Lala555 Как-то такЪ 01.09.22 в 08:00

Человек Божий

Последнее время в широком прокате весьма затруднительно встретить фильм, заставляющий пересматривать собственное мировоззрение в отношении себя. Разговор далеко не о религиозной подоплеке или ее отсутствии. Речь относительно осмысленности своего существования.

Греческая кинолента «Человек Божий» американского режиссёра сербского происхождения Елены Попович рассказывает об одном из наиболее почитаемых в Греции святых Нектарии Эгинском, знакомить на экране с которым, выпала честь Арису Серветалису. И если наблюдать за житием святителя человеку, далекому от церковной тематики, может показаться впустую потраченным временем, то увидеть в одном кадре голливудского Микки Рурка и не менее известного в отечественном кинопрокате Александра Петрова в данном случае — возможно, будет интересно. 

Фильм-биография начинает повествование с момента оклеветания и изгнания Нектария из Египта в 1890 году. «Он спустит все деньги на коренных арабов и попрошаек, и ничего не останется. Возможно, он благодетелен и добр, но определенно безумен... Фанатичен. Мы рискуем своими жизнями и не можем допустить того, чтобы он стал патриархом, эта должность не для него» — с такой позицией и мыслями ближайшее окружение среди священнослужителей выставляет назначенного годом ранее в сан митрополита Нектария предателем, во что с трудом удается поверить главе Сафронию IV. Невзирая на любовь жителей Каира и симпатию со стороны патриарха, к которому Нектарий относился как к отцу, его отправляют на покой с формулировкой: «не ужившийся в климате Египта».

Откровенное нежелание зла в адрес других, даже тогда, когда дела идут чрезвычайно плохо. Попытки не принимать поспешных решений, искреннее стремление разобраться в причинах неудачных стечений обстоятельств — избитые для архиерея истины, но как естественно для него, а трогательно обыгранное Арисом, необузданное желание разделить неприятности с кем-то из мирского общества... Блестящее изъявление чувств не только в вере Господу. Сентиментально, но очень глубоко.

Возвращаясь в Афины, митрополит более года живет в страшных лишениях и не может найти работу в церкви. Никакую. Тщетно ходя по инстанциям, готовый занять любую должность за еду и крышу над головой, при всей компетентности и регалиях не в состоянии устроиться хотя бы проповедником. Основные трудности — анонимные доносы, которые выявляются при первом же запросе конфиденциальной информации со стороны госорганов, дополнительные — бюрократические проволочки с гражданством, ибо митрополит родился в Силиври, ранее греческом городе, который теперь принадлежит Турции.

Затрудняюсь сказать, насколько Арис внешнее схож с Нектарием Эгинским, но внутренне складывается мнение, будто Серветалис знал его лично и настолько проникся ролью, что на экране выглядит человеком, обладающим высшим, божественным совершенством. С какой же нескрываемой легкостью ему удается изображать проблеск среди отчаяния в нелегкой судьбе Нектария. Как правдоподобно выглядит его единственная надежда в виде Бога, и как умело передается ощущение благодати, чередуемое невыносимостью бытия. Бесподобное перевоплощение с первых кадров и до финальных титров! «За все это время он стал невероятно близок мне духовно — это как внезапно обрести друга и почувствовать, что ваша связь вечна» — рассказал актер о своем персонаже в одном из интервью. 

Многие священники-епископы знают, что Нектарий невиновен и продолжают отстаивать собрата в синоде. По совету одного из них, митрополит записывается на прием к министру религии и образования, который назначает его проповедником в провинцию Эвбея, где он впоследствии становится руководителем Ризарийской богословской школы и знакомится со своим помощником Костасом (Александр Петров). На фоне безупречной игры грека Ариса, российский актер выглядит менее убедительно, но при этом достаточно гармонично. Возможно, сказывается совершенно новый для него опыт в первом международном проекте, но по заявлениям самого Александра, он «будто вместе со своим героем прошел собственное внутреннее очищение и благодаря этой роли получил ответы на некоторые вопросы, которые часто задавал себе». При крайнем профессионализме Серветалиса, на единичные недочеты в статичной игре Петрова просто не обращаешь внимание...

Операторская работа Панайотиса Василакиса превосходна. Каждый кадр аккуратен и обоснован, а намеренная цветокоррекция по приглушению цветов прекрасно способствует более глубокому погружению в испытания и невзгоды жизненного пути святителя. Создается впечатление, что присутствуешь в некой близости с главными героями, словно разделяешь их душевные переживания. Музыкальное сопровождение (композитор Збигнев Прайснер) великолепно дополняет эти ощущения. 

После ухода на пенсию Нектарий живет в основанном им Свято-Троицком женском монастыре на острове Эгина. При возведении которого, он принимает самое непосредственное участие (всячески помогает строителям, носит камни, выполняет земляные работы), но все равно не может избежать участи очередных гонений и клеветы в свою сторону. Зависть ли это? Обыкновенное проявление человеческой сущности или банальная ненависть в адрес личности, которая смогла обрести покой при жизни?

«Человек Божий» пропитан философскими рассуждениями на тему власти. Регулярно задевает понятие «простой человек» и ювелирно переплетает эпизоды с отражением устоявшихся проблем социума. Остро ставит вопрос — когда необходимо бороться, а когда — подставлять другую щеку. Что есть смирение, да и может ли угасать душа вместе с телом?

Художники Спирос Ласкарис и Эва Натена успешно справились с задачей по воссозданию эпохи конца 19-ого века — начала 20-ого. Не так масштабно, как этого хотелось бы, но с грамотным подбором реквизита и костюмов. Бюджетно, скромно, под стать местам, где когда-то жил и проповедовал святой Нектарий, которые по большей части — выступили в ленте декорациями.

Картина совершенно никак не затрагивает историю юношества и молодости митрополита, поэтому безупречно укладывается в двухчасовой хронометраж. По возрастному рейтингу — от 12 лет, хотя отлично подойдет для просмотра в кругу семьи с детьми младше указанного. Досадно только, что без дополнительных разъяснений со стороны взрослых — в детстве такое кино не осознать, но бесспорно, в прокате подобные работы хотелось бы видеть чаще. 

В Греции сохранилась народная поговорка: «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария», что чудесно удается передать игрой Микки Рурка в образе парализованного человека на больничной койке в финальной части киноленты. За пять минут экранного времени он выразил больше, чем Петров за весь фильм, но не будем о грустном. Изумительная... местами немногословная демонстрация зрителю, как обретают призвание. 

Нектарий Эгинский скончался от рака на 74 году жизни. Спустя 40 лет (20 апреля 1961 года) был причислен к лику святых патриаршим и синодальным указом Константинопольской патриархии.

#кинообзор #freshtrash #человек_божий #святой_нектарий #елена_попович #арис_серветалис #александр_петров #микки_рурк 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 14
    9
    213

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • udaff

    Уже написал в предыдущем обзоре — тематика мне не близка, смотреть фильм не буду. 

    За обзор — огромное спасибо. 

  • horikava_yasukiti

    Хорошо написано. Только, насколько мне известно, принято говорить не "младше", а "моложе" (из предложения про детей, которые тоже могут смотреть этот фильм).

  • Lala555
  • horikava_yasukiti
  • super_kotos

    Хорошая рецензия. Так получилось, что "перебили" у меня гонорар, прислав свою на пару часов раньше. Думал, возможно, дрянь какую-нибудь написали, подстать многим сочинениям сайта. Но теперь рад, отлегло от души.)

  • shelley

    Актер Андрей Петров изрядно задолбал своим однообразным лицом в отечественных фильмах - а вы предлагаете посмотреть на него ещё и в иностранном кино? Нет уж, спасибо.

    Да ещё это штампованное сопоставление во всех рецензиях: мол, в этом кино есть и Андрей Петров, и Мики Рурк. И что? Винегрет стал вкуснее от добавления в него пельменя и бургера?

    Странно вообще, что сербская режиссёрка не нашла достойных сербских актёров. В своё время югославское кино было очень неплохим, даже без всяких микерурков.

  • Lala555

    Лёха Андреев 

    Грек великолепен. Без прикрас. 
    А Рурк с Петровым... Винегрет просто стал забавно выглядеть.

  • Arhitector

    За рецензию реальное большое спасибо - фильм для меня, судя по описанию, притягателен. Такая глубокая тематика сейчас, на современном экране достаточно редка: фильмецы пиф-паф и фильмецы трах-трах всё больше оттесняют "высокий" кинематограф.

    Ну и режиссерка фильма - Попович. Может, родственница нашему Алёше Поповичу. :) Так что - посмотрю прямо на этих выходных.

  • Lala555

    Arhitektor 

    Далеко не "Остров", но впечатление оставит ;)