Samarin Роман Газета 27.09.22 в 08:49

Чайка кричала нечеловеческим голосом. Впечатления от одноимённого сериала

«Вот граница линии» — говорит Пореченков детям, играющим в пионербол. И наводит ногой линию на песке. Что за филологическое извращение? Линия и граница площадки — это одно и то же. Вот шар мяча, вот плоскость сетки.

 

Сама картинка местами ничего. Как в Фарго заснеженная равнина, так же красиво отснято синее море в первой сцене тренировки на песке. Но в Фарго бескрайняя белизна — основная локация, задающая и настроение, и даже развитие истории. А здесь бескрайнее море напоминает о безбрежном унынии сюжета и больше ничего не делает.

 

Вот Пореченков едет в такси с кислой физиономией. Не только неясно, с чего она у него кислая, но и не хочется выяснять. Хочется, чтоб наступила новая сцена — может она окажется интереснее.

 

Да не tutto было.

 

Пореченков приехал.

 

В дорого обставленном кабинете солидный спортивный чиновник волейбольной федерации в солидном неспортивном костюме расхаживает на всякий с волейбольным мячом в руках. Чтоб мы не забывали, что фильм о волейболе.

 

Пореченков беспричинно хамит чиновнику. Тот в ответ пересказывает Пореченкову его старый грех. В смысле пересказывает он зрителю. Самый пошлый способ в кино — не показать действиями, а рассказать словами.

 

Пореченкову предлагают возглавить задрипанную женскую команду. Он всё с той же кислой миной (как знал наперёд!) отвечает: «Я с бабами не работаю». Точь-в-точь как до этого в сериале «Дылды» (тоже про женскую волейбольную команду) кричал Павел Деревянко. Нет, оно, конешно, и на старуху бывает мокруха, и однажды в Голливуде дважды подряд экранизировали «Опасные связи». Но зачем повторять сбой Матрицы.

 

Гудят стропила и повествование стремительно несётся в разные стороны. Вот некий тренер Саша пересказывает спортсменке Кате их общую минувшую драму, которую они оба и так знают. Спросите: зачем? Так для зрителя же.

 

Теперь мама рассказывает той же Кате про заболевшего отца. На всякий случай напоминая и ей, и зрителю, что её отец это её отец. Мало ли, вдруг у Кати склероз (см. сцену с тренером).

 

Т.е. первые пятнадцать минут нам представляют экспозицию в основном устами персонажей. Такой себе радиоспектакль.

 

Который с каждой сценой становится всё громоздче (именно это корявое слово самое подходящее) и запутанней. Вот к Пореченкову и его жене приехала неизвестная ему внебрачная дочь. Всё это, разумеется, герои рассказывают по очереди друг другу и зрителю. Приблизительно с такого же эпизода закручивается фильм «Мой сводный брат Франкенштейн». Но как легко с места в карьер летит история после сцены с Ярмольником, Яковлевой и Спиваковским. Там, в «Сводном брате». Но не здесь. Всё смешалось в доме (сейчас отмотаю и уточню фамилию главного героя, ибо от обилия текстовой информации к пятнадцатой минуте вообще запутался кто на ком стоял). А, Тополь же его фамилия. Наверное, аллюзия на фамилию Карполь. Был такой женский тренер, очень жёсткий. Как руководитель оркестра из фильма «Одержимость».

Всё смешалось в доме Тополя.

 

Кстати, ещё одна неприятная мелочь. Когда кому-то из героев звонят по телефону – зритель обязательно слышит голос в трубке. Некая параллельная вселенная, где все телефоны включены на громкую связь. Иначе как догадаться, о чём был разговор?

 

Сюжетные линии, конфликты и драмы сплошь скучные, банальные, вторичные и третичные. Кино обычно должно быть интереснее обычной жизни. А тут наоборот. Хотя в реальности, к примеру, в 90-е одним из тренеров сборной Украины и мужем известной баскетболистки был настоящий главарь грозной ОПГ. О сюжет! И придумывать ничего не надо. Так нет же. Блеклые производственные конфликты, унылые любовные треугольники и параллелограммы, внебрачные дети, путешествия из провинции в Москву и наоборот.

 

А ещё вот это. Абсолютная неправдивость каждого кадра с волейболом. Катя отжимается на тренировке. Показано лицо и руки по локоть сверху, но даже отсюда видно, что актриса ни разу не отжалась нормально. Не умеет спортсменка высшей лиги ни разу нормально отжаться. Наверное, в параллельной вселенной так тоже бывает.

 

Вот в открывающих титрах нарезка кадров «игры» в волейбол. Девчонки, играющие волейболисток, играющих в волейбол. Вместо прыжков вверх над сеткой вяло трясут грудями, почти не отрываясь от паркета. Закрадываются сомнения, что никакого волейбола как такового в фильме нормально не покажут.

 

Понятно, что кино-то о людских характерах и судьбах. Что не пособие по отработке подачи и блока. Но тем не менее. Даже драки в индийских фильмах семидесятых выглядят убедительнее. Причём вместе с песнями.

 

Два примера.

 

  1. Насчёт настоящести. Есть американский фильм «Одержимость». Он на самом деле про становление характера. Но фоном – барабаны. И половина эфирного времени занята экспрессивной, драйвовой, настоящей игрой на барабанах. Оторваться невозможно. Актёр, игравший парня, игравшего на барабанах — делает почти всё сам, и очень круто. Тем, кто разучивал бесконечные дроби (речь не о математике и не о наследстве) и парадиддлы — интересно само собой. Для тех, кто вообще никогда не задумывался как рождается музыка — приоткрывается завеса в мир магии. Оторваться — невозможно. А «Чаек» приходится заставлять себя смотреть.

 

  1. Насчёт хронометража. Здесь описаны только первые пятнадцать минут «Чаек». Но для сравнения первые — даже не пятнадцать — пять минут десятисерийного «Фарго» втягивают в такой круговорот событий и характеров, причём внятных, увлекательных, убедительных, что высвободиться можно только просмотрев все десять серий на одном дыхании.

 

  1. Только что дошло. Ведь название «Чайки» — ещё и аллюзия на бессмертную пьесу Антона нашего Палыча. И от этого настроение становится особенно кислым. Как физиономия у главного героя.

 

Вдруг далее окажется, что я неправ — готов досмотреть первую серию и покаяться. Может даже в эпизодах покажут парочку настоящих волейболисток, которые могут взлетать у сетки ну пусть не на метр девяносто от пола (как рекордсмен кажется из Болгарии), то хотя бы на метр. Однако из главных героев такие же волейболистки, как из Петрова футболист.

 

И ещё. Если уважаемым читателям, досюда дочитавшим, покажется, что автор заметки просто нудный извращенец, которому не угодишь — неправда ваша. Упомянутые всуе первый сезон "Фарго", "Одержимость" и "Франкегштейн" — шикарные. Угодили.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 10
    8
    364

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • udaff

    Я такое смотреть не буду. 

  • capp

    Опять спортивное драммо? Не-не-не.

  • Arhitector

    Что самое пока интересное в статье - это видимо то, что никто из комментаторов, по-видимому, статью не прочёл и (или) не дочитал о конца. Поскольку заметить крупной ошибки - два раза повторяющийся один и тот же абзац - было невозможно ["...Вдруг далее окажется..."]. Как же вы, камрады, комментируете статью, не дочитав её?? Загадка :)))

    Ну и автору пожелание - хорошенько вычитывать текст перед публикацией. А то ладно я. Сейчас Вы такими помарками вызовите злой дух, Александра Кузьменкова, котрый инкурабельно разнесёт Вашу грамматику в пух и прах.))

    Также пожелание к будущим статьям - при обзоре сериала или иного кинофильма хотя бы в скобках указывайте, как это положено (кем-то), - истинное название сериала, год выхода, основных актёров и режиссёра. Не хочется да и лень тревожить каждый раз отечественный интернет-поисковик "хернЯ" по такому мизерному поводу.

    Касаемо самого сериала "Чайки" (2022 год, 1й сезон) - надо будет, наверное, самому одним взглядом взглянуть для интересу. Может быть потому, что волейболистки мне своим ростом нравятся, может быть потому, что фанатею от нашей "зажигалочки" Юлии Герасимовой, а может быть потому, что мне нужно понять, подталкивает ли данное кинотворение нашу киноиндустрию ещё на шажок в бездарную пропасть, или, напротив, делает попытку подвытащить её [киноиндустрию] оттуда.

    Об чём у меня великие сомнения, учитывая неволейбольщиц в роли волейбольщиц и Пореченкова со свистком во рту вместо калаша и гранатомёта в руках.

  • Samarin

    Arhitektor 

    Да, увы, абзац два раза. Ночью пытался исправлять и что-то глючило

  • vpetrov
  • bastet_66

    Соглашусь с автором, что смотришь некоторые наши сериалы и думаешь: «Не верю». Печально, что иностранные сериалы в глазах уважаемого автора статьи гораздо интереснее и правдоподобнее. Как-то однобоко о сериале -  только о ненастоящих девушках-волейболистках и их тренере. А где «о людских характерах и судьбах»? Поняла самое главное: это кино смотреть не рекомендуется.

  • Samarin

    bastet_66 

    По правде, даже фильмы о вымышленных мирах и несущуствующих существах должны быть о людях, характерах и судьбах. В Чайках есть попытки, но всё банально и вторично. А про спорт вообще спустя рукава.