого Богомолова.

    Даже и не знаю, что сказать.

    Обзор как всегда интересен, спасибо.

    А вот в плане "цитатника" у меня на первом месте стоит не Шекспир, а Грибоедов. "Горе от ума" - это кладезь, открывает который каждый в своём возрасте. Вот, к примеру, о Богомолове: "О! если б кто в людей проник: Что хуже в них? душа или язык?"(с)

  • udaff

    Чей туфля? 

    А почему про Богомолова-то? Этот спектакль в Моссовета идет. 

  • chey_tuflya
    Чей туфля? 20.10 в 11:27

    Дмитрий Соколовский Да, понял. Я "зацепился" за Богомоловский. Не смог себя пересилить и перенёс негатив и сюдой.

  • soroka63
    О. Сорока 20.10 в 11:28

    Офелия шокировала, да. Но, чувствую, выбраться куда-нить пора. Почему бы и не в Моссовета.

    Спасибо за наводку.

  • vpetrov

    Офелия в исполнении Анны Галиновой великолепно смотрелась бы тихо плывущей на спинке. Средь камышей, кувшинок и хладных струй. Впрочем, это уже ближе к кинематографу.

  • bitov8080
    prosto_chitatel 20.10 в 17:06

    Какие совершенно гениальные фотографии. Влад, спасибо большое за этот текст, он, как всегда у вас, информативен и замечательно написан, но фото меня отдельно поразили.  

  • Arhitector
    Arhitektor 20.10 в 17:12

    Относительно недавно мне пришло на ум соображение, почему, возможно, к "Гамлету" неравнодушна российская публика - вот уже многие-многие десятилетия.

    Возможно потому, что вопрос "быть или не быть" не раз высоким горным хребтом перегораживал нашему народу исторический путь, угрожая обескровить, уничтожить, стереть с лица Земли. И каждый раз народ, сжав зубы и кулаки, однозначно отвечал - монголу, шведу, поляку, французу, немцу, японцу - "БЫТЬ !!!".