cp
Alterlit
bitov8080 prosto_chitatel 13.09.22 в 11:24

Московская Международная Книжная ярмарка, ММКЯ-2022

Со 2-го по 5-е сентября в московском Гостином дворе прошел очередной праздник книг, Московская книжная ярмарка. Здесь можно было приобрести книги от трехсот издательств, посетить отраслевую конференцию, награждение лауреатов конкурса «Книга года — 2022», мероприятия, посвященные столетию издательства «Молодая гвардия», узнать, к примеру, что в номинации «Выбор читателей» премии «Русский детектив» победил роман «Шолох. Призрачные рощи» писательницы Антонины Крейн (жанр фэнтези и Young Adult), ну и, как водится, увидеть любимых авторов и побывать на интересных презентациях и круглых столах.

Вот такая не по-детски серьезная очередь выстроилась уже утром в субботу на подходе к кассам ярмарки, и эта картина, конечно, не может не радовать.

Начну, пожалуй, с главного для нас события. Книга «Проклятые критики», где собраны в том числе и статьи авторов портала, была полностью распродана за несколько дней, так, что пришлось посылать за покупателем последнего экземпляра, чтоб предъявить публике, пришедшей на выступление писателей Юрия Полякова и Михаила Голубкова. Они презентовали книгу-исследование творчества Ю.Полякова в контексте последних десятилетий и сборник статей М.Голубкова под названием «Зачем нужна русская литература?» 

Я начала читать книгу, вместо введения в ней предлагается подумать над тем, как устроено сейчас преподавание литературы в современной школе, какие требуется сдавать экзамены, на какие вопросы отвечать (или не отвечать), какие именно писать проверочные работы, и как все это связано с недостатками современного общества. Дальше будут главы о Владимире Набокове и его романе «Защита Лужина», о творческой репутации писателя, о том, когда началась новейшая русская литература. В общем, довольно интересно.  

На встрече можно было задавать вопросы, и я спросила выступающих, есть ли такие писатели, читая которых, прОклятые критики превратятся в добрых заинек. Есть, считает Юрий Поляков, но современная книжная индустрия выстроена так, что они не попадают в поле читательского внимания. 

Очень много неожиданно интересного можно найти у совсем небольших издательств. Например, издательство ГИТИС выпустило книгу о сценической речи, статьи Станиславского и Иосифа Райхельгауза. 

Одним из мероприятий к столетию издательства «Молодая гвардия» было выступление Захара Прилепина, он рассказывал  о своих книгах «Леонид Леонов», «Непохожие поэты», «Есенин», вышедшие в серии «ЖЗЛ» издательства. Когда я подошла, говорили как раз о Есенине, его трагической судьбе, мифах и домыслах относительно нее. В биографии больше тысячи страниц, и по рассказу Прилепина чувствовалось, что в тему он углубился досконально, много работал с архивами,  и книга получилась скорее документальной прозой. Большая работа, которой писатель занимался н протяжении нескольких лет. 

Сразу после состоялась презентация первого тома сборника стихов и поэм Эдуарда Лимонова, который вышел к 80-летию автора. Сюда вошли как издававшиеся ранее, так и самиздатовские и никогда не публиковавшиеся ранее тексты. Некоторые, по признанию выступающих, приходилось выкупать у случайных обладателей реликвий. Эдуард Вениаминович относился к записям своего творчества совершенно свободно, мог написать стихи на салфетке, отдать, потерять, забыть, подарить. Книгу представили писатели писатели Захар Прилепин, Олег Демидов и Алексей Колобродов. 

Здесь ваш корреспондент решил опять же выйти из зоны комфорта и задать выступающим вопрос, но, надо сказать, что если у Полякова и Голубкова что-то спрашивать было самым милым и простецким делом, то подступиться к Прилепину, который, словно актер на сцене, хорошо и красочно говорил, интонировал голосом, жестикулировал, в общем, "выступал" по-настоящему, я не могла где-то на протяжении всей презентации Есенинской биографии. Было чего-то страшно. 

В итоге, слабея коленками, я пропищала свой очень небанальный и блещущий новизной вопрос:

— Евгений Николаевич, вы писатель, публицист, при этом занимаетесь театром, одновременно общественный и политический деятель с активной гражданской позицией, при этом вот сейчас, послушав ваш рассказ о Есенине и о том, как вы работаете над следующей великой биографией, уже Шолохова, понимаешь, какая это грандиозная работа. Как вам удается все это совмещать и не потерять какие-то составляющие ни в качестве ни их наличие в вашей жизни? 

Ответ был прекрасен. Хочу его записать отдельно и повесить на стене в рамочку. 

— Я, — сказал Прилепин, — последнее время вообще не пью. Хорошо сплю. Никогда не рефлексирую. Не впадаю в депрессию. Не сомневаюсь в себе. Ну и еще парадокс, чем большим количеством дел ты себя занимаешь, тем больше у тебя становится времени. Вот у меня есть друг, музыкант, так он всем говорит, что ведет ночной образ жизни. Это значит, он весь день спит, потом встает в ночи. И вот я представляю, как он в семейных трусах таскается туда сюда из комнаты в комнату. Ну что он может успеть, ничего, но это называется у него «ночной образ жизни».

Отдельно поразила очередь за автографами к Дарье Донцовой. Какая все-таки это милая и душевная женщина, совершенно невозможно ее не любить. Я только не очень понимаю, при чем тут книжки, но если людям это нужно, если им так лучше, то и хорошо, я считаю. 

Хорошо в общем-то все, и самиздат, и мечты о литературном Олимпе (было бы интересно узнать у выступающих, что это такое в их понимании, но я не пошла сидеть в амфитеатре) 

Как водится, было много площадок, на которых говорили о навыках и инструментах, помогающих авторам. Как рассказывать истории, как использовать платформу ВКонтакте для продвижения книг. Что такое самопродвижение, страдание или пространство для творчества? - на этот вопрос молодым авторам предложил ответить книжный сервис ЛитРес. Здесь на сцене, кстати, оказалась Дарина Стрельченко, которая заходила к нам на огонек (моими стараниями), и даже дошла до финала в зимнем конкурсе, но потом поняла, видимо, что аудитория здесь не совсем ее. Ведь собравшиеся на выступлении авторши пишут в основном подростковую прозу и приятное сердцу фэнтези. 

Пишут не это, но эти книги убирали со столов предыдущего семинара. Очень завидую таким авторам, если честно. Хочу писать книжки «Умоляй, ведьма!» и «Идеальная жена», но, зачем себя обманывать, не умею.

Рядом обсуждали темы, которые сейчас волнуют поколение тридцатилетних писателей. Выступали писатели Сергей Кубрин, Сергей Лебеденко и Анастасия Сопикова. В целом, если коротко, темы тридцатилетних практически не отличаются от тем, которые волнуют всех. 

Чуть поодаль в павильонах издательства Rugram началось столпотворение, и я сунула туда любопытный нос. Посмотрите, какой ажиотаж, сколько приходится подписывать экземпляров одновременно. Шутки, веселье, звонкий смех. Потолкавшись какое-то время, осознаю, что вообще не знаю ни одного имени на обложке. Старость подкрадывается незаметно, и вот ты уже не в теме увлечений более молодых читателей и спрашиваешь громким шепотом, кто это выступает. Выступает Татьяна Котова, шипят мне в ответ. Быстро достаю телефон, вбиваю буквы, читаю первое попавшееся:

Городская ведьма.

03.03.2019, 17:56 Автор: Татьяна Котова.

Антонина Светлая - новая открытая звездочка фэнтезийного жанра, на которую возлагает надежды известный среди культурного сообщества агент. Ее подопечная просто не может не дописать книгу. Но творческий ступор никого не щадит.(с) штош...во избежание творческого ступора двигаемся дальше и идем гулять по ярмарке. 

Карты, кстати, чудесные, для тех, кто в этом разбирается. Я, увы, нет. 

Здесь кто-то из павильона одного издательства напряженно следит за вступлением автора книги о психосоматике лишнего веса. Часто мы нуждаемся в тепле, любви и защите, и еда заменяет нам объятия, чувство защищенности и любви. Хотя, даже если и да, то спасибо ей за это! Я так считаю.

Что ж, друзья, на этом заканчиваю обзор книжной ярмарки, спасибо, что уделили время. Правда, надолго не прощаюсь, потому что меня терзало неистовое желание побыть Денисом Соболевым и повторить его успех. Что из этого вышло, читайте в следующем выпуске. 

Ваш p_ch

 

#imhoch #alterlit #ММКЯ_2022 #гостиный_двор #книжная_ярмарка

 

  • 29
    15
    125

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Psychoscum

    Спасибо за отчёт!

    И как же вы находите время для посещения всех ярмарок и фотографирования всех эльфиек?

  • bitov8080
    prosto_chitatel 13.09 в 21:27

    Александр Костин  потому что это мое любимое, а на любимое время всегда найдется

  • Psychoscum

    prosto_chitatel 

    какая прелесть - вы тоже любите эльфиек! ;)

  • bitov8080
    prosto_chitatel 13.09 в 22:04

    Александр Костин я бы здесь поправила, не "всех", а только избранных. На фотографирование всех у меня при всей любви к красивым кадрам времени не хватит

  • sevu
    sevu 13.09 в 17:26

    Перефразируя Хлебникова...

    Сегодня снова я пойду

    Туда, на жизнь, на торг, на рынок (с)

    И болт огромный приложу

     Я к рынка пуповине.

  • bastet_66
    bastet_66 14.09 в 07:21

    Какое яркое мероприятие! Фото замечательные, настроение праздника на каждом. Хочется верить, что среди общей массы нечитаемой литературы есть достойные экземпляры. Особенно среди молодых писателей. Теперь уже они формируют читательские интересы. Хотелось бы побывать там. Книжку купить вряд ли удастся (цены у них теперь запредельные), а вот посмотреть литераторов живьем очень занимательно.

  • Elenasayproshilovna
    КсюШа 14.09 в 07:42

    где-то в параллельной вселенной

  • Kulebakin
    Олег Покс 14.09 в 07:54

    Здесь можно было приобрести книги от трехсот издательств.


    Издательство Альтерлит присуствует в списке больших и колхозных издательств?

  • bitov8080
    prosto_chitatel 14.09 в 11:44

    Олег Покс ыы планируем на следующую, даст джа