hiitola victor 28.08.22 в 08:33

ВЫСОЦК. ЮЖНЫЙ МЫС

Светлой памяти Станислава Ростоцкого
( в этом году сто лет со дня рождения).

Город с таким романтичным названием находится в самом отдалённом уголке Финского залива, рядом с погранзоной. Да и городом-то назвать сложно: так, несколько десятков домов. Назван в честь героя финской (зимней) войны 1939 года Кузьмы Высоцкого.
Контингент жителей — моряки-пограничники со сторожевиков, да разношерстное население, как и везде в глубинке. Захолустье.
Летняя моя вылазка в столь отдалённую область, до сих пор не затоптанную туристами, была вызвана скорее интересом к красоте здешней северной природы, чем к местным достопримечательностям, коих раз-два, и обчёлся.

Раз — это крепость Тронгзунд, построенная полтора столетия назад для защиты Выборга с моря. Ныне это унылая груда камней, поросшая кустарником. Пребывает в заброшенном состоянии.
Вторая достопримечательность — это... Ростоцкий. Оказывается, местный житель. Тот самый великий кинорежиссёр — автор Пенькова, Доживём до понедельника, Тихих зорь, Бима Чёрное ухо.

Сразу за малопривлекательной чащобой кустарников Тронгзундского редута неожиданно открывается удивительной красоты пейзаж — скальный берег залива, простирающегося до горизонта. И острова, острова, острова...
У берега немноголюдно: две загорающие молодые мамаши, плещущаяся на мелководье малышня, добродушная собака хаски.
Запечатлеваю пейзажные красоты на фотик. Мамаши смотрят снисходительно. Видать, привыкли к таким туристам. Интересуюсь у жительниц:
— Есть тут ещё такие же панорамы?
— А вы пройдите вон туда, на Южный мыс, за финский пляж, к дому Ростоцкого.
— Какого Ростоцкого?
— Как какого? (смотрят как на полоумного). Того самого, который Зори снимал.
— Так он что, тут жил, что ли?
— Ну да, долго жил, здесь и умер. А дом после смерти новые хозяева снесли.
К нему сюда чаще других Тихонов приезжал, тот самый Штирлиц. Мы ещё детьми были, помним...

Как водится, мы разговорились.
Такое общение с местными — лучше и полезнее любого краеведческого музея.

Домик, где прожил Мастер с мировым именем свои последние пятнадцать лет, напоминал скорее не дачу, а рыбацкую лачугу. Прямо скажем, не Рублёвка: огородик, цветы, сарай, рыболовные снасти да нужник во дворе. Единственная радость — расположение на берегу залива с видами на необозримый простор. А большего и не надо.

Лауреат всех престижных советских и зарубежных кинопремий отнюдь не миллионер с причудами. В девяностые, как и многие советские кинодеятели старой школы, стал неугоден, невостребован, и ушёл из режиссуры в добровольное отшельничество, покинув новую Москву. Даже на скромную провинциальную жизнь элементарно не хватало денег. Присуждённая за выдающиеся достижения в искусстве президентская пенсия тех лет, да по тем ценам — это четыре десятка яиц.
Но перспектива аскетичного существования пенсионера-затворника не испугала. Ростоцкий не принял девяностые.
Как пятьдесят лет назад по нему, тогда гвардии рядовому, проехал танк, продавив грудную клетку, и лишив ноги, так прошлось таким же катком новое время, разрушив и сломав всё, что было для него свято.
Нежелание участвовать в этом непотребстве режиссёр объяснил просто: мне скоро помирать, поэтому скажу прямо. Кино, оперирующее инстинктами, а не эмоциями, это кино обезьянье...

Лейтмотивом всего творчества Мастера было жизнеутверждение. Ростоцкий говорил: я вам в пять минут могу доказать, что жить не стоит, что легче сдохнуть. И нынешнее новое кино как раз об этом. Моё же кино о том, что жить надо, вопреки всему. Утверждать жизнь. Я сам умирал на войне, поэтому особо остро ощущаю эту нормальную человеческую потребность жить.

На его фильмах формировалась нравственность поколения. Достаточно вспомнить замечательный девятый Б и Генку Шестопала, так просто, понятно, и по-человечески сформулировавшего понятие счастья. Высокую планку достоинства и педагогический талант кажущегося сухим и сдержанным учителя истории Ильи Семёновича (В. Тихонов).
Прививалось умение Человека чувствовать чужую боль. Будь то смерть пяти юных девочек из Зорь, или мучения несчастной собаки(Белый Бим).

Станислав Ростоцкий на съёмках фильма «А зори здесь тихие...»

Природа в картинах Ростоцкого — самостоятельный великий актёр. Это ярко проявилось и в экранизации знаменитой повести Васильева, и в саге На камнях растут деревья (последняя картина режиссёра снималась как раз близ Высоцка).

Тогда, в далёкие восьмидесятые, Ростоцкий и полюбил эти места, прикипел к ним душою.
Бывший фронтовик никогда не жаловался на жизнь. Поддерживал дом-развалюху как мог, по-простому общался с местными, рыбачил. И вдыхал  красоту, подарившую ему, наверное, лучшие пятнадцать лет жизни.
Своё добровольное отречение от кинематографа объяснял шуткой: мол, не режиссёр я вовсе, а рыбак. Вот, смотрите, сколько рыбы тут наловил-накоптил. А режиссура — это так, хобби...
И всегда говорил, что сердце его не в Москве, а здесь, среди скал, тишины и морского простора.

Сердце Мастера остановилось в августе две тысячи первого, по пути из Высоцка в Выборг. За рулём режиссёру стало плохо. Мобильника у Ростоцких не было. Жене пришлось ловить попутки. У поздно прибывшей бригады Скорой не было дефибриллятора, и сердце не удалось запустить.

А что дальше? Вроде как планировали создать в домике Ростоцких музей Мастера.
Выступал гендиректор Выборгского кинофестиваля Армен Медведев с расширенной инициативой: на берегу у домика поставить памятник Ростоцкому или пяти девчонкам из Зорь. Но это так и осталось в мечтах.
А конце 2018-го года и вовсе поступила сухая отписка местного минкульта: дом не признан объектом культурного наследия.
Участок продали новому собственнику, а дом снесли.

Скромный музей Ростоцкого создан в тесных школьных кабинетах усилиями директора местной средней школы. Но это всё подвижничество частных лиц, не поддержанное государством.

Зато нашли широкую поддержку другие местные проекты в порту Высоцком.
Здешний нефтеналивной и угольный терминалы с оборотом в миллионы тонн, легко могли бы проспонсировать и убитый Тронгзундский редут, и сохранить дом Ростоцкого. Для таких оборотов это копейки. 
Да только новые хозяева жизни вряд ли заинтересованы в поддержании местного культурного наследия. Там другие ценности и приоритеты.
И к здешним природным красотам отношение не самое бережное. Поговаривают, с нового терминала уже была утечка в залив. Но вроде замяли эту историю, как водится...

Наверное, так и останется Высоцк очередной болевой точкой на карте России.
Горько это всё. Горько и больно.

***

Белая ночь тут волшебна. Особенно на берегу. Гладь воды, удивительный цвет неба, и кажется, что ты один на Земле.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 24
    10
    246

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • soroka63

    Приходилось бывать в Выборге. Давненько. Крайний раз из Хельсинки до Виипури брала билет году так в 2000-м. Финны не смирились, на карте Выборг у них Виипури.

    А что правда крепость в упадке? Фоток свежих нет у вас? Когда-то там прям очень было весело. Фестивалили, День ВМФ отмечали, День города... 

    ПС. спасибо за материал. Отличный режиссер. Настоящий советский человек.

  • soroka63

    О. Сорока 

    Хотя нет. Ездили в Питер и Выборг своим ходом как раз об эту пору в 2008 чтоль? Еще трассу строили платную, намучались, пару раз чуть не убились нафиг.

  • hiitola

    О. Сорока ,  вам спасибо за такой интересный  и душевный отклик. По сравнению с Выборгом, Уурас (Высоцк)  типичое захолустье. Оставляет тягостное впечатление заброшенности. 

    Ростоцкий настоящий режиссёр, вы правы. По сравнению с халтурной современной  экранизацией Зорь , фильм Ростоцкого шедевр. 

  • kremnevevgenij4

    О. Сорока 

    Интересно) 

  • kremnevevgenij4

    Спасибо вам Сергей Викторович , очень интересный очерк. Летом я был на Горкийфест российском фестивале кино, смотрел победивший фильм "Просточеловек" Ну что сказать.. чувствуется влияние Голливуда, а щë с Чулпан , и с песнями Янки Дягилевой

  • hiitola

    Эжен Сю-Сю , Евгений, благодарю. 

  • ruukr

     victor  спасибо за знакомство с биографией и местом жизни великого человека. 

  • hiitola

    ruukr , Вячеслав, спасибо огромное. 

  • horikava_yasukiti

    Познавательный очерк. Без этого пошленького туризма.

  • hiitola

    Господин Хорикава Ясукити , да, поездка незабываемая.  Благодарю. 

  • horikava_yasukiti

    victor, не сомневаюсь.) Приятно, что нашёл время поделиться наблюдениями.

  • bastet_66

    Такие места – отдых для души. Их много в России. И хорошо, что туристы не испортили местное население. Насчет вложения денег скажу так: все зависит от администрации этого населенного пункта. И сами жители могли бы поспособствовать увековечению памяти Ростоцкого. Материал лег на душу. Написан с тихой грустью и сопереживанием к забытому Богом городу. А какие чудные фото!

  • hiitola

    bastet_66 

    Благодарен за тепло отклика.