Полный метр «Киношока» 2022

Название фестиваля «КиноШОК» — из лихих девяностых. В последние годы, как мы знаем, шок стал на экранах как-то неактуален, как девиз анахроничен. И вот в наше время — вновь звучит вполне актуально.

Подведены итоги, вручены призы. Два года я не был на фесте (по пять месяцев был в деревне, писал тексты), да и так он с каждым годом хиреет, превратившись теперь, по сути, в некую тусовку для начинающих и так называемых национальных режиссёров.

Обычно мы концентрировали внимание на короткометражках: они динамичнее, авторы хоть как-то могут связать концы с концами, попадаются интересные*. Но в этом году смогли посмотреть лишь четыре полнометражных фильма. Но они с явной претензией на шок — в основном жёсткие, требующие напряжённого внимания.

«Тыгын Дархан» (2020) — о якутском национальном герое, объединителе племён (почти как у нас Иван III «собиратель земель русских»), о личности в истории, и как её не понимают со временники. Полное погружение в иную культуру, хорошие батальные сцены, но много лирики и странной неспешности. Фильм, конечно, эпичный, но два с половиной часа... На якутском! Главное, на мой взгляд, в этом фильме — тема войны. И во времена Гомера, и 500 лет назад у якутских племён всё было, по сути, то же самое.

«Кукушка» — монгольская экранизация повести Распутина «Последний срок», причём события перенесены из русской деревни в монгольскую степь. Сначала мы не знали, что экранизация, и удивлялись, что монголы постоянно прикладываются к водке — да ещё, не свалившись с ног, ведут при этом беседы, ездят на русском уазике-таблетке (это бывает), и вообще всё предельно экзистенциально (пропустив заглавные титры, подумали, что фильм опять бурятский).

Причём тут кукушка так и не поняли, но при такой кимкидуковской русско-монгольской жёсткости (жёстче, чем у Распутина), ещё и изобилие неспешных планов, неспешности коих позавидовали бы Звягинцев и Тарковский. Вместо кукушки — постоянное (зело неразнообразное, пронимающее душу, если прямо не сказать, омерзительное) покрикивание верблюжонка (и заодно иногда всей стадной живности), всё это в суровых декорациях едва ли не пустыни. Но всё же целостно. Лента получила ВСЕ главные призы фестиваля, в том числе заслуженные — за лучшую мужскую роль и лучшую женскую роль (Церенболд Цегмид и Тангад Борхуу).

 

Российский «Тембот» (2022) — история злоключений подростка. В аннотации: «История про путь к свободе. Авторское кино из Нальчика с непрофессиональными актёрами, уличной энергией и важной миссией от ученицы Сокурова Тины Мастафовой». Заявка и тема хорошие, но на деле... Начинается кино бодро, как обычные российское фестивальное «жесть про жисть», но минут уже через 15 понимаешь, что фильм сырой, масса сценарной непроработки.

Героя не любит мать, видя в нём отца (это может быть, но сделано простецки, топорно, матери всё же более сложные существа), зачем герой взял чужие деньги и открыл на них бизнес и чем он собирался их возвращать, работая охранником, непонятно. Кончается фильм резким и скомканным финалом. Но это ещё не всё — дальше идёт некий бонусный киножурнал, о том, как нелегко «жить, работать и устроиться» в Кабардино-Балкарии. Актёры говорят уже о себе. В фильме самое отрадное для героя, что у него есть друзья. Но друзья — какие-то полные обалдуи, чем-то напоминающие героев «Шапито-шоу», но гораздо хуже. Возникает вопрос, зачем таким в Москву ехать, когда там, что называется, и своих полно. Проблемы региона и взросления личности понятны, но непонятно, куда смотрел Сокуров, выпуская сырой фильм под эгидой своего фонда и своей мастерской. Картина отмечена специальным дипломом «за кинематографическую страсть».

И наконец, отрада — российско-казахская комедия «Скоро кончится лето» режиссёра Яны Скопиной. Что называется, тренд: ещё один фильм про Цоя. (Цой здесь, как и в упомянутом «Шапито-шоу», фигурирует опосредованно, неким культурно-историческим фоном, но всё же.) 1990-й год. Вдумайтесь! (Мне кажется, это само по себе уже СУПЕР — не 2003-й, не 1999-й, даже не популярный в литературе 1993-й!) Атмосфера советских двориков, тусовок взрослеющих подростков воссоздана очень даже органично, герои героичны (не то что нынешнее племя! — тут и сравнения нет!), детали весьма правдивы. Не знаю, куда смотрят организаторы, спонсоры и прокатчики, но чуть не в каждом кадре подростки распивают водку, пиво, портвейн, а также, поскольку это Казахстан, раскуривают то, что растёт на плантациях неподалёку. И это правдиво, не то что нынешние сопли по смартфону.

Сюжет оригинален — драма взросления плюс комедия** — герой интересуется гипнозом. Он, как водится, хочет загипнотизировать героиню — местную королеву двора и школы, которая пока не с ним. Он, как уже отмечалось, героичен — отважен, предприимчив, находчив, даже остроумен (!), берётся за дело вроде как с гипнозом (об коем и написано краткое содержание фильма), а дальше он как-то о нём невольно забывает (как и авторы сценария!), всё вершится само и гипнотизируют только зрителя. В общем, скорее, трансерфинг какой-то, а не гипноз. В итоге — реально смешной (вызывает чаще улыбку, а не гы-гы), лёгкий, ностальгический (я бы сказал: исторический), психологический фильм о взрослении личности. Чего-то может быть немного где-то не хватает, но талантливо, можно только порадоваться (пр-во мастерской С. Соловьёва с посвящением ему***). Однако на фестивале картина не получила вообще никаких призов! Как и в литературе, побеждают часто «Темботы» (о нём пишет «Форбс» и прочая пресса). Зато фильм Яны Скопиной должен выйти в прокат в конце октября.

 

Итоги феста официально: https://www.interfax.ru/culture/865733 

 

* Писал в 2019-м обзор в ФБ: выборочно о полном метре, короткометражках и даже о телефильмах.

** Вообще по совмещению серьёза с юмором мне это очень близко, чем-то напоминает мою деревенскую юность, описанную в книгах «Настоящая любовь/ Грязная морковь» и «Russian Disneyland», отчасти в повести «Мир-село и его обитателях». Пардон, что «и снова о себе и своём тв-ве», но здесь прямо случай подходящий.** Году в 2010-м был на встрече с Соловьёвым в Москве. Что называется, уже история.

***Году в 2010-м был на встрече с Соловьёвым в Москве. Что называется, уже история.

#кино #Киношок #кинофестиваль #Анапа #Скорокончитсялето #Тембот #Кукушка #ТыгынДархан #подростки #фильмыоподротках #ВалентинРаспутин #деревенскаяпроза #монгольскоекино #драма #комедия

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 15
    8
    243

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • levr

    Я на Киношоке своих кинематографистов отловил. Ещё в очереди, зайцы, стояли за таким счастьем)) 

  • super_kotos

    Лев Рыжков 

    Да какие тут очереди: так, междусобойство, человек 20-30 на сеанс не наберётся. Вот когда школьников пригоняют, это дрянь. Разве что на открытие-закрытие какие-то очереди местных обывателей, но это довольно пустые мероприятия.

    Так вы были в этом году? Могли бы хоть увидеться.)

  • levr
  • super_kotos

    Лев Рыжков 

    Ясно. Тогда-то был ещё какой-то размах. Я с 2016-го. Ппросмотрах в ту пору был в каких-то санаториях или гостевых домах - там совсем всё было камерно, а церемонии ужо отдельно "для широких масс".

  • bastet_66

    Как-то все грустно в кинематографе. Не вызвало желания бежать и смотреть. Обычно ученики выше по уровню своих учителей, а тут, судя по всему, прокол получился. За обзор спасибо. Последний фильм из него посмотрю. Даже из любопытства. Хочется узнать, почему же он не получил никаких знаков признательности. Может быть, это и есть настоящее кино?

  • super_kotos

    bastet_66 

    Да, молодёжь в основном так себе. Как и в лит-ре. Но на первых блинах комом учится, учиться ведь надо.) Хотя "Кукушка" уже матёрого по годам режиссёра фильм, да и "Тыгыл" вполне профессионален. Но первое, наверное, сугубо фестивально, второе - всё же на любителя-этографа или... бурята.))  "Лето..." - лёгоке кино, без пошлости, что уже само пос себе (сто раз повторяю это своё убеждение) огромный плюс, как будто возрождение чего-то забыто советского. Не дели приз или даже диплом, возможно, потому, что фильм выходит в прокат, "то есть как бы попса". Хотя отмечать-то нужно, конечно, исклчительно худож. достоинства, а не прочее.

  • Arhitector

    Естественно, на вкус и цвет товарищей нет - и вот у меня наблюдается природная слабость к национальному кинематографу в частности, и национальному искусству с литературой - в общем. Хотя пересекаюсь с означенными категориями не часто. Может быть потому, что КАЧЕСТВЕННЫЕ вещи в означенной плоскости - редкИ, и во многих случаях принадлежат, к сожалению, не современности, а предыдущим десятилетиям.

    "Тыгын Дархан" и "Кукушка" - однозначно заинтересовали, думаю выделю пару вечеов и посмотрю, особенно если у первого фильма будет хотя бы сносный русский перевод. Культура и якутов, и монголов - очень древна и интересна, если присмотреться к ней поближе. Тем более, что якуты - ныне являются частью нашего государства, а монголам - наше государство некогда платило дань. :)

    К слову, вот недавно относительно появилась музгруппа OTYKEN - по-моему, и классно, и самобытно.

    Фильм про Цоя вызвал, простите, лёгкий рвотный рефлекс. Хотя может - и несправедливый. Просто последнее время - задёргали все Цоя, замылили, "художественно переосмыслили" и изобразили совсем не ту фигуру и не такой, каким он был в жизни.

    И...ну хоть радует, что суслик всё-таки есть, что хоть изредка, но появляются фильмы ИЗ кавказских республик ПРО кавказские республики. Ростки хоть бледноватые, но всё же - ростки. А это важно.

  • super_kotos

    Спасибо за отзыв. Ну вот, нашёлся хотя бы один зритель) Вы правы, такие фильмы погружают в иную культуру, это ценно. По крайней мере, что-то далёкое от Голливуда. на любителя конечно, но что такое это "на любителя"? Чаще всего просто нежелание что-то знать.  Надо же чем-то интересоваться - и Якутией нашей и монгольскими соседями. Америка вон продвигает на крупных фестах то азиатское кино, то африканское, то арабское (подчас уже до тошнотворности какой-то), а у нас всё это своё, под боком.  

    Группу знаю, не оч. нравится. Раньше была группа Yat-kha, певица Намгар. Наши, можно послушать. Недавно писал в ВК о группах Bloodwod (индийский метал) и Voice Of Baceprot (индонезийское женское инди-трио). 

  • sevu
    Не, ну так то понятно, что только "Кукушку" монгольскую надо смотреть. но доносится сия мысля до читателя как-то вяло, заувалированно...
  • super_kotos

    sevu 

    Организаторы феста донесли крайне бодро: ВСЕ главные призы отдали одному фильму. Фильмы разные, каждый для своей аудитории. "Тембот" и "Лето..." сопоставимы, и здесь я вполне ясно "донёс", что первый сырец, а второй рекомендую.