Karakum Karakum 30.08.22 в 08:00

Рецензия на фильм «Род мужской» / Men

премьера: 20 мая 2022 г.
100 минут
режиссер: Алекс Гарленд
в ролях: Джесси Бакли, Рори Киннир, Паапа Эссьеду

«This is a man’s, man’s, man’s world»
Джеймс Браун, Бетти Джини Ньюсом

Зачастую развитие общественных, политических и философских взглядов художника идёт по нарастающей, от неявного зародыша мысли к полнотелому оформившемуся мировоззрению. Так произошло с талантливым писателем, сценаристом и режиссером Алексом Гарлендом. Даже неприятельскую честность, если она действительно честность, а не намеренная конъюнктурная провокация, можно и нужно уважать. Плоды этой честности стоит знать, хотя бы для того, чтобы понимать, чему придется противостоять сейчас и в ближайшем будущем.

Фильм «Род мужской» начинается со сцены болезненного разрыва серой (белокожей) мышки Харпер и афрокрасавца Джеймса. Женщина является инициатором расставания, причины которого для зрителя остаются за кадром. Психически неуравновешенный Джеймс безрезультатно умоляет Харпер передумать, а затем угрожает самовыпилиться. Женщина резонно замечает ему — это эмоциональный шантаж. Мужская попытка вызвать в Харпер ложное чувство вины проваливается, и в гневе Джеймс бьёт жену по лицу. Харпер выгоняет мизогина из квартиры. Успокаиваясь, женщина отрешённо смотрит в окно, мимо которого, совершенно неожиданно пролетает Джеймс. Взгляды супругов на мгновение встречаются. Джеймс разбивается насмерть. Так приходит конец токсичному браку.

В статусе вдовы Харпер приезжает в деревеньку, где на пару недель снимает себе двухэтажный коттедж. Уютный дом будто сошел со страниц путеводителя по старой доброй Англии. В саду перед коттеджем Харпер срывает с дерева и пробует яблоко, запуская тем самым древний процесс познания добра и зла. Мы в курсе, чем это обычно заканчивается — познается почему-то только зло. Но это не самая жирная метафора фильма, потому что сам фильм целиком и полностью и есть метафора, сочащаяся презрением к мужскому роду, изобличающая всю его гнусную природу. Цель этой паразитарной природы одна — подчинить и поработить женское начало.

В коттедже героиню встречает арендодатель Джеффри. Разложив вещи, Харпер отправляется на прогулку. Она любуется провинциальными пейзажами, заигрывает с эхом в заброшенном тоннеле, много улыбается и чувствует, как уже начинает благотворно влиять на ее состояние загородный ретрит. Но внезапно Харпер замечает голого мужчину, который следит за ней от заброшенного в зарослях здания. Женщина уходит домой. Голый извращенец очевидно преследует Харпер до коттеджа, он вторгается в сад, заглядывает в окна, сует жуткие руки в почтовую щель входной двери. Испуганная вдова вызывает полицию. Стражи порядка скручивают эксгибициониста и увозят в участок.

На этом внятный сюжет заканчивается и фильм приобретает жанровые признаки заявленного «ужаса». Но от «ужаса» в кино только мистически необъяснимые метаморфозы происходящие с телами мужчин и пропадающая сотовая связь. На деле вся сериальная чертовщина призвана подчеркнуть бронебойную аллегорию. Как я сказал, «Род мужской» — метафора. И вот почему. Все мужские роли (кроме чернокожего Джеймса) — арендодатель Джеффри, полицейский, священник, трудный подросток, бармен, посетители паба, голый извращенец — играет Рори Киннир. Зритель понимает это сразу, в отличии от главной героини, которая никак не реагирует на внешнее сходство окружающих людей. Потому что метафора рассчитана вовсе не на нее. Это нам режиссер говорит — смотрите, все мужики одинаковые, все подонки. От ребенка до служителя Бога. Каждый мужской персонаж персонифицирует какую-то часть жизни, в которой приходится существовать женщине-жертве. Джеффри символизирует хозяев собственности, священник — патриархальную религию, полицейский — принадлежащую мужчинам власть, посетители паба — общественное мнение, трудный подросток — детей-мальчиков, воспитанных в мужском мире, голый извращенец — звериную суть абьюзеров. Выбор на эти роли Рори Киннира кажется не случайным. Мне этот актер известен только по сериалу «Страшные сказки», где он сыграл жутковатое Создание доктора Франкенштейна. Жутковатость необходима метафоре для гротеска, в который скатывается кино к финалу. Высокомерное и снисходительное отношение представителей мужского рода к Харпер превращается в откровенное насилие. Чтобы узнать, сумеет ли женщина из жертвы преобразиться в Сильную и Независимую придется досмотреть до конца. Отрадно, что режиссер не делает различия между белыми и цветными мужчинами. Последние так же способны на зло. 

Визуальную, спецэффектную составляющую сериала нельзя назвать новаторской, но она безусловно на должном уровне справляется со своей функцией, а именно — воплощает на экране идею мужского самовоспроизводства. Своеобразный однополый уроборос. Любопытно, что по версии режиссера женщина вроде бы совсем исключается из работы этого неумолимого маскулинного колеса сансары.

Феминистская тематика в произведениях Алекса Гарленда обозначилась ещё в его романе-бестселлере, по которому Денни Бойл снял одноименный «Пляж». Образ диктатора-матриарха замечательно воплотила Тильда Суинтон. Но если утопичная коммуна в «Пляже» развалилась, то в следующих работах Гарленда женщины неизменно одерживают верх. В научно-фантастическом «Из машины» робот Ева убивает одного мужика (своего создателя) и подставляет другого (влюбленного в нее парня). В «Аннигиляции» героиня Натали Портман в составе исключительно женской команды сильно и независимо от мужчин спасает мир. В этом ряду «Род мужской» становится не только закономерным развитием, но и толстым восклицательным знаком. Плотину наконец прорвало. Алекс Гарленд без намеков, недоговорок и околичностей выносит приговор половине человечества. Чтобы стать творчеством, художественным высказыванием фильму не хватает глубины. Достаточно было сдержать в себе пропагандиста и добавить одного положительного (да пусть даже и нейтрального) персонажа с тестикулами, но автор выбрал путь агитатора, соорудив киноманифест. Он не первый. Вспоминается «Вивариум» трехгодичной давности с Джесси Айзенбергом и Имоджен Путс, где в такой же метафоричной манере подвергается безжалостной критике материнство и семья. Если «Род мужской» манифест радикальных феминисток, то «Вивариум» — программный фильм воинствующих чайлдфришников. По сравнению с этими лобовыми атаками сериалы вроде «Кэнди» выглядят беззубыми комедиями.

Взрослому русскому зрителю «Род мужской» кроме неприятного удивления или брезгливого отрицания ничего предложить не может, а вот восемнадцатилетние хипстеры, придумавшие себе тонкую душевную организацию и чувственный интеллект проникнуться вполне способны. Остаётся надеяться, что русский кинематограф успеет научиться производить талантливые и качественные вещи, которые можно будет противопоставить западным фестивальным псевдоартхаусникам.

Кому смотреть:
1. Феминисткам.
2. Зрителям, интересующимся процессами происходящими в современном кинематографе.
3. Поклонникам творчества Алекса Гарленда.

#креатив_маркет #обзор_кино #род_мужской #алекс_гарленд #радикальный_феминизм

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 25
    11
    303

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bitov8080

    А вот здесь получилось совсем по-другому, здесь автору удалось не предостеречь, а напугать. Мне даже актеров стало жалко. Бесправные люди, вот приходит агент к тебе и кидает сценарий -ты будешь играть тетку, которая бродит по сельской местности в окружении метафор и голых маньякков. 

    серой (белокожей) мышки(с) - это называется серокожка

  • bitov8080

    Karakum стопудово, милый студентик с прекрасными глазами и горящим сценарием. Такова жизнь, в сущности. Но надеяться надо, как без этого. Есть же студентики, которым дали по итогу. 

  • Karakum

    prosto_chitatel 

    Есть. бен аффлек и мэтт дэймон. Умница Уилл Хантинг)

  • bitov8080
  • jatuhin

    Спасибо, смотреть не буду 

  • Karakum

    Полковник Васин 

    И вам спасибо, что читаете.

  • bastet_66

    На чем же их, бедных, только не замкнет. Теперь женщин превратили в какую-то безликую массу («серую мышку»). Понятно теперь, почему однополые браки процветают – там женщины и мужчины не могут существовать в одном мире. Мужики – монстры, женщины вместо того, чтобы дарить миру любовь и добро, видят в этом мире зло. Ужас ужасный. Обзор прочитала с удовольствием. Спасибо! Доходчиво, внятно, культурно о том, что смотреть нормальным людям не стоит.

  • Karakum

    bastet_66 

    И вам спасибо!

  • neon

    Если сама не смотрела фильм, то очень сложно выносить мнение по предмету обсуждения. Остается обратиться только к форме самой рецензии. Признаюсь, само изложение содержания меня заинтриговало. Автор нейтрален и образно описывает происходящее на экране, не мешая потенциальному зрителю самому определится нравится ему или нет происходящее на экране, но к концу изложения его прорывает, резьба срывается и несется поток оценочных суждений: "Взрослому русскому зрителю «Род мужской» кроме неприятного удивления или брезгливого отрицания ничего предложить не может, а вот восемнадцатилетние хипстеры, придумавшие себе тонкую душевную организацию и чувственный интеллект проникнуться вполне способны." Ни с того ни сего появляются таинственные молодые хипстеры, как единственные кто может оценить этот фильм. Почему именно они? Мне трудно понять, что смотрят хипстеры и насколько фильм обращен к ним, но если вдруг читателю кино "зайдет" он должен причислить себя к "восемнадцатилетним хипстерам". 

  • Otmena

    Написано хорошо, даже возникает подозрение, что автор... художник? Но нереально много букв... К чему, солнце мое? В принципе, в фильме воспроизведен детально и дотошно психологический процесс, извезтный всем психиатрам мира.