Рецензия на фильм «Прощённый» / The Forgiven

Режиссер: Джон Майкл Макдона
В ролях: Ральф Файнс, Джессика Честейн, Мэтт Смит, Эбби Ли, Кристофер Эбботт, Саид Тагмауи, Исмаэль Канатер, Анас Эль Баз


Салют зрителям!

Древняя мудрость гласит, что когда Господь хочет наказать кого-то, то лишает его разума. Если отбросить всю шелуху формы, становится понятно, что именно это хочет нам сказать новый фильм с Ральфом Файнсом в главной роли. Ведь если ты не канатный плясун по профессии, то лучше без необходимости не испытывать возможности своего вестибулярного аппарата, ну а если постоянно заигрывать со смертью, в какой-то момент она непременно ответит глупцу взаимностью.

Фильм повествует о крайне неудачном дне лондонского врача Дэвида Хэннинджера. Его друг — богатый гомосексуалист по имени Ричард Гэллоуэй — устраивает VIP-вечеринку в своём особняке в Марокко. Мне немедленно чрезвычайно странным показалось желание очень и очень открытых геев жить в арабской пустыне, хотя бы с точки зрения безопасности, но у миллионеров свои причуды. В числе прочих гостей Гэллоуэй приглашает Дэвида с женой Джо, которая считает себя писательницей, но поскольку её книги упорно не желают продаваться, Джо занята в основном сидением на шее у мужа и сверлением его мозга. Дэвид и Джо сильно опаздывают и вынуждены ехать через пустыню ночью, чего избегают даже местные жители. 

Чтобы хоть как-то скрасить многочасовой перегон и прекрасную компанию, Дэвид выпивает за ужином бутылку шампанского, шлифует это дело виски, и, разумеется, насмерть сбивает юного бедуина, выскочившего на дорогу. Впрочем, бедуин не просто так ошивался у опасного поворота в тёмное время суток — они с товарищем планировали грабить проезжающих белых на дорогих авто и даже позаимствовали ради такого дела у отца его старый револьвер. Дэвид паникует, выбрасывает документы сбитого парня, грузит труп в машину и везёт к Гэллоуэю, который решает помочь другу. Благодаря его посредничеству, местная коррумпированная полиция за скромное вознаграждение забывает проверить Дэвида на алкоголь и оформляет инцидент как несчастный случай с неизвестным потерпевшим. Казалось бы, всё обошлось, но Дэвид ещё не знает о том, что второй бедуин-грабитель уже успел сообщить своему аулу о смерти соплеменника.

На следующее утро у ворот особняка Гэллоуэя появляется группа бедуинов во главе с отцом погибшего по имени Абделла, который требует, чтобы Дэвид отправился вместе с ними в пустыню и похоронил там случайно убиенного, чего, якобы, требует исламский обычай. Тут бы Дэвиду следовало вспомнить о том, что мусульмане, особенно радикального толка, весьма критически относятся к присутствию кафиров во время их религиозных ритуалов, но Дэвид же у нас надменный англичанин, зачем ему читать какие-то книги об исламском праве? Мало того, поверив в детскую сказочку, Дэвид даже не подумал, что на расстоянии одного телефонного звонка находится уже хорошо зарекомендовавшая себя в деле полиция, которая за пару тысяч евро могла бы обеспечить ему эскорт до ближайшего аэропорта, а бедуины в бессильной ярости скрежетали бы зубами. Увы, но сотни лет близкородственных браков на маленьком острове явно не способствуют развитию критического мышления, поэтому Дэвид соглашается, опрометчиво обещает жене вернуться через пару дней и уезжает в пустыню в компании самых отъявленных головорезов к югу от Танжера. Ну а жёнушка, как и положено оставленной без присмотра даме, не теряя не секунды, завязывает роман с одним из друзей Гэллоуэя. Дэвид же тем временем колесит по барханам и ведёт глубокомысленные разговоры о смысле жизни с одним из арабов, понимающим по-английски.

Нельзя не признать, что «Прощённый» снят крайне профессионально. Сценарий, диалоги, персонажи и работа оператора находятся на высочайшем уровне. Горные районы и пустыни Марокко словно созданы для неспешной, обстоятельной киносъемки и замечательные длинные кадры невольно настраивают зрителя на философский лад. Просто и безыскусно, но при этом крайне интересно написанные философские дискусии между главным героем и его новыми бедуинскими знакомыми, несомненно радуют.

Отлично показано столкновение двух миров — изощрённого, изнеженного, скучающего и давно потерявшего цель в жизни цивилизованного мира белых людей, и навсегда застрявшего на первобытно-общинном уровне, но тем не менее крайне энергичного и злобного мира бедуинов. Отрадно наблюдать, как богатые дармоеды, на закрытом элитном фуршете с упоением отыгрывают свои социальные роли друг перед другом, обсуждают высокие материи, флиртуют и прожигают жизнь, даже не задумываясь о том, насколько хлипок фундамент их благополучия. Либерально настроенные персонажи успешно подчёркивают классовую ненависть голодающих туземцев, при этом изящно обходя вопрос о том, почему мароканцы так плохо живут и все поголовно хотят эмигрировать в Швецию — не потому ли, что французы, некогда успешно управлявшие своими африканскими колониями, были вынуждены уйти? Впрочем, интеллектуальный троллинг и обильно встречающиеся остроумные социальные комментарии это далеко не самое большое достоинство картины.

Основная же идея, красной нитью проходящая через весь фильм, заставляет зрителя задуматься о весьма неприятных, но объективных фактах. Образ Дэвида и Джо идеально отражает моральное состояние современной западной цивилизации, согласно всех заветов Шпенглера и Хайдеггера находящейся в фазе заката и ищущей удобный предлог, для того, чтобы устремиться к смерти. Весьма показательным является тот факт, что у главного героя с его несчастливым чайлдфри браком по сути нет не жены, ни семьи и, соответственно, биологического будущего. Режиссёр прекрасно демонстрирует то, что Дэвид подсознательно делает всё возможное, чтобы уменьшить свои шансы на выживание, и последствия его выбора являются не столько печальными, сколько закономерными. Организм, обладающий таким великолепным инструментом выживания, как высокоразвитый головной мозг и при этом использующий свой интеллект исключительно в деструктивных целях, в частности, для поиска причин, по которым он сам не заслуживает жить дальше, обречён на поражение. На таком фоне иногда кажется удивительным, что всего сто лет назад существовали реальные прототипы героев «Воли к жизни» и «Соломоновых островов» Джека Лондона.

Увы, но катарсис, который Дэвид испытывает, покатавшись по пустыне, пообщавшись на философские темы с арабами, и публично покаявшись в своих грехах, настолько же ложен, как и официальная индульгенция, которую ему милостиво выписал Абделла.

Так что, на заметку читателям — если вам случайно не повезёт сбить бедуина в пустыне, и его родственники в конце концов прощают вас и клянутся Аллахом, что не таят злобы в сердце, не забывайте, что согласно исламской доктрине под названием «такия», допускается нарушать любую клятву, данную неверным. 

Труппа однозначно хороша. Ральф Файнс относится к той категории актёров-счастливчиков, которым повезло самом начале карьеры обозначить свой статус bona fide звезды — в его случае ролью тонкого интеллектуального тролля Амона Гёта — но и в дальнейшем он проявил себя настоящим джентльменом и не опускался до кинематографического мусора. Дэвид в его исполнении раскрывается как глубоко несчастный человек, потративший лучшие годы на нелюбимое дело и отчаянно ищущий смысл в стремительно ускользающей жизни. Джессика Честейн, уже давно зарекомендовавшая себя настоящим сценическим хамелеоном, прекрасна в роли Джо, под внешней интеллигентностью и светскими манерами которой скрывается зияющая пустота. Отдельных оваций заслуживает Мэтт Смит, который успешно переносит яркий, сочный и крайне меткий образ современного аристократа из недавнего «Морбиуса». Здорово выступили также аутентичные арабы — Саид Тагмауи и Исмаэль Канатер.

Итог: прекрасно снятый, но психологически весьма тяжёлый фильм. Рекомендую к вдумчивому просмотру.


#новые_критики #драма #прощённый #ральф_файнс #джессика_честейн #восток_дело_тонкое #закат_европы #дурака_могила_исправит

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 5
    5
    158

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • chey_tuflya

    Недавно читал чей-то обзор.

    Обзор понравился, фильм нет.

    Тут случай тот же.

  • bitov8080

    Замечательная рецензия, читала просто с восторгом. Мои аплодисменты таланту обзорщика. Уже была рецензия на этот фильм, тем не менее, с огромным удовольствием зачла эту. Пара из Ральфа Файнса и Джессики просто идеальна для таких философских картин, мне кажется. 

  • sgb

    Буду смотреть. 

    Спасибо. 

  • Arhitector

    Как такое можно смотреть?)) Фильм-пустышка, который уже разбирался кем-то из местных авторов. И вот не жалко же своё личное время на "буду смотреть". Да уж. Что в голове утех, кто такую кинопродукцию выпускают? Что в голове у тех, кто такую продукцию смотрит?...

    Ну и так, маленькая поправочка. Когда господь хочет кого-то наказать, он - нет, конечно, не лишает его разума (как любит выдумывать публика). Поскольку лишённый разума не может осознать  урока. Когда ОН хочет наказать - он перестаёт наказывать.

  • Psychoscum

    Arhitektor 

    Интересное мнение. Сентенция о наказании сразу напомнила "Обезьяну и сущность" Хаксли.