vasyukhin Влад Васюхин 22.09.22 в 08:00

Для зрителей в коротких штанишках

Сегодня в редком «взрослом» театре — что драматическом, что музыкальном — не встретишь в репертуаре спектаклей для детей. Этому способствует и поддержка со стороны государства, выделяющего гранты на постановки, и политика самих театров. Дальновидные худруки и хитрые директора понимают: театр начинается не с вешалки, а с детства, формировать лояльную аудиторию нужно с младых ногтей. Годами. Почти как английский газон. К тому же, вместе с детьми в театр можно заманить и родителей — сперва в качестве сопровождающих, а после и как зрителей. 

Ну а у продвинутых пап и мам, для которых театр — не только новогодние «ёлки», свои резоны. Они надеются, что когда-нибудь отпрыск благодарно воскликнет: «Когда мне было пять лет, меня привели на "Синюю птицу"!..» 

Устраивая культпоходы или, говоря словами чеховского героя, «угнетая воспитанием», надо иметь в виду, что есть две крайности: ребенок или полюбит театр, или возненавидит (второе случается чаще). И тут, конечно, многое зависит от господ артистов — насколько они не халтурят, изображая всех этих зайчиков и лисичек, Василис Прекрасных и Иванушек-дурачков, Малышей и Карлсонов. И пусть все выпускники театральных училищ слышали завет великого Станиславского: «Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только еще лучше», далеко не у каждого получается этому правилу следовать. Даже самым одаренным лицедеям сложно конкурировать с навороченными компьютерными играми, фильмами и мультиками, преодолевать клиповое мышление нового поколения. А потому в современном детском театре так важна роль художников — создателей декораций, костюмов, спецэффектов, световой партитуры. 

Признаюсь, я редко смотрю детские спектакли: сын — взрослый, внуков еще нет, а по собственной воле могу отправиться ну разве что на спектакли-события вроде «Сказок Пушкина», поставленных в Театре Наций великим Робертом Уилсоном, хотя это зрелище назвать детским, было бы сильным преувеличением. Ну или на мюзикл «Чарли и шоколадная фабрика» где-нибудь в Лондоне.

И вдруг за последние полторы недели, так сложилось, посмотрел чуть ли не подряд и в разных местах несколько представлений, созданных с расчетом на юную аудиторию. И могу смело констатировать: детский театр у нас есть, он в неплохом состоянии и в лучших своих образцах способен конкурировать с западными зрелищами (сужу исключительно по Москве). Расскажу лишь об одной премьере. 

Я, конечно, слышал и читал о Театре Терезы Дуровой, бывал в «Театриуме на Серпуховке», где базируется труппа, правда, на спектаклях других команд. В основе его репертуара — детские сказки, которые позиционируются как спектакли для всей семьи. Поставлены они, как рассказывали очевидцы, с большим размахом и вкусом и, безусловно, заслуживали внимания. Но ноги мои не доходили. А тут пригласили на премьеру их музыкального спектакля «Приключение Тима, или Проданный смех», срежиссированного Дарьей Коршуновой, а сама народная артистка России Тереза Дурова выступила художественным руководителем постановки. 

Сцены из спектакля «Приключение Тима, или Проданный смех»

Это оригинальная продукция театра — от сценария и костюмов до музыки и режиссуры. Удивило лишь, что нигде не упомянут немецкий писатель Джеймс Крюс, сочинивший в 1962 году философскую сказку про мальчика, обменявшего свой звонкий, жизнерадостный смех на способность выигрывать любое пари. В СССР она была издана в 1966 году — по тем меркам почти молниеносно, и стала популярной. По её мотивам и написано «Приключение Тима». Но в нынешней геополитической ситуации получение авторских прав превратилось в сложный квест, поэтому авторами указаны драматург Артем Абрамов и поэт Андрей Усачев. Либретто они сочинили отменное, но это не заменяет отсутствие уважительного жеста в сторону автора первоисточника. Тем более, у сказки юбилей — 60 лет. Чем не информационный повод?

Впрочем, подобное отношение к зарубежным писателям в столичных театрах наблюдалось и раньше, задолго до 24 февраля 2022 года. Скажем, в «Студии театрального искусства» идет «Один день в Макондо», и автором указан не Габриэль Гарсиа Маркес (нобелевский лауреат там вообще не упомянут напрямую нигде и никак, есть лишь туманный намек на «философию колумбийских классиков»), а режиссер Егор Перегудов. Как будто это Перегудов и сочинил «Сто лет одиночества». 

Но вернемся к Тиму Таллеру. Зрелище в Театре Терезы Дуровой хорошо практически по всем статьям. Оно яркое и насыщенное. Не пробуксовывает и не заставляет скучать. Восхищает сценографией и костюмами — здесь в успехе не позволят сомневаться имена художниц, легендарных и титулованных Марии Рыбасовой и Виктории Севрюковой. Про либретто уже сказано выше. И хотя композитор Сергей Кондратьев не сочинил бесспорного хита, музыка не кажется банальной и вторичной. 

И, конечно, слаженный актерский ансамбль. В нем нет звезд, но в этот театр, как я убедился, идут не на известные имена и медийные лица, а на спектакли высокого качества, подтверждающие формулу «Все лучшее — детям».

#новые_критики #детский_театр #театр_терезы_дуровой #театриум_на_серпуховке #проданный_смех

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 12
    6
    354

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • udaff

    Был у меня один незабываемый поход в детский театр с сыном — вот уж можно сказать, иммерсивный. Но тут про это долго рассказывать. 

  • bitov8080

    Дмитрий Соколовский уже начал же, так надо до конца :)

  • udaff
  • bitov8080
  • Arhitector

    А у нас тут в далёком замкадье недавно отреставрировали и "перезагрузили", в качестве удавшегося итога многолетнего давления общественности, детский кукольный театр. И надо сказать, от посетителей нет отбоя, хотя всё, что там показывается - сугубо традиционные постановки по мотивам тех или иных сказок. Это бесспорно радует. Как и озвученные Владом ещё живущие детские театральные постановки.

  • vpetrov

    Детские спектакли совершенно очаровательны в петербургском театре "Зазеркалье". И, как справедливо подмечено автором обзора, декорации для детских спектаклей невероятно важны. В случае этого театра они - просто отменны. При общей лаконичности. Пересмотрели с дочкой в "доковидный" период почти весь репертуар. Ребёнок был в восторге, несмотря на некоторую пресыщенность зрелищами. Очень радостно, что детский театр жив и, даже, цветёт.

  • bitov8080

    Детский театр жив, да, очень люблю детские постановки, там меньше вариантов провала спектакля. На взрослые, если без предварительного чтения отзывов, иногда с опаской идешь, а на детские расслабленно) 

  • bastet_66

    Хорошо, что детский театр жив. Что еще туда не забралась всякая муть, как в спектакли для взрослой публики. Отрадно, что много родителей, которые водят своих детей в театры. Прекрасно, что на сцене играют просто хорошие актеры. Спасибо автору статьи за обзор – получила положительные эмоции.