Последняя версия ада от Бена Стиллера

Симпатичная девушка с медно-рыжими волосами приходит в себя в маленькой комнате со светлыми стенами. Она лежит на столе. Незнакомый голос просит ответить её на вопросы — кто она, откуда, какого цвета глаза её матери, но она не может ответить. Она понимает, что ничего не знает о себе. 

Мужчина, который заходит в дверь (и с которым мы скоро познакомимся ближе), объясняет ей, что она добровольно согласилась на «Разделение» — операцию, которая помогает отделить воспоминания и мысли о работе от личных воспоминаний. Пока человек находится на рабочем месте — у него нет доступа к воспоминаниям о личной жизни и о себе. Когда же он выходит из офисного здания, он больше не помнит, чем занимался на работе. 

Концепция звучит разумно — а для многих почти как сбывшаяся мечта. Кто не хочет легко переключаться с личной жизни на работу и оставлять рабочие проблемы за дверью офиса? Только вот для той части сотрудника, которая с момента операции может думать только о работе, иначе говоря, «интро», нахождение в офисе кажется бесконечным — ведь человек не помнит, что он делал, когда вышел из здания и как утром вернулся. Он как будто не уходил. Да и офисное здание со стенами холодного белого цвета и бесконечными коридорами выглядит как лабиринт. Из него не только невозможно выйти; сотрудники ни разу не видели схему здания и не знают, насколько оно на самом деле велико (к слову, здание-лабиринт, производящее на зрителя сюрреалистическое впечатление, существует на самом деле — это Bell Laboratiries в Нью-Джерси). 

Немногие из тех, кто работает в загадочном офисе Lumon Industries, знают друг друга. Прогуливаясь по зданию, сотрудники обнаруживают странные отделы — в одной из комнат, к примеру, разводят ягнят. А отдел дизайна производит на 3d-принтере лейки. Работа, которую вынуждены выполнять изо дня в день сотрудники отдела макроданных, начальником которого являетя главный герой, Марк, выглядит еще более странно — из бесконечного потока чисел им нужно вылавливать «страшные» — те, глядя на которые, становится не по себе. Хелли, новенькая с рыжими волосами, не верит, что чисел можно испугаться, до тех пор, пока не видит эти самые «страшные» числа сама. Впрочем, она справляется — выделяет числа и складывает в специальную папку. «Как ты думаешь, что мы сортируем?» — спрашивает она коллегу. 

У каждого сотрудника своя версия. Кто-то считает, что в результате мировой катастрофы человечество вынуждено покинуть землю и жить в море, и сотрудники офиса занимаются его очищением — находят в нем что-то нехорошее, что мешает людям жить, и истребляют. Кто-то убежден, что они попросту вырезают нецензурные слова из диалогов в кино. Как бы то ни было, занятие выглядит предельно абсурдно. Тем временем, работа преподносится почти как религия. Корпорация Lumon Industries легендарна, её история уходит в прошлое на столетия, а книга, содержащая собрание правил, внешним видом напоминает Библию. Каждому сотруднику внушают, что он — часть большого и важного дела; чтобы дать почувствовать благоговение перед организацией и её основателем, сотрудников водят в Музей Вечности, который представляет собой копию дома основателя, Кира Игана, и выглядит, словно храм, размещенный в центре здания-лабиринта. Работа загадочна и важна, говорит Марк. Но офисная техника, будто бы взятая из прошлого столетия (согласие на операцию, к примеру, записано на кассете, которую вставляют в видеомагнитофон, чтобы проиграть), да и сама работа, а так же дурацкие вечеринки, напоминающие современные корпоративы, которыми награждают сотрудников за успехи («Музыкально-танцевальное событие» или «Вафельная вечеринка» с жутковатым выступлением танцовщиц в нижнем белье и неприятных масках из папье-маше) — всё это говорит не о важности работы, а создает ощущение, что всё, что мы видим — жестокий психологический эксперимент над людьми; что над сотрудниками попросту издеваются, заставляя их выполнять никому не нужные действия, и смотрят, как далеко люди могут зайти в подчинении начальству. 

Перемещения по пустым коридорам, наблюдения за странной рутинной работой, выполняемой будто пойманными в ловушку людьми, действуют гипнотически. Из помещений офиса — как и из кадров сериала-слоубёрнера — словно выкачан весь воздух. Бесконечная жизнь на работе выглядит как одна из версий личного ада. Начальница Марка, Хармони Кабел, будто в подтверждение этого говорит, что не нужно бояться ада после смерти, потому что ад — лишь плод больного человеческого воображения; проблема только в том, что люди могут воплотить его в жизнь. 

Люди строят догадки о своих «экстра»: тех частях себя, которые уходят с работы вечером и о которых они ничего не знают. Каждый уверен, что для операции были причины — глобальная катастрофа, например. Так или иначе, людям остаётся смириться, потому что уволиться из компании или сбежать нельзя. Хелли делает попытки, одну за другой — и в результате только оказывается в так называемой «Комнате отдыха» — комнате бесконечного раскаяния. 

От серии к серии удивительно наблюдать преображение героя Адама Скотта, Марка. Поначалу кажется, что на главную роль почему-то взяли ничем не примечательного актера, который и впрямь похож на рядового офисного служащего. Но мере того, как к герою приходит понимание, что согласие на операцию было не лучшим решением, он словно пробуждается ото сна; очень скоро зритель начинает понимать, что Марк способен на отчаяние, противостояние, даже на любовь, а изначальная невзрачность персонажа была лишь частью замысла. 

Впечатляет и Хелли в исполнении Бриттни Лоуэр — решительной, полной справедливого негодования девушке, в начале фильма очнувшейся после операции, безусловно сочувствуешь. 

Отдельно стоит упомянуть Патришу Аркетт. Персонаж Аркетт дуален — жестокая и непредсказуемая начальница Марка, которая может швырнуть в голову провинившегося сотрудника кружкой, вне офиса она — добрая и безобидная соседка главного героя, торгует в собственном магазине мылом ручной работы и подрабатывает консультантом по грудному вскармливанию. 

Бен Стиллер, режиссер сериала, уже подходил к теме маленького человека в другом своём фильме — «Невероятная жизнь Уолтера Митти», по-своему замечательном, но всё же похожем скорее на сказку для взрослых со счастливым концом. В «Разделении» по сравнению с «Невероятной жизнью» всё всерьез: сериал — настоящая антиутопия с элементами психологического триллера и детектива. 

Вторым режиссером выступила Ифа Макардл, которая работала над сериалом «Дивный новый мир» — экранизацией романа-антиутопии Олдоса Хаксли. 

Сериал сравнивают с «Черным зеркалом» (в «Зеркале», разве что, серии не связаны одна с другой), а еще с сериалом «Маньяк» (и тут, говорят, что «Разделение» бесспорно выигрывает). Мне же «Разделение» напомнило роман «1984» Оруэлла — и скоростью действия, и атмосферой: так же, как в знаменитой антиутопии отовсюду смотрят на людей глаза Большого брата с плакатов, развешанных по городу, здесь, куда бы человек не пошел, ему встретится выбитый на камне портрет Кира. И так же, как в романе, система кажется сильнее героя, она словно высасывает из человека все силы и становится от этого сильнее сама. Победит ли система, или люди все же смогут найти выход из лабиринта? Выйдет ли у них вернуть себе прежнюю жизнь, ту, которая теперь полностью принадлежит их «экстра»? Действительно ли операция по разделению необратима и чем занимаются сотрудники офиса на самом деле? Нужно ли кому-то то, что они делают? Лично меня очень интересует, объяснится ли ситуация с морально устаревшей техникой, которую используют сотрудники офиса — или же это всё-таки вопрос стилизации фильма, и не более того. Надеюсь, что мы получим ответы на эти вопросы в следующем сезоне сериала, который должен выйти в 2023 году.

#кинообзор #сериал #разделение #бен_стиллер #адам_скотт #бриттни_лоуэр #lumon_industries

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 5
    5
    213

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • chey_tuflya

    Первое замечание: не понятно о чем речь в принципе, пока не прочтёшь первых несколько абзацев и не увидишь фото.

    Второе: отсутствует однозначная оценка (пусть и субъективная) на уровне рекомендации. Чувствуется заинтересованность автора, но и неожиданные сравнения  - между "1984" и "Черным зеркалом", - не дают ответа.

    Спасибо за информацию.

  • udaff

    Прочитал обзор и понял, что такой фильм — не моё. Обзор мне понравился. 

  • ampir

    Всё бы хорошо. Если бы не дурацкий сериальный формат. Не люблю я длинноты

  • Arhitector

    Чего-то хочется: не то конституций, не то севрюжины с хреном, не то кого-то ободрать. Идея кинотворения вроде бы неплоха, но как-то вяловата и не достигает нужной глубины. И опять же: гармошка-сериал вместо полноценного фильма. Нет, данный баян смотреть точно не буду.

  • bastet_66

    Не понимаю, зачем сравнивать с другими фильмами или книгами? Если копируют их или воруют идею, так и пишите. Мне сериал показался депрессивным, судя по обзору. Сама статья понравилась. Написана легко и спокойно. Но фильм смотреть не буду -  в жизни хватает отрицательных моментов.