Карибские пираты.

Карибские пираты. Из романа "Паноптикум".

 

­­­­Находясь в Доминикане, на острове Гаити, нельзя обойти стороной тему пиратства. Вообще-то пиратство существует с тех пор, когда возникло само мореходство. Сразу же нашлись хищные и алчные, которые решили не перевозить и торговать, а отбирать и захватывать.
Да что там говорить, если финикийцы - лучшие мореплаватели древности имели также дурную славу самых опасных пиратов. Пираты нападали не только на суда, но и на прибрежные селения и города.

Само слово «пират» пришло из латыни, а там появилось из др.греческого, где означало «попытка», а ещё ранее их прямо называли «грабитель, разбойник». О морских разбойниках упоминал в своих поэмах Гомер.
В античное время пираты были грозой судоходства в Средиземном море и настоящими властителями морских просторов. Они захватили в плен самого Юлия Цезаря и взяли за него большой выкуп. Потом, правда, Цезарь сполна отомстил им.
Известные всему миру викинги в средневековые времена являлись по своему существу настоящими пиратами, только проводили они его во всех достижимых пределах на самом высшем, межгосударственном уровне.

Тема пиратства очень обширна, поэтому перейдём к её локальному, карибскому варианту. Испанская королевская власть считала себя единственной и полной владелицей всех земель, расположенных к западу от пограничного меридиана. Пограничный меридиан был установлен договором, заключённым в 1494 году в городе Тордесильясе.
Испанские короли старались полностью оградить свои западные заморские владения от всего остального мира. Но с такой испанской монополией на Новый Свет не соглашались Франция, Голландия, Англия.

Первыми нападать на испанские корабли и прибрежные поселения стали французские пираты. Из них особенно прославился Франсуа Леклерк, или «Деревянная Нога». Он был смел и дерзок в своих вылазках до безрассудства, получил множество ранений, в том числе в ногу, которую пришлось ампутировать.
Франсуа Леклерк ходил на деревянном протезе, что видно из его прозвища, что вошло потом в классику романтизированной литературы о пиратах. О пиратских приключениях писали Роберт Луис Стивенсон, Рафаэль Сабатини, Эмилио Сальгари, Фенимор Купер…
( Потом популярную тему подхватили бездарные эпигоны и наплодили множество отвратительных фильмов, мультфильмов, комиксов, смотреть которые никому не рекомендуется. )

Кроме многих испанских галеонов французские пираты под командованием Леклерка захватили и разграбили город Сантьяго-де-Куба, а через год Гавану.
К французским пиратам присоединились голландские и английские, чаще всего их всех называли флибустьерами от голландского «вольный добытчик». Многие из них получали от своих правительств официальные грамоты, патенты на разграбление вражеских судов и поселений, в которых оговаривалось, какая часть добычи остаётся им самим, какая идёт государству. Таких вольных морских добытчиков называли ещё корсарами, каперами, приватирами.

В 1572 году свои атаки на испанцев начал совершать капитан Фрэнсис Дрейк (1540 – 1569), который впоследствии стал одним из самых известных в мире мореплавателей, национальной гордостью англичан. Про него можно говорить очень долго, лучше это сделать отдельным очерком. Но сейчас не удержусь сказать, что Фрэнсис Дрейк в одной из своих каперских экспедиций совершил второе после Фернана Магеллана кругосветное плавание (1577 – 1580).

А вообще-то Магеллан не совершил кругосветное плавание, на самом деле он погиб на Филиппинах. В Испанию вернулся только один корабль из его экспедиции, на котором осталось 18 едва выживших моряков под командованием Хуана Себастьяно Элькано, действительно совершивших первый в мире кругосвет.
Здесь обязательно необходимо отметить, что среди тех, кого мы называем теперь пиратами, были совсем разные люди, от кровожадных убийц и отпетых головорезов, до отважных мореплавателей, исследователей и первооткрывателей. Впрочем, авантюризм и жажда наживы объединяли их всех.

На острове Эспаньола ( Гаити ) и других Антильских островах испанцы истребили индейцев-араваков, сами в своём большинстве ринулись в Южную и Центральную Америку в поисках сокровищ.
Брошенные ими коровы и свиньи быстро одичали и чрезвычайно размножились, ведь никаких крупных хищников на них не было. Но появились здесь в поисках лучшей жизни французские и английские искатели приключений.
Этим бродягам по нраву пришлось изобилие крупной дичи. Они охотились на одичавших свиней, коров и быков, а их мясо по туземным обычаям коптили на букане – решётке из сырого зелёного дерева. А в шкурах животных новоявленные буканьеры выпаривали на солнце морскую воду и получали соль. Копчёное мясо и соль они обменивали на оружие, свинец и порох…
- А как же ром? - спросит любознательный нетерпеливый читатель.
- Никакого рома, - отвечу я, - в те времена его ещё делать не научились. История рома начинается во второй половине XVII века на острове Барбадос - (барбадосская вода).

Потом буканьеры принялись за гораздо более доходное и рискованное дело – морской разбой. Их разбойная деятельность очень не понравилась испанцам, которым удалось вытеснить буканьеров с Эспаньолы ( Гаити ). Тогда буканьеры прочно закрепились на небольшом соседнем острове Тортуга (Черепаший), который стал их знаменитым пристанищем. Через некоторое время они вернулись и на Эспаньолу.
Буканьеры нападали на испанские суда и города, поэтому их пиратская деятельность всемерно приветствовалась и поощрялась Англией. Им разрешили базироваться в Порт-Ройяле, столице английской колонии на острове Ямайка.
Пиратская братия тех времён представляла собой полный интернационал, там были англичане, французы, голландцы, датчане и другие европейцы, чернокожие рабы и мулаты. Они образовали Береговое братство, в которое входили главным образом молодые неженатые мужчины. У них сложился свой пиратский кодекс чести, правил и поведения.

Можно долго перечислять их знаменитых капитанов, вспоминать их громкие победы и кровавые набеги: Чёрная Борода, Чёрный Барт, Уильям Кидд, Франсуа л,Олоне, который отличался особой свирепостью. Пираты под его командой взяли десятки судов на абордаж. Абордаж от французского «борт судна», когда пиратский корабль цеплялся в борт атакуемого судна кошками, крючьями и баграми. Пираты, вооружённые пистолетами, короткими мушкетонами, абордажными топорами и саблями, перескакивали на него и уничтожали команду. Франсуа л,Олоне известен тем, что пленных не брал и сам любил людей обезглавливать.

Он захватил и разграбил испанскую колонию Маракайбо, затем соседний город Гибралтар на побережье Венесуэлы. Только с гибралтарцев он взял выкуп в 10000 пиастров, пиастры – европейское название испанской серебряной монеты «песо». Как тут не вспомнить «Остров сокровищ» Стивенсона и попугая Джона Сильвера с хриплым криком: «Пиастры, пиастры, пиастры!»
Стоит отметить, что закончил свою жизнь Франсуа л,Олоне соответственно собственной жестокости и кровожадности, его изрубили, изорвали в клочья, а потом зажарили и съели индейцы-каннибалы.

Рассказывая о пиратах Антильских островов нельзя хотя бы кратко не вспомнить Генри Моргана (1635 – 1688). Первоисточником о его жизни является книга «Пираты Америки» Александра Оливье Эксквемелина, историка, писателя, медика и пирата из команды самого Моргана.
Генри Морган родился в семье далёкой от морских путешествий, но не захотел размеренной жизни своих родителей, сельских землевладельцев. В поисках наживы и приключений он отправился в Вест-Индию, на остров Барбадос. Барбадос был помойкой, куда Англия сваливала свои отбросы: преступников, дезертиров, шлюх и прочий сброд.

Платой за проезд на Барбадос стал кабальный трёхлетний контракт, то есть по существу Генри продали на 3 года в рабство. По прошествии срока неволи он подался в пираты и очень быстро пошёл в гору. Первый корабль был куплен вскладчину с компаньонами, Моргана единогласно выбрали капитаном.
Он проявил себя отважным, решительным и очень удачливым капитаном. Десятки судов противника взяли его флибустьеры на абордаж, захватили много золота, серебра и другой добычи.

Со временем Генри Морган собрал целую небольшую флотилию: 12 кораблей с командой до семисот человек.
Первый город, взятый Морганом, это Пуэрто-дель-Принсипе на Кубе. Потом последовал знаменитый захват Маракайбо. История битвы пересказана Рафаэлем Сабатини в «Одиссее капитана Блада». Пираты не знали страха – их отчаянная смелость множилась на безграничную жадность. Следующим в их захватническом списке стал богатый город Портобело.
В конце 1670 года Генри Морган с отрядом в 1700 отчаянных морских разбойников и просто головорезов захватил и разорил большой и важный для испанцев город Панаму.

Король карибских пиратов 30 лет верно служил английским интересам в Вест-Индии. Он прошёл путь от простого флибустьера до адмирала корсарской флотилии и вице-губернатора Ямайки. Он зажил спокойной жизнью чиновника и плантатора, и умер не от ран и не повешенным на рее…Генри Морган скончался в 1688 году от цирроза печени в 53-летнем возрасте, сказались постоянные возлияния крепких напитков. Похоронили его в Порт-Ройяле с адмиральскими почестями. Через четыре года страшное землетрясение разрушило город, и останки знаменитого корсара поглотило Карибское море.

Но карибские пираты ещё долго были грозными владыками местных морских просторов и побережий. Только в начале XIX века значительно окрепшие и хорошо организованные военно-морские силы Западной Европы и Северной Америки положили конец пиратской вольнице.



 
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 50

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют