«Черный снег»: дорогу надо уважать

Не так давно я открыл для себя якутское кино. Думал, что будет что-то ужасное, но три или четыре фильма, которые попались мне — понравились — некоторые больше, некоторые меньше. Это — скорее, фестивальное кино, которое снимают, чтобы поворошить разные социальные проблемы. «Хаара хаар» («Черный снег») — как раз из таких. Жанр этой картины — смесь социальной драмы, триллера и треша.

Он разбит на две логические части. Первая — социальная драма, поднимающая проблемы малых народов Сибири. Вторая — триллер. Причем переход от социалки к триллеру довольно резкий, и многим может показаться неоправданным. Любителям триллера, возможно, не понравится социалка с бытописанием якутского поселка на грани чернухи, а ценителям драмы — треш. Такое вот якутское кино — два в одном. К счастью, мне нравится и то, и другое.

Главный герой фильма — дальнобойщик Гоша — неприятный тип, для которого в жизни важны лишь деньги. Он работает без напарника, чтобы ни с кем не делиться, открыл в родном поселке магазин, в который возит паленую водку, спаивает соседей и обирает их до ниточки. Ему плевать на то, что о нем думают люди, даже родной отец, который его презирает.

В первой сцене прозвучала фраза, отлично характеризующая его — «Перестал дорогу уважать». Это, наверное, ключ ко всей киноленте. Гоша перестал уважать дорогу — и дорога ему ответила тем же. Вся картина пронизана таким притчевым символизмом. «Дорога» здесь не просто дорога и взбрыкнувший по пути «Камаз», а нечто большее — может быть, Бог или судьба. Недаром в одном из кадров у дороги показано шаман-дерево, увешанное ленточками.

Язык прост и понятен — порой даже слишком — вот плохое, мы его осуждаем, вот хорошее и светлое — но его в этом мире очень мало. А хорошие и светлые люди, которые не противятся злу, и более того — пользуются, как бы отмежевавшись от всего этого — можно ли их называть хорошими? Ведь и они тоже будут наказаны так или иначе. А некоторые и так уже наказаны, но не подозревают об этом. Такие простые вопросы задают создатели фильма. И дают на них такие же простые ответы. Проблемы поднимаются не глобальные, в местном масштабе, да и просто нравственные, но ведь из таких вещей и состоит вся наша жизнь.

Сюжетные ходы так же просты, как и вся проблематика, и завершаются в два-три хода, и больше к теме создатели не возвращаются. Да и фильм снят просто и без лишних подробностей — практически все показано небольшими штрихами. Есть во всем этом небольшая недосказанность, но зрители, думаю, и без подсказок вникнут во все отношения.

Однако вторая часть, «триллерная», мне показалась излишне затянутой. Дорога наказала героя, и он оказался один на один с якутской морозной ночью — предстояла борьба с многотонным куском железа. На кону — жизнь. На мой дилетантский взгляд, создатели кинофильма использовали не все инструменты — и в итоге во второй части было много «пустых» сцен — добрых тридцать минут мы видим орущего от боли Гошу в разных ракурсах. Лишь время от времени сюжет понемногу сдвигается и снова замирает. Будто что-то сломалось — в первой половине все подавалось небольшими порциями, хотелось чуть больше подробностей, а тут начались повторы почти не отличающихся друг от друга сцен с излишней трешевой анатомичностью.

Большой плюс этого фильма — операторская работа. Почти все сцены сняты одним кадром, а некоторые — довольно длинные. Причем многие очень хорошо проработаны и наполнены мельчайшими бытовыми деталями. Камера медленно погружает нас в жизнь якутской глубинки. Нет ни одной статичной сцены — камера все время в движении и ведет зрителей за собой.

В триллерной части для одной сцены — под машиной — выбрали интересный ракурс — вырыли траншею, в которой оператор перемещался с камерой. По-моему, это лучшая сцена картины.

Что касается характеров героев — то здесь самый яркий и полный образ — только у Гоши. Он такой, какой есть — неприятный тип, жесткий с другими, и, как выяснилось, — и с собой тоже. Остальные герои, скорее — персонажи-функции. Они появляются в кадре, выполняют свою работу, которую им предопределили, и исчезают. У большинства даже и имен нет — появился, выполнил свою функцию и пропал. Даже герои второго плана показаны лишь штрихами. Возможно, для фильма-притчи — это нормально. Все актеры сыграли отлично, но кое-кто в эпизодах немного переигрывал, как в сельских театрах.

Финал для кого-то остался открытым — но мне кажется, что герой изменится и станет другим. Как Раскольников у Достоевского. Все-таки дорога заставила себя уважать.

Для съемок выбрали несколько красивых видов — только ради кадров заснеженной тундры стоит посмотреть. Хотя, наверное, других мест в Якутии и нет. Впрочем, я там не бывал.

Захочу ли я потом пересмотреть это кино? Не знаю. Может быть. «Черный снег» напомнил мне советские кинокартины конца 80-х, когда у нас стали снимать чернуху ради чернухи. Здесь тоже есть немного бытовой чернухи, но, сдается мне, для создателей картины — она лишь инструмент. Как и треш во второй части киноленты.

Фильм награжден двумя призами фестиваля российского кино «Окно в Европу», включая главный приз — это что-то, да и значит. Но лично я не ориентируюсь на призы, когда выбираю фильмы для просмотра.

#кинообзор #creativ_market #черный_снег #хаара_хаар #фестиваль_окно_в_европу #якутское_кино #фестивальное_кино

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 23
    13
    252

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • udaff

    Нет, такое кино — точно не моё. Обзор понравился, спасибо. 

  • Arhitector

    А я, наверное, посмотрю, почему нет. С моей точки зрения якуты - довольно интересная, малоизученная культура и мировоззрение.

    А что до того, что (близко к тексту) "развитие якутской культуры в сторону независимости от России финансирует Госдеп" - что мешает стимулировать её развитие, но уже в сторону единства пути с Россией, нашим соответствующим вежливым людям в погонах и без?

  • Psychoscum

    На фото есть годная якуточка, поэтому сразу лайк.

  • kremnevevgenij4

    Александр Костин 

    Кстати да! Тройной! За якутяночку) 

  • YaDI

    *Не так давно я открыл для себя якутское кино*

    да ладно

  • bastet_66

    Якутское кино…Не знала даже, что такое есть. Заинтересовало. Посмотрю. Нравятся фильмы-отражатели социальных проблем. Хочется попереживать за героев, подумать вместе с ними над смыслом жизни. И вообще интересно посмотреть другое кино. Без всяких чудищ, маньяков, убийц, роботов, без примелькавшихся лиц.

  • valerij_zurkan

    bastet_66 

    Если смотреть чисто как социалку, то последнюю часть можно на перемотке.