Дальние полёты, или Паноптикум. VI
VI.
1
Рамсес II – великое солнце Египта.
Даже сейчас в самых разных местах Египта путешественники обязательно встречаются с величественными скульптурами, барельефами и другими изображениями и упоминаниями о Рамсесе II. Вернёмся больше чем на три тысячи лет назад, чтобы понять, почему этого фараона назвали Рамсесом Великим.
Рамсес II был сыном фараона Сети I и внуком основателя XIX династии Нового царства Рамсеса I. Имя Рамсес, как нетрудно понять, восходит к главному древнеегипетскому богу Ра и означает «Ра родил его» (Ра-мессу).
Наиболее принятыми в египтологии годами правления Рамсеса II считаются 1279 – 1213 гг до н.э. Ещё при жизни своего отца Сети юноша участвовал в управлении древнеегипетским государством, а после его смерти стал фараоном в возрасте около 23 лет. У Сети I и его жены Туйи кроме сына Рамсеса была дочь Тиа. О дальнейшей судьбе Тиа известия до нас не дошли. А Рамсес II так успешно продолжил начинания своего отца, что остался в истории одним из самых известных и почитаемых фараонов. При нём Древний Египет достиг максимума своих географических пределов и вершин благополучия и процветания.
Смерть Сети I и смена фараонов повлекли за собой восстания на окраинах государства, но Рамсес II не зря получил титул А-нахту (Победитель). Он быстро усмирил ханаанские волнения, дал понять, кто есть кто западным соседям в Ливии. Потом предпринял большой поход в Нубию, где жестоко покарал бунтовщиков и установил свою твёрдую власть. А Нубия была очень важна, как основной источник золота для государства. ( Кстати, когда правили фараоны слабые и нерешительные, то окраины древнеегипетского государства не только бунтовали, но и стремились к захвату центральной власти.)
На втором году своего правления фараон разгромил в устье Нила шерданов – воинственных представителей «народов моря», которые являли собой значительную угрозу северным границам Египта. Часть побеждённых шерданов, отличных воинов, влилось в армию Рамсеса II.
А дальше на территории Палестины египтянам противостояло могущественное Хеттское царство. В четвёртый год правления Рамсес II совершил свой первый поход в Переднюю Азию, взял город Берит и достиг реки Элевтерос, где жили племена амурру или хабиру. Ряд учёных отождествляет хабиру с библейскими евреями.
На следующий год Рамсес во главе более чем 20-тысячной армии с многочисленными боевыми колесницами выступил на хеттского царя Муваталли II. Это была самая мощная армия того времени. Пехотинцы были вооружены копьями, боевыми топорами и хопешами - серповидными бронзовыми мечами. На лёгких, быстрых колесницах было по два человека: возничий, управлявший двумя лошадьми, и лучник, осыпавший врагов стрелами.
Египетская армия была разделена на четыре отряда, названных в честь богов Амона, Ра, Птаха и Сета. Армия двигалась на город Кадеш у реки Оронт, важнейшую в регионе укреплённую, мощную крепость.
Хеттский царь с различными союзниками собрал войско даже превышающее египетскую армию. Огромное смешанное войско хеттов и союзников затаилось к северо-востоку от Кадеша, а его шпионы ввели Рамсеса в заблуждение, сообщив, что хеттский царь отступил от города. Фараон во главе передового соединения Амон ринулся в погоню и угодил в засаду. Но исключительная личная храбрость Рамсеса II и стойкость его хорошо обученных и сплочённых воинов позволили избежать, казалось бы неминуемых, поражения и гибели.
Хеттские войска были остановлены и отброшены за реку Оронт. На следующий день битва возобновилась, египтяне атаковали позиции хеттов, но разбить их полностью и взять Кадеш фараону не удалось. Было заключено перемирие и Рамсес вернулся в Египет.
В дальнейшем между Египтом и Хеттским царством был заключён договор о взаимной неприкосновенности границ и предоставлении друг другу военной помощи в случае угрозы извне или внутренних восстаний. Это был первый во всемирной истории дипломатический договор. Он принёс мир, развитие сельского хозяйства, строительства, ремёсел и торговли.
Старшая, а затем и вторая дочь хеттского царя Хаттусили стали жёнами Рамсеса II. А вообще у него было столько жён, что историки сбиваются со счёта, особенно, если принимать во внимание такие понятия, как главная жена, второстепенная жена, просто наложница. Рамсес был не только великий воин, строитель, но и великий муж Древнего Египта. Соперничал с ним в этом позже только библейский царь Соломон. ( И это без виагры и прочих ухищрений господа мужики! ) Известно, что сыновей и дочерей у фараона от многочисленных жён и наложниц было больше ста, и многих из них он пережил.
А ещё известно, что первой и любимой женой Рамсеса II была царица Нефертари Меренмут – Прекрасная спутница-Возлюбленная богини Мут. Нефертари по своему рождению принадлежала к высшим слоям египетской знати, хотя точно её родословная неизвестна, а может даже тщательно скрывалась из-за непосредственной близости проклятому фараону-реформатору Эхнатону.
В Карнакском храмовом комплексе у ног величественного каменного колосса Рамсеса стоит изваяние Нефертари. Царица до её смерти всегда изображалась рядом с фараоном, а в Абу-Симбеле ей был посвящён отдельный, впечатляющий храм Ибшек. Нефертари там предстаёт в образе Хатхор, богини неба, красоты, любви и женственности , а посвящение на храме провозглашает следующее: «Рамсес, он воздвиг храм, высеченный в горе навечно, ради Великой супруги царской Нефертари, … , той, ради которой светит солнце».
Нефертари рано оставила Рамсеса и ушла в загробный мир Осириса. Именно в её усыпальнице была обнаружена хорошо сохранившаяся знаменитая «Книга мёртвых» - свод гимнов и религиозных наставлений, позволяющий избежать опасностей потустороннего мира и найти там вечное успокоение и благополучие.
Абу-Симбел – это скальная гряда в Нубии, в 300-х километрах южнее Асуана, на западном берегу Нила. Храм Нефертари в Абу-Симбеле – это малый храм, а ещё там сооружён грандиозный храм самого её царственного супруга. Вход в храм Рамсеса Великого охраняют четыре двадцатиметровые статуи фараона, как символ его непреходящего могущества. В самом храме изображён фараон, поклоняющийся самому себе в образе Амона-Ра, и отображены важнейшие исторические события той эпохи, победы и свершения Рамсеса II.
А в городе Абидос Рамсес II завершил строительство храма, начатое его отцом Сети I. Помимо своих архитектурных достоинств это храм поражает и другим. Там находятся выбитые в камне изображения танка, вертолёта и самолёта. Каким образом на потолочную балку древнего египетского храма попали эти изображения? Великая тайна не разгадана до сих пор и невольно возникают мысли о внеземных контактах египтян. Хотя существует и очень интересная версия, что египетские жрецы обладали тайными, сакральными знаниями погибшей Атлантиды.
2
Много, очень много строилось при Рамсесе храмов, дворцов и памятников, но справедливости ради стоит вспомнить о том, что при их возведении фараон не щадил древнейшие сооружения, часто разрушал храмы и скульптуры своих предшественников, использовал их в качестве строительного материала.
На месте летней резиденции своего отца Сети I в 1278 г. до н.э. Рамсес начал возведение новой египетской столицы. Пер-Рамсес (Дом Рамсеса) строился в Хут-Уарт на востоке дельты Нила. Пелусийский рукав Нила соединял город со всем Египтом и Средиземным морем. В период своего расцвета Пер-Рамсес занимал площадь до 30 квадратных километров и по размерам и величию не уступал древнейшим столицам Мемфису и Фивам. Кроме дворцов, храмов и памятников в городе располагались различные мастерские, жилые дома, базары, склады, конюшни, казармы. Для строительства такого большого, величественного города был необходим труд сотен тысяч людей.
Существует обоснованное мнение, что среди них были и древние евреи. Библейская земля Гесем – это Древний Египет, а Пер-Рамсес у иудеев – Раамес: «И отправились сыны Израилевы из Раамеса». Исх. 12.37 Исход израильтян из египетского плена – основополагающее событие еврейской истории, которое упоминается в ежедневных молитвах иудеев и отмечается в их главном празднике Песах. Большинство серьёзных исследователей считают, что библейский Исход – это историческое событие, отражённое в мифологизированной форме в Ветхом Завете.
А почему же в Библии не упоминается имя Рамсеса II? Дело в том, что авторы Библии сознательно запутывали свои записи, чтобы не быть хронологически привязанными к конкретным историческим событиям. «Божественные истины» подавались иудейскими баснописцами таким образом, чтобы исключить к ним любые разумные вопросы и комментарии.
А почему исход евреев не получил отражения в древнеегипетской культуре? Во-первых, египтяне выходу какого-то азиатского племени просто не предали столько значения, как сами вырвавшиеся из плена, а во-вторых, упоминание всё-таки есть, и оно для евреев плачевное, а не победное. На стеле Мернептаха упоминается Isirial: «Израиль опустошён, его семени нет». Мернептах в своей гордыне не оценил исключительной жизнестойкости израильтян. Давно уже нет и главных соперников древних египтян – хеттов, и сами победоносные хозяева страны Кемет ушли в историческое небытие…
Мернептах – это сын Рамсеса II и царицы Иситнофрет, который родился в Гелиополисе, а фараоном стал после кончины отца в возрасте около 60-ти лет.
Сейчас, конечно, не представляется возможным узнать точно, когда Рамсес Великий отошёл от реальной власти, но к моменту смерти ему было более 90 лет. Подумать только – больше 90 лет жизни и около 67 лет правления! Цифры удивляющие и сейчас, а для того времени – просто поразительные, ведь тогда человек, переваливший за сорок уже был долгожителем. Практически для всех жителей страны Кемет Рамсес Великий был вечно живым, они и родились и умерли, а он бессменно властвовал…
Мумия Рамсеса II представляет нам фараона, как человека во многом и физически необычного: он был левша, рыжеволосый, ростом, ростом 180 сантиметров, при среднем росте для египетского мужчины 160. Мумия Рамсеса была обнаружена в подземном тайнике в 1881 году в Дейр эль-Бахри. Она дошла в хорошо сохранившемся виде, несмотря на пять перезахоронений из-за грабителей могил.
Но в 1974 году египтологи констатировали, что мумия стала быстро разлагаться и для консервации её доставили во Францию. Для транспортировки самолётом мумии Рамсеса II оформили действующий египетский паспорт, где в графе «род занятий» значилось «король (скончавшийся)».
Сейчас мумия фараона находится в Национальном музее в Каире, где, после таких длительных странствий по времени и пространству, она обрела, наконец, долгожданный покой. Минуло 32 века после смерти Рамсеса II, покойся с миром, великий фараон.
А всем фараонам современности стоит помнить мудрость латыни: Sic transit gloria mundi ( Так проходит мирская слава ).
…
В XX веке новой эры в атеистическом государстве СССР идея мумификации верховного правителя была опять востребована. Тело Ленина, умершего 21 января 1924 года, не предали земле, его забальзамировали и выставили в Мавзолее на Красной площади для всеобщего обозрения и поклонения. Сам Мавзолей напоминал ступенчатую пирамиду Джосера и месопотамский зиккурат.
В стране победившего социализма стали поклоняться «святым мощам» и славить личность Ленина, как создателя новой квазирелигии – ленинизма.
После смерти Сталина, который и задумал возрождение поклонения «красным мощам», его тело тоже забальзамировали и поместили рядом с незабвенным учителем.
Эти ужасные «фараоны» XX века воплотили в действительность такую тиранию, которая была непредставима в Древнем Египте. Ужасы гражданской войны, красный террор, миллионы погибших. А заключённые на стройках коммунизма могли только позавидовать самому несчастному египетскому рабу.
Мумию «великого вождя всех времён и народов» Сталина вынесли из мавзолея, остатки трупа другого вурдалака ещё лежат на Красной площади, в самом центре страны, которую он так люто ненавидел, бед которой он принёс не меньше Гитлера: «Дело не в России, на неё, господа хорошие, мне наплевать, - это только этап, через который мы приходим к мировой революции…»
Недалеко от мавзолея, у лобного места 400 лет назад лежал труп Лжедмитрия I, пеплом от сожжения которого выстрелили в ту сторону, откуда он появился.
VII