Детективы российских авторов на тему искусства
Каждое произведение искусства – это не только эстетика, это ещё и портал в жизнь художника, его уникальный опыт, который позволяет посмотреть на наш мир другими глазами. Мы все, вероятно, видим немного по-разному, пропуская через душу разные оттенки и полутона. И чужой опыт с его собственными красками бесценен.
Кстати, о красках и прочей живописи: недавно прочитала любопытный труд «Мошенники в мире искусства. Гениальные аферы и громкие расследования» (авторы Ристо Румпунен и Юрки Сеппяля).
Книга показалась интересной не литературной составляющей, а именно с точки зрения преступления в искусстве: технологии мошенничества и то, как, собственно, разоблачают профессиональных аферистов. На мой взгляд, повествование получилось нединамичным и немного затянутым, что, впрочем, не умаляет его ценности.
Любопытно, что предисловие написала Софья Багдасарова, автор книги «Воры, вандалы и идиоты. Криминальная история русского искусства» – вот он, наш ответ финнам!
У Софьи Багдасаровой, в отличие от зарубежных собратьев по перу, получалась лёгкая и ироничная вещь о реальных преступлениях в российской действительности. Структура текста не даёт заскучать: журналистские материалы чередуются с байками, интервью и забавной информацией, стиль тоже не формальный, а живой, разговорный (если честно, для меня даже чересчур: как и у финнов, литературности не хватило). В общем, читается бодро, да и сами преступления нескучные, с огоньком.
Даже придумывать ничего не надо – наша многоцветная жизнь даст фору любому фантазёру. Но отечественным писателям воображения не занимать, а произведения искусства его сильно будоражат. Вот примеры любопытных детективных историй, придуманных российскими авторами на тему искусства:
«Ларец Марии Медичи», Еремей Парнов
Отечественная классика жанра, да ещё с элементами мистики и с философскими рассуждениями, что было редкостью в 70-е годы прошлого столетия.
Почему интересно: две детально проработанные сюжетные линии, на сегодняшний день обе – исторические. О ларце Марии Медичи читать не менее увлекательно, чем о жизни в СССР.
Сюжет: из поколения в поколение передаётся предание, согласно которому, тот, кто разгадает тайну ларца Марии Медичи, найдёт спрятанные сокровища тамплиеров. И вот ларец оказывается в СССР, охота за сокровищами начинается...
Кстати, в 1980 году был снят одноимённый фильм – режиссёр Рудольф Фрунтов, главные роли исполнили Валерий Рыжаков, Клара Лучко и Эммануил Виторган.
«В поисках Леонардо», Валерия Вербинина
Почему интересно: Валерия Вербинина наполняет свои книги атмосферой тех эпох, о которых рассказывает. Её серии ретро-детективов про Амалию и Ивана Опалина любопытны, занятны и читабельны, чтобы приятно провести вечер – самое то. Но только с одним условием – если не ждать от них сложных загадок, подробных психологических портретов и серьёзных исторических экскурсов. Лично мне интереснее читать про Ивана Опалина – видимо, коварная придирчивость к мелочам всё же даёт о себе знать, а первую половину прошлого века автору описывать проще, чем более отдалённые времена. Но к искусству ближе Амалия.
Сюжет: секретный агент Амалия получает задание достать для коллекции Эрмитажа шедевр Леонардо да Винчи, который некий ловкий мошенник ухитрился продать одновременно русскому царю, английской королеве, германскому кайзеру и австрийскому императору. Естественно, после этого мошенник исчез с картиной и деньгами.
«Доги Ван Гога», Елена Любимова, Владимир Михайлов
Книгу пока не читала, собираюсь с духом.
Почему интересно: уж очень ни на что не похоже. Авторы презентуют роман как мистический детектив, модерн-фэнтези и психологический экшен, в котором нашлось место и магическому реализму.
Сюжет: герои ищут «убийцу картин», который загадочным образом изменяет содержимое всемирно известных шедевров, проникая в полотна с помощью книги по искусству, и потом шантажирует владельцев частных коллекций. Сыщики приводят картины в исходный вид, но иногда ожившие персонажи не хотят возвращаться на холст. Тогда вернуть их помогают «доги Ван Гога» – странные существа, охраняющие границу между миром людей и миром живописи.
Детективный жанр достаточно консервативен, и, несмотря на всеобщую любовь к нарушению правил, вот так с головой погружаться в столь жёсткий микс страшновато. Ну, посмотрим…
«Антиквар», Александр Бушков
Трилогия Александра Бушкова нравится мне в первую очередь персонажами. Например, главный герой Смолин – антиквар, отсидевший два срока, владеющий дуэльной шпагой и с лёгкостью покоряющий девичьи сердца.
Почему интересно: многочисленные исторические и искусствоведческие отсылки, кое-что стало для меня открытием.
Сюжет: таинственное напутствие на смертном одре, зарытый в глуши клад и прочие составляющие приключенческого романа – всё это случилось со Смолиным в самый неожиданный момент. Но скоро клад приобретает вполне конкретные черты броневика, набитого золотом.
«Тигровый, чёрный, золотой», Елена Михалкова
Роман совсем новый, июльский.
Почему интересно: нравятся мне Макар и Сергей, очень реальные и живые персонажи. Часто за ними наблюдать интереснее, чем за развитием основного сюжета.
Сюжет: Макар Илюшин и Сергей Бабкин – частные детективы, и в этот раз им предстоит найти исчезнувшие из музея картины.
Приятного всем чтения!
-
Бушков как-то слишком одиозен.)
Особенно, если писанина об мире искусства.
Сугубо личное мнение.
-
Хороший обзор. Первые две книги достаточно увлекательны. Бушковский "Антиквар"... лучше бы автор про Пиранью снова что-нибудь накропал. В Шантаре. Еремей же, Парнов - хорош в ретроспективе. И именно в "Ларце". А вот всякие там глаза Шивы - это, по счастью, не искусствоведческий детектив.
-
-
А я почему-то сразу выхватил взглядом название "Воры, вандалы и идиоты", и одновременно при этом подумал о значительной части современной литературной прозы. Пазл складывается, не так ли? :) Книжные полки новомодных читайдомов переполнены, но неизменно и давно отдают неблаговидным запашком.
-
Обзор интересный, даже захотелось полистать предложенные к прочтению книги. Открыла Бушкова и в первых же строках наткнулась на любопытную фразу: «прихлебывая бледненький чай из пакетика», подумалось: «Вот ведь, даже чашки под руками не нашлось». Следом - «выпаливая комплименты». Представила, как это может быть. Решила, что читать такое не хочу. Про «Ларец…» не очень поняла: то ли философские размышления были редкостью в те годы (категорически не согласна с автором), то ли с мистикой проблемы. Остальное посмотрю обязательно.