vasyukhin Влад Васюхин 29.09.22 в 10:41

«Антигона» в «Мастерской»

В Санкт-Петербурге есть театр, до которого не очень удобно добираться, однако театралы, в том числе московские, сужу по себе и своим знакомым, протоптали туда, на улицу Народная, незарастающую тропу.
 
Называется он «Мастерская». Буквально на днях, 23 сентября, ему исполнилось 12 лет. Создал его при поддержке театральной общественности и городских властей Григорий Козлов, востребованный режиссер и авторитетный педагог. Козлов вспоминает, что произошло «как-то всё само собой». На самом деле это рождение можно назвать чудом: в любые времена закрыть театр было в миллион раз легче и быстрее, чем открыть. 
 
Как это пусть редко, но случалось в истории, костяк труппы составил один талантливый студенческий курс — из Санкт-Петербургской театральной академии. Его сохранили после выпуска вместе с дипломными спектаклями. Затем профессор Козлов набрал новых студентов, спустя четыре года и они влились в «Мастерскую». 
 
Это молодой, живой и ироничный театр, начиная уже с пресловутой вешалки. К примеру, живописная внешность отца-основателя — его усы и длинные волосы вписаны в логотип, а фамилия остроумно обыграна в адресе официального сайта «Мастерской» — https://www.vteatrekozlov.net/ 
Худрук «Мастерской» Григорий Козлов

В этом здании на улице Народной Григорий Михайлович, безусловно, хозяин, диктатор, главный постановщик, царь и бог, но назвать театр исключительно авторским, было бы неверно. В репертуаре много работ и других режиссеров, в первую очередь, его учеников. И все они — со своим лицом, не повторяют мастера, не ставят в стиле «Козлов для бедных». 

Главный принцип худрука — показывать жизнь, ничего в ней не приукрашивая, и привлекать зрителей не провокациями и эффектами, а психологизмом. Поэтому это еще и весьма серьезный театр, где основа — классические произведения. Среди авторов — Шекспир, Достоевский, Островский, Лев Толстой, Уайльд, Булгаков, Довлатов, Володин... Мне кажется, в Москве у «Мастерской» есть старший брат — «Студия театрального искусства» Сергея Женовача, созданная тоже из одного студенческого курса, но на пять лет раньше, и живущая по тем же принципам.
 
«Мастерская» позиционирует себя как театр-дом, где на сцене — семья, а в зале — друзья. В дружеском отношении к публике несколько лет назад я убедился на собственном опыте (подробности упущу, случай частный, но меня впечатлил неожиданный дружеский жест по отношению к простому зрителю — я пришел на спектакль за свои деньги, а не по контрамарке, не как театральный критик). 
 
У меня в «Мастерской» есть два любимых спектакля — «Тихий Дон» и «Записки юного врача». Оба поставил худрук. Первый идет семь с половиной часов, второй — полтора часа. Первый — густонаселен, как и шолоховская эпопея, второй же — наоборот, моноспектакль, где булгаковского вчерашнего студента-медика виртуозно и трогательно играет Максим Блинов. «Тихий Дон» я смотрел дважды. А вот «Записки...» все собираюсь пересмотреть (их регулярно привозят на гастроли в Москву), но всякий раз боюсь, что а вдруг не испытаю уже того, первого восторга. 
Максим Блинов в моноспектакле «Записки юного врача»

В общем, всякий раз бывая в городе на Неве, я всегда смотрю, что нового в «Мастерской». Поездка в СПб в начале нынешнего сентября совпала с премьерой «Антигоны». Причем я попал на генеральный прогон. 

В свете последних событий даже старые спектакли воспринимаются иначе, что уж говорить о премьерах, которые, может, и задумывались до 24 февраля, но репетиции шли уже в новых реалиях и с их учетом. И сам выбор драматургического материала, а не только его трактовка, в этом контексте говорит о многом. 
 
Древнегреческий миф про Антигону привлекал многих авторов. Одна из самых известных и ставящихся версий — пьеса француза Жана Ануя, написанная в 1943 году, в оккупированной Франции. В «Мастерской», где выбрали трагедию Софокла в довольно архаичном переводе Дмитрия Мережковского, спектакль и начинается к удивлению зрителей с короткой лекции об «Антигонах», существующих в мире. 
 
Сцена из спектакля «Антигона»
Григорий Козлов поставил Софокла со своим учеником Максимом Фоминым. Фомин не только сорежиссер, он играет фиванского царя Креонта. Того самого тирана, что запрещает Антигоне (Анна Арефьева), своей племяннице, дочери царя Эдипа, оплакать и похоронить погибшего в бою Полиника, её брата. 
 
Да, Полиник предал родной город, и потому Креонт велел отдать его тело на растерзание шакалам и птицам, но Антигона не может смириться с тем, что душа непогребенного будет испытывать вечные муки: «Без сил паду, но все же, сделав дело».
 
«Антигона» решена и сыграна не как бунт одиночки, а как историю семьи. Это спектакль о ценности памяти и традиций. О милосердии и сострадании. О том, что нравственные законы сильнее и выше законов царских.
 
Это короткий спектакль — чуть больше часа, текст значительно купирован, сценография лаконична, а занято в зрелище всего пять артистов. Но это не делает высказывание менее внятным. 
 
И вздрагиваешь от актуальности античного текста.
 
#новые_критики #театральный_обзор #театр_мастерская #григорий_козлов #максим_блинов #антигона #анна_арефьева
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 8
    6
    364

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bitov8080

    Спасибо большое, с удовольствием прочитала, Вы - прямо наш проводник в театральный мир) С вашими обзорами он становится все ближе и роднее

  • vpetrov

    Да. Появившаяся "Мастерская" быстро анестезировала фантомные боли утраты театралов правого берега Невы. Возникшие, было, из-за съехавшего с Народной "Театра-Буфф". Впрочем, это явный выигрыш для района.

  • chey_tuflya

    Иду в конце октября  в "Мастерскую" именно на "врача", еще раз спасибо за наводку

  • chey_tuflya

    И для комментария на событие:  "В Москве прошла премьера одной из самых ожидаемых постановок осени - Константин Богомолов вернулся в МХТ с Новой Оптимистической трагедией. Одним из героев этой версии стал нападающий Спартака, который становится геем и уходит в театр играть женские роли, отдавшись режиссёру, который таким финтом решил избавить любимый клуб от бездарности. Зал аплодировал стоя"(с)


    Больше всего апплодирующий стоя зал умиляет.

  • bastet_66

    Завидую по-хорошему автору, имеющему возможность прикасаться к театральному миру в любое время. Увы, мы в глубинке этого лишены. Но читать обзоры, написанные не только для тех, кто с замиранием сердца ждет премьеры театральных сезонов, одно удовольствие.

  • vladv