kkomal Ксения Комал 30.08.22 в 11:24

Обзор переводных детективных романов

Поколение назад типичного школьного хулигана можно было увидеть патрулирующим коридоры в поисках следующей жертвы, но в наше время издеваться удобнее с помощью интернета, и зачастую это наносит куда больший ущерб, чем встреча лицом к лицу. А если к «приятному» подростковому буллингу добавить ещё внешний мир, полный несправедливости и вселенского зла, получится тот самый мрачный-кошмарный мир детства, о котором так любят писать сегодня авторы. И все они пишут по-разному:

1) «Прощение», Ирса Сигурдардоттир

Автор вполне справедливо считает, что никто, даже худший из хулиганов, не должен становиться жертвой насилия и убийства, но разорвать порочный круг бывает очень непросто.

 Почему интересно: это третья книга цикла «Детский дом» — как и предыдущие романы, она многослойная, персонажи сложные, грань между добром и злом сильно размыта. В общем, очень достойный образец скандинавского триллера. Из минусов — некоторая грубоватость и затянутость, ещё мне показалось, что слишком много описаний издевательств. И главный недостаток для меня — слегка хромает логика. Впрочем, всё моё «но» перекрывает холодная, сумеречная и в то же время прекрасная Исландия.

Сюжет: шестнадцатилетняя Стелла собирается домой после работы, но в её жизнь врывается мужчина в маске, и вот она уже на видео, просит у кого-то прощения… Рядом с телом Стеллы будет найден намёк на другую жертву, а ещё выяснится, что Стелла жестоко издевалась над одноклассницей.

2) «Тот, кто виновен», Себастьян Фитцек

Себастьян Фитцек — самый успешный автор психологических триллеров в Германии. И это неспроста. В романе «Тот, кто виновен» действие развивается настолько стремительно, что все персонажи без конца куда-то бегут. Замечу, у каждого своя цель: прибежать первым, убежать от кого-то, догнать и перегнать, успеть спасти или спастись. Каждая глава (а их немало) заканчивается аварией, взрывом, убийством… Напряжение зашкаливает, и отложить книгу невозможно. Из минусов — с движением и сумбуром всё-таки перебор, к тому же Фитцек пытается грубо играть на эмоциях (это насчёт преступлений против детей), а его герои не вызывают особой симпатии. Хотя последнее — авторская фишка, он в принципе придумывает интересные сюжеты и нестандартных персонажей, а потом утрирует, сгущает краски до самых тёмных тонов.

Почему интересно: занимательная идея — рассказать о преступлении, которое можно предсказать и предотвратить только путём другого преступления. Да, где-то это уже встречалось, но здесь тема раскрыта на глубоком, ментальном уровне.

Сюжет: неудачливый писатель Макс — законопослушный гражданин и никогда в жизни не позволял себе ничего плохого. Но через несколько дней он совершит одно из самых ужасных преступлений, на которые способен человек. Только сегодня он ещё ничего об этом не знает… В отличие от тех, кто хочет его убить, пока не стало слишком поздно.

3) «Он придёт» («Когда ветка ломается»), Джонатан Келлерман

 Почему интересно: Келлерман — автор академических трудов по психологии, а его герой, доктор Алекс Делавэр — практикующий психолог и подходит к расследованиям почти по-холмсовски, используя интеллект и наблюдательность. Любопытно и мнение писателя: он считает, что современный сыщик должен быть чутким и понимающим, а не холодным упёртым профессионалом. По-моему, что-то в этом есть и серия про Алекса Дэлавера (первая книга серии была написана ещё в 1985 году, последняя — в 2021) заслуживает внимания.

Сюжет: семилетняя Мелоди Куинн — единственный свидетель двойного жестокого убийства. Детектив Стерджис надеется, что психолог Алекс Делавэр пообщается с девочкой и сможет узнать, что она видела.
 Я бы не сказала, что линия расследования тут сложная и запутанная, но читать приятно, есть ощущение «уютного» детектива, хотя это и не совсем он.

4) «Призраки не лгут», Ларс Кеплер

Ларс Кеплер (в миру Александра Коэльо Адорил и Александр Адорил, Швеция) — писатель уникальный, вобравший в себя сразу две индивидуальности соавторов разного пола, что вносит в книги некое ощущение непредсказуемости — когда персонаж по определению не может быть цельной натурой.

Почему интересно:  это тот случай, когда реальное кажется сверхъестественным, а безумное — нормальным, да ещё и отражается в кривом зеркале.

Сюжет: в интернате для трудновоспитуемых девочек начинает орудовать маньяк. Вычислить его пытается уставший от жизни детектив, против которого полным ходом идёт внутреннее расследование. Подозрения падают на девушку, которая угнала машину с ребёнком и — предположительно — разбилась насмерть.

5) «Когда выходит отшельник», Фред Варгас

Фред Варгас (француженка Фредерика Одуэн-Рузо) — не только писатель, но ещё историк и археолог, что, разумеется, не могло не сказаться (положительно!) на качестве книг. Каждый роман серии о комиссаре Адамберге содержит сюжетную линию о чём-то древнем, жутком, иногда — паранормальном. Необычные методы убийства, основанные на фольклоре и суевериях, эксцентричные, своеобразные персонажи и, в конце концов, абсолютно земное, может, правда, не всегда реалистичное, объяснение происходящего — в этом вся прелесть её книг.

Почему интересно: любопытно, как из ничего (дела-то, по сути, не было изначально) выросла и развилась сложная, развесистая история, охватывающая целые пласты человеческого существования. Кто убийца, становится понятно уже в середине, но и дальше стоит читать ради удовольствия понаблюдать за комиссаром Адамбергом и причудливым ходом его мыслей.

Сюжет: серия смертей от укуса паука-отшельника взрывает соцсети на юге Франции. До сих пор укус этого насекомого не считался смертельным, и комиссар, вопреки здравому смыслу, начинает несанкционированное расследование, не подозревая, какие бездны злодейства разверзнутся перед ним.

6) «Бумажные девочки», Алекс Смит

Ну и июльская новинка от автора из Великобритании, пока можно сделать предзаказ.

Почему интересно: зацепила история, как будто что-то личное — видимо, легко сопереживать ребёнку, который вынужден работать, несмотря на погодные катаклизмы и прочие риски.

Сюжет: жуткая гроза, а одиннадцатилетняя Мэйси должна развозить газеты на своём велосипеде. За два дня пропали уже две «газетные девочки», город в ужасе – ясно, что появился маньяк. Но Мэйси всё равно поедет, ведь ей платят хорошие деньги…

#книжная_полка #ирса_сигурдардоттир #себастьян_фитцек #джонатан_келлерман #ларс_кеплер #фред_варгас #алекс_смит

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 9
    8
    274

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • vpetrov

    Эх! Не хватает людям перца в пресной жизни.

  • Arhitector

    Все современные детективы можно смело выбрасывать на помойку. Поскольку ничего кардинально нового в этом жанре написать уже нельзя - слишком много написанного-переписанного. Смысла читать подобные современные творения не вижу абсолютно никакого.

  • bastet_66

    Интересный обзор, интересная подача материала. Отдаю предпочтение классике этого жанра. Загляну на странички пары книг. Надеюсь, переводчики потрудились на славу, потому что читать детективы даже с хорошей сюжетной линией, но на плохом литературном языке, не очень приятное занятие. Хотелось бы в следующем обзоре (надеюсь, он будет) заранее знать, чей перевод лучше не открывать, чтобы не портить настроение.

  • sgb

    Великолепный обзор. Спасибо. 

  • Vika

    Спасибо за обзор. Буду читать.