Неявный смысл писательской деятельности

"Кто рассказывает истории, тот управляет миром" - гласит древняя индейская поговорка. 
Как верно истолковать это изречение? В данном случае имеется ввиду, конечно, не какой-то конкретный анекдот из повседневной жизни, а некая сакральная история, преподносящая нам шаблоны поведения на все случаи жизни. И тот, кто излагает эту историю, тот получает власть над слушателями. Например, история жизни Иисуса Христа уже 2000 лет задаёт программы поведения для огромных слоёв населения по всей Земле. (Только не спрашивайте меня, чьими устами изложена жизнь Христа..)

Как править толпой через такие истории? 
Ещё древние мудрецы знали, что делается это путём захвата воображения. Контроль над воображением позволяет подсовывать людям ложный образ прекрасного (то есть внушать окружающим нужные тебе смыслы).
Тут очень тонкий момент. Давайте порассуждаем. Если память являет собой наше прошлое, то воображение - наше будущее. Как правило мы сначала воображаем своё будущее, а затем - сознательно или бессознательно - строим его (при той немаловажной оговорочке, что в наши планы нередко вторгается случай). Но продолжим. Если верно, что мы создаём будущее воображением, то следует полагать верным также и то, что мы всеми силами будем стараться воображать для себя хорошее будущее, а не плохое. Всё хорошее у нас связано с любовью, с удовольствием и лаской. Любовь, удовольствие и ласка являются атрибутами счастья, а счастье есть имя того самого образа, к которому мы стремимся. Уже в годы взросления мы строим в уме этот образ и бережно храним его потом всю свою жизнь. Ради него собственно и живём. Этот образ прекрасного очень индивидуален у каждого человека, но на самом примитивном уровне все эти образы схожи. Каков же самый примитивный уровень в человеке, связанный с удовольствием и любовью? Это, конечно, уровень эротический. Грубо говоря, можно пасти целые народы, если посулить им такое будущее, которого они захотят для себя также сильно, как обычно хотят чувственного наслаждения. Взывая к образу прекрасного на самом примитивном эротическом уровне, можно достучаться до каждого человека. А если можно повлиять на каждого, значит речь идёт уже о широких массах людей. Итак, управление толпами связано с захватом их воображения, осуществляемом через эротические раздражители. 
Для ясности я повторю ещё раз: сам образ прекрасного редко бывает связан с эротикой, но управлять извне этим сформировавшимся индивидуальным образом проще всего через эротику. Действуя на самом примитивном уровне.

В абзаце выше я вкратце пересказал содержание книги известного учёного и философа П. Й. Кулиану. Он написал серьёзный труд о том, как в наше время элиты научились управлять массовым сознанием через СМИ. Раньше, до всех научно-технических революций, управление народами осуществлялось в основном через рассказывание сакральных историй. Вот была Российская Империя. Была русская дворянская культура и культура низовая, народная. И то и другое держалось на христианстве, а - в дополнение - на комплексе самых разных историй рангом пониже (взять, хотя бы, легенду о граде Китеже).
Атеистическая идеология СССР, несмотря на свой прогрессистский антураж, тоже пользовалась этим механизмом, хотя и по-своему.  Было решено создать общий образ прекрасного и этим общим образом был объявлен коммунизм. Иными словами, советских людей учили приближать коммунизм как приближают оргазм - хотеть его всей душой. На бытовом уровне всё это превращалось в ритуальную деятельность (ты должен быть винтиком системы, ходить и выполнять однообразные движения изо дня в день, потому что твой труд - это фрикции, которые однажды увенчаются общемировым коммунистическим кайфом). 
Почему рухнул СССР? Советская империя начала падать в тот момент, когда люди перестали верить в коммунизм, когда эта идея больше не смогла претендовать на роль общего образа прекрасного. На определённом этапе - примерно в 60-х годах - каждый советский житель стал вкладывать в понятие коммунизма что-то своё. Базовый уровень материального достатка необходимого для перехода от интересов тела к интересам души к этому времени был достигнут, и в тот же момент пути граждан страны советов в построении своего образа прекрасного начали расходиться. Кроме того СМИ, различные западные радиоголоса, всё активнее стали вкидывать в головы вчерашних комсомольцев иную повесточку. Из кап.стран пришёл новый образ прекрасного. Альтернатива. Впервые у маленького человека появилась возможность выбирать, в какой парадигме он хочет существовать. И естественно западный индивидуализм на новом историческом отрезке выглядел предпочтительнее советского коллективизма. Но в самом механизме управления массой через захват воображения ничего кардинально не поменялось. Просто управлять стало немного сложнее. Ведь, всё это работает лишь до тех пор, пока люди на осознают, что ими управляют. А как появляется выбор, народ начинает догадываться, и если догадывается по-настоящему, то сразу же перестаёт верить вчерашним властителям дум. Тогда былая иерархия дробится и рушится. Как только в сознание народа закрадывается мысль, что им просто-напросто пользуются, образ прекрасного загрязняется и его уже не отмыть ничем и, чтоб не потерять власть над людьми, нужно искать иной ещё более светлый образ...  Сооружать новый миф. Ибо вести толпу за собой можно только при наличии волшебной дудочки... Итак, с 90-х годов в обновлённой России последовательно внедрялся новый (назовём его "маркетинговым") образ прекрасного, когда желанными, то есть эротически-привлекательными были объявлены деньги и их различные эквиваленты. Человека словно прикрепили к вещам, сделали потребителем. Так и иначе обыгрывая тему брендовых вещей, денег, статуса можно было заставлять массы действовать в соответствии с волей правящей группы. Например, если ты не готов быть коррупционером, находясь на госдолжности, тебя рано или поздно сольют. Потому что всех научили, что самое желанное - деньги, а не долг и не совесть, и даже не профессиональная компетентность. "Маркетинговый" образ прекрасного, впрочем, оказался настолько несоразмерен русскому человеку, что рассчитывать на долговременное существование в рамках этой идеологии было наивно. А тут ещё исторические реалии добавили масла в огонь. Появился интернет, информационные технологии. Люди стали догадываться, образ прекрасного - загрязняться. Словом, в который раз всё сдвинулось и поплыло и вот в наши дни власть аккуратно нащупывает новый инструмент захвата воображения - информационный. Отныне вожделеть как женщину следует информацию. Но мы пока ещё не поняли, что это значит и как будет работать на практике... И в этом залог успеха завтрашних управленцев. 


Подведём итог: 
Сейчас в СМИ идёт активная борьба м/д 2 разными группами мифотворцев. Борьба за нас с вами. За то, чья история будет господствовать в нашем сознании в следующие десятилетия. Одни по привычке ещё апеллируют к "маркетинговой" схеме, утверждая абсолютной ценностью и критерием для всего деньги. Они ещё очень сильны. Другие же пытаются всеми силами отвоевать наши мозги, наше воображение, ставя выше денег некие абстрактные ценности - религию, семью, патриотизм и прочее. Получается у них пока слабо. Но от претензий на власть конечно не те, ни другие отказываться не намерены. 

Что со всем этим делать писателю? Никто не хочет чувствовать себя бараном, которого пасут как хотят. Но никто пока не отменил естественной иерархии в обществе. А значит - одни всегда будут пастухами, другие баранами. И это совершенно нормально. Однако, и доводить иерархию до абсурда, полностью отдавая себя под сильную руку, тоже нельзя. Мы же люди, а не скоты в конце-то концов. А раз так, писателю нужно уделять время всё более полной и тщательной проработке своего образа прекрасного. Создавая тексты, он этим и занимается. И нужно сие уже для того, чтобы подвергать серьёзной критике и фильтрации те многочисленные идеи, которые вторгаются через СМИ в наше воображение, стараясь полностью подчинить его. Писательская деятельность - это как раз то противоядие, которое помогает в формировании иммунитета, создаёт в обывателе личность, а тем самым даёт возможность подняться над стадом да внимательно оглядеться вокруг. Что там ждёт впереди?

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 4
    3
    138

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.