Страна советов
Типичная (для меня) ситуация: вечеринка у друзей, «А это вот — Влад, он пишет о театре», и какая-нибудь милая дама обязательно спросит: «А какой спектакль вы бы мне посоветовали?»
Даму я вижу впервые в жизни. О её вкусах, образовании, зрительской насмотренности и доходах могу только смутно догадываться. Ну, интеллигентка, ну, москвичка, ну, с загаром и, кажется, была у пластического хирурга. Да мне легче посоветовать ей цвет платья или фасон обуви — меньше шансов попасть «в молоко». Я очень осторожно что-то советую, на воду дую, когда речь идет о книгах, фильмах, а тем более, о театре. Почему — тем более? Из театрального зала труднее сбежать.
Конечно, есть более-менее беспроигрышные варианты, которые можно советовать всем или почти всем, но и в этом случае велика вероятность не угадать и не угодить. А эта дама поверит, потратит время, средства, а то еще и мужа своего вытащит в свет. И — облом!
А еще труднее, когда полузнакомые френдессы спрашивают в соцсетях: «Что бы посмотреть с дочкой 15 лет?» Господи, да эта барышня в свои 15 может оказаться какой угодно – и умницей, и тупицей, и синим чулком, и оторвой с сигареткой, и так далее, и тому подобное. Но вы же — эксперт, поэтому повангуйте и что-то посоветуйте. А если вежливо откажешься, обидятся, объявят снобом.
И тем не менее, уважаемые читатели, рискну порекомендовать вам несколько премьерных спектаклей минувшего сезона. Все из них я, разумеется, видел сам. Надеюсь, не разочаруетесь. Но на всякий случай предупрежу и о плюсах и о минусах.
НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА
«Война и мир», Театр Вахтангова
+ Работа выдающегося литовского режиссера Римаса Туминаса, экс-худрука Вахтанговского театра. Лидер почти всех рейтингов сезона 2021/2022.
– Многие говорят, что пять часов постановки пролетают как один миг. А один известный режиссер, народный артист РФ, признался, что заснул на 15-й минуте.
«Гроза», «Сатирикон»
+ Бережное обращение с текстом. Можно отправить и стар, и млад.
– Постановщик Константин Райкин как будто специально собрал в одном спектакле фирменные приемы нескольких крупных режиссеров, а потому его собственный стиль непонятен. Ну не компиляция же?!
«Дядя Жорж», Театр Сатиры
+ Сергей Газаров соединил две пьесы Чехова – малоизвестного «Лешего» и до боли знакомого «Дядю Ваню», в результате – вроде бы и знакомые ингредиенты, однако эффект непредсказуемости «коктейль» производит.
– Спектаклю не повредили бы сокращения.
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Душа моя Павел», РАМТ
+ Тонкий и умный спектакль дуайена режиссерского цеха Алексея Бородина по роману воспитания Алексея Варламова, ректора Литинститута, о становлении «правильного советского» 17-летнего героя, приехавшего учиться из провинции в Москву.
– Часть сугубо профессиональных диалогов студентов-филологов могут не заинтересовать непосвященного зрителя.
«Местные», МХТ им. Чехова
+ Малоизвестная драма Александра Ремеза (год написания – 1974) о студентах «на картошке». Азартная работа молодых артистов, вчерашних выпускников Школы-студии МХАТ.
– Советская «чернуха» с изнасилованием не всем придется по вкусу.
«Судзуки», Театр Ермоловой
+ Эксцентричная черная комедия современного авангардного драматурга Алексея Шипенко, часть которой написана на тарабарском языке. Действие происходит в авторемонтной мастерской.
– Тем, кто не любит абсурд, может не понравиться.
КОМЕДИИ
«Слуга двух господ. Russian edition», Театр Пушкина
+ Комедию итальянца Карло Гольдони (1745) разыгрывают современные русские скоморохи.
– Шум и суета не всем придутся по вкусу.
«Схватка», Театр Олега Табакова
+ Новый для русской сцены текст – трагикомедия американца Дэвида Линдси-Эбера про двух непримиримых старушек из дома престарелых. Великолепные актерские работы (Яна Сексте и Алена Лаптева). Постановщику Владимиру Машкову удаются искрометные комедии.
– Для кого-то пьеса покажется простоватой и предсказуемой.
«Женитьба. Трагедия?», Театр на Таганке
+ Очень занятное прочтение режиссером из СПБ Андреем Гончаровым гоголевского «совершенно невероятного события». Отличная команда актеров, из которой нельзя не выделить Надежду Флерову в роли вечной невесты Агафьи Тихоновны.
– Если этот метамодернистский каскад аттракционов вызовет у вас вопрос «А в чем смысл?», то я предупреждал.
БАЙОПИКИ
«Женщины Есенина», МХАТ им. Горького
+ Возможно, лучшее, что было сделано в этом театре сложной судьбы за несколько последних сезонов. Удачное воплощение образа Есенина молодым и прежде никому неизвестным Андреем Вешкурцевым.
– Пьеса Елены Исаевой, написанная на основе книги Захара Прилепина, может возмутить тех, кто желает видеть Есенина исключительно ангелоподобным.
«Канарейка», Театр Наций
+ Отважное перевоплощение Сати Спиваковой в Марию Каллас, доживающей свои последние дни.
– Ближе к финалу зрелище режиссера Дмитрия Сердюка по пьесе Марии Варденги напоминает литературно-музыкальную композицию.
«Говорит Москва», МХТ им. Чехова
+ Возможность увидеть на сцене большую русскую актрису Наталью Тенякову, которая рассказывает историю взросления и отказа от иллюзий Светланы Аллилуевой, дочери Сталина.
– Режиссер Данила Чащин решил спектакль очень уж минималистичными средствами.
Кстати, спектакль «Говорит Москва» можно отнести и к следующему разделу – моноспектакли.
МОНОСПЕКТАКЛИ
«Контрабас. Новое звучание», МХТ им. Чехова
+ Спектакль старый, но поскольку в нем занят лишь один актер, то можно говорить как о премьере: талантливый Артем Волобуев сменил Константина Хабенского в этом одноактном монологе Патрика Зюскинда в роли контрабасиста из оркестра.
– Тем, кто видел в этой роли Хабенского, непросто принять новую версию.
#новые_критики #театральный_обзор #театр_вахтангова #сатирикон #театр_сатиры #рамт #мхт_чехова #театр_ермоловой #театр_пушкина #табакерка #театр_на_таганке #мхат #театр_наций
-
"А еще труднее, когда полузнакомые френдессы спрашивают в соцсетях: «Что бы посмотреть с дочкой 15 лет?»" - доброе старое делегирование ответственности. А вообще, произведения лучше читать, чем смотреть, на мой взгляд.
-
Для жителей и гостей столицы этот текст должен быть поистине бесценен.
Очень понравился формат обзора. Просто супер.
1 -
"Я очень осторожно что-то советую, на воду дую, когда речь идет о книгах, фильмах, а тем более, о театре. Почему — тем более? Из театрального зала труднее сбежать"(с) - БРАВО!
По сути обзора - буду у вас на Колыме - обязательно воспользуюсь обзором.
Спасибо.
1 -
-
Я прямо представил, как прочитав эту статью, половина населения Сибири и Дальнего Востока решат, за не имением собственных, ломануться в театры златоглавой либо петровозведённого. Ой, шо будет, шо будет.. :)