papavad Виктор 16.10.22 в 12:54

Мираж. Путешествие 4. Окончание

Спросите у стариков о церкви. Они расскажут вам, как в детстве ходили в церковь, может и вам вспомнится похожий весенний день на Пасху или яркий зимний день на Рождество, колокольный звон, разливающийся по всей округе, и радостное тревожное чувство на встречу с чудом. Расскажут вам старики и о том, что строили церквушку их отцы и отцы отцов, собирая всем деревенским миром гроши в медную кружку, порой отказываясь даже от хлеба, а потом..., впрочем, старики не промолвят больше ни слова, никого не упрекнут, а помолчат, покашляют, повздыхают, разведут руками и сделают то, что делал российский мужик в Российской империи над своим затылком. Но не покажется ли вам, что наши владыки взяли за правило, что построено народом, то и должно быть им разрушено.

Поднимитесь по заросшей бурьяном тропинке, давно забывшей богомольцев, странников и просто любопытных, и войдите в церковь. Вы увидите летающего под куполом одинокого голубя, поржавевшие плужные лемеха, порванные хомуты, голый каркас подводы, обода от колёс линейки бывшего председателя колхоза, «ложе» из соломы, железную бочку, застеленную пожелтевшей и промасленной газетой, а на ней пустые консервные банки, стекло разбитых стаканов и прочее — свидетельство известного застолья, которому отдаётся русский человек во всех местах, но вы не увидите ни величия, ни великолепия, которыми столетия блистало христианство на земле нашей, вызывая у наших дедов и прадедов смешанное чувство надежды и отчаяния.

Сколько добрых и глубоких мыслей породило христианство. Сколько прекрасных и чудных творений оставил дух русского христианина. Но странная судьба его. Из чужой земли пришло оно к нам, и чужие идеи разрушили его. О чем спросите вы себя, глядя на бывший храм. Не из него ли взывала Русь к Богу и, не дождавшись ответа, отказалась от него и прокляла. Не рано ли явилось христианство языческой душе русского человека. Может, избрал бы наш народ другую веру. И кто знает, не было бы столько бед на земле нашей.

Походите по церкви. Под ноги вам попадутся исковерканная лампадка, небольшой оловянные крестик, изгаженный разломанный иконостас, разбитая икона с разрушенным ликом святого. О чем вспомните вы. О страшной участи, которой подверглось христианство на Руси нашей. И только ли христианство. К кому вы обратите свой горький упрёк. Или оправдаете все великой идеей, ради которой оправдывают все на Руси, и освящается даже зло.

Выйдете вы из церкви, когда солнце уже давно скроется за буграми, а над посёлком покажется большая полная луна, и рассыпается яркие крупные звезды, глядя на которые редко кто не задумается, а что т а м... в тех далёких уголках Вселенной, а, задумавшись, почувствуете грусть: самое прекрасное чувство, которое бог знает кто подарил человеку. Не спешите уходить от церкви к своим земным заботам, которые так нелегки, и к бедам, которые так часты. Посмотрите ещё раз на звезды: не почудится ли вам, что кто-то зовёт вас оттуда.

Я часто слышу этот зов. Посмотрите и на уснувшие и залитые лунным «светом» степь, курганы, шлях, балки, посадки, тополя, акации, разрушенный дом священника, заброшенное церковное кладбище и небольшую берёзовую рощу возле бугра, окружённую невысокой кладкой из белого камня. Кто знает, когда вам придётся увидеть все это. Ведь часто судьба, не спрашивая нас, зовёт к себе. Свежий воздух и тишина, которой почти лишён современный мир, успокоит вас и вам покажется, что увиденное и пережитое за день — причуды воображения. А чтобы утвердиться в этой мысли, вы начнёте убеждать себя, как убеждает себя часто русский человек: «А. Жить можно. Все пьют. Все гуляют. Все умирают». И действительно вам станет легче, потому что «все», а не вы один. Постойте ещё немного на разрушенной паперти, а потом сходите к берёзовой роще, которую в посёлке по горькой иронии называют «город будущего».

Дорогой вам никто не встретится, ничто не потревожит вас, и вы скоро дойдёте до рощи. Какой прекрасной и чудной покажется она вам, подсвеченная лунным «светом», молодой и сильной, словно не успевшей ещё узнать тягот и горечей земных. Пройдя вдоль белой кладки, разрушенной во многих местах и выложенной бог знает когда, вы выйдете к железным воротам. Они распахнутся от одного лёгкого прикосновения вашей руки. По дорожке, посыпанной песком и гравием, вы пройдёте в самую середину рощи.

Таинственный и загадочный мир откроется перед вами: холмики земли с крестами, гранитные памятники, железные оградки... мир, которого так боится человек. Отыщите лавочку и присядьте. Кто похоронен здесь. Куда ушли они. И вернутся ли вновь. Сколько слез впитали эти холмики. Сколько душ избавили они от муки. А сколько на гранитных памятниках напутствий, поклонов, просьб, надежд... Вспомните стариков, Абалдуя, Ляптю... всех, кого вы видели в посёлке. Неужели все они покинут нашу землю и нигде никогда больше не найдут пристанища... ни в одном уголке Бесконечности. Как тяжело и больно становится от этой мысли. И... не смешны ли тогда все деяния человека. Не смешны ли титанические усилия сильных мира сего: царствовать и властвовать, создавать «могущественные» державы и империи, которые время распылит, словно песок. Не смешон ли и весь наш земной мир и все созданное потомками. Стоит ли переживать и мучиться, страдать от пошлости и невежества, если нет бессмертия. Но почему же человек так упорно держится за жизнь, которую он часто проклинает. Не потому ли, что, сознавая себя смертным существом, он творит свою судьбу в надежде, что когда-нибудь Вселенная... Создатель... возродят его вновь.

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 2
    2
    75

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.