vasyukhin Влад Васюхин 17.08.22 в 09:06

Бывают странные сближенья...

В августе, когда театральная жизнь, говоря словами Высоцкого, не умерла, а затаилась на время, спектаклей почти нет. Но где-то тихо репетируют премьеры. И уже выходят из отпуска труппы, проводят свои шумные сборы, напоминающие «капустники», приглашая на них прессу. Я побывал пока на двух — в Театре «У Никитских ворот», которому в новом сезоне исполнится 40 лет, и в Московском Губернском театре, который готовится отметить десятилетие. Они прошли друг за другом. И честно скажу, мне, человеку со стороны, было интересно наблюдать ситуацию «два мира — два Шапиро». 

В Театре «У Никитских ворот»
В Московском Губернском театре

Сравнивать эти коллективы, их почву и судьбу — занятие странное, хотя и не лишенное смысла: всё же мы сопоставляем театры, а не круглое с зеленым. 

Первый расположен в центре Москвы, второй — в спальных Кузьминках. 

Одним бессменно руководит авторитетный режиссер и драматург 85-летний Марк Розовский, другим — популярнейший актер 48-летний Сергей Безруков. 

Розовский делал свой театр с нуля, со студии, Безруков — назначенец, но тоже лично формировал труппу и репертуар — из тех коллективов, что функционировали в этом помещении, Московском областном доме искусств, прежде. 

Безруковский театр сразу получил бюджет и шикарное здание с двумя залами — на 800 мест и на 200, у театра Розовского — всё складывалось сложнее, драматичнее, и в особняке, где в советское время размещался кинотеатр «Повторного фильма», у него долгое время была лишь сцена на 50 мест, а новую — на 198 зрителей — дали после многолетних ожиданий. 

Театр Розовского — авторский, по сути — это театр одного режиссера, а театр Безрукова долгое время имел репутацию театра одного актера (чуть ли не главный кассовый хит так и называется — «Безруков-шоу»). 

Сергей Безруков в «Безруков-шоу»

У Розовского — реально театр-дом: плечом к плечу с Марком Григорьевичем работают его жена (директор и музыкальный руководитель), сын (главный администратор) и одна из дочерей (завлит). У Безрукова подобной густой семейственности нет, но бывшая жена Сергея Витальевича, актриса Ирина Безрукова, состоит в труппе МГТ и занята сейчас лишь в одном спектакле, нынешняя его жена, кинорежиссер Анна Матисон, выступила в качестве художника в поставленном мужем «Дяде Ване», а дети у худрука пока слишком малы, чтобы претендовать на какие-то роли или кресла. 

У театра Розовского, пожалуй, самый большой репертуар среди столичных театров — 55 названий, часть спектаклей играется десятилетиями. «Доктор Чехов», например, все сорок лет. (Для сравнения: худрук «Сатирикона» Константин Райкин уверен, что наличие в афише театра больше 12 названий — симптом, опасный для их качества, спектакли надо играть часто, тогда они будут в хорошей форме). У МГТ в активной ротации — 36 названий. 

Да, они разные, эти театры, но и общего у них немало. К примеру, оба по мере сил и таланта придерживаются концепции «живого академизма», активно ставят классику, мюзиклы и неравнодушны к поэзии. Оба по-хорошему старомодны и традиционны.

Но начать следует с другого — с того, что многие столичные театралы и многие театральные критики в них... никогда не бывали. И — сужу по своему окружению, оно вполне себе представительное — даже и не рвутся побывать. А это уже диагноз. 

В случае с Губернским подобный казус можно оправдать местоположением, хотя метро — в двух шагах от театра. В случае с театром Розовского — количеством мест. Но всё это слабые отмазки: настоящего фаната театра, а тем более, критика, ни расстояние не смутит, ни проблема «лишнего билетика». Ведь те же люди, что никак не могут добраться до Волгоградского проспекта, 121, с легкостью мотаются на премьеры в Санкт-Петербург, Ярославль или Пермь и прорываются, просачиваются на самые аншлаговые зрелища.

Скорее, таким образом продвинутая публика просто выражает свой снобизм и какое-то неверие, предубеждение и даже зашоренность. Скажу о себе: сбежав однажды в антракте с «русского мюзикла» «История лошади», а это один из главных спектаклей в театре «У Никитских ворот», я не рвусь совершить повторный визит. 

К тому же, при нынешних высоких ценах на билеты и не менее высокой конкурентности театрам, где нет спектаклей-событий, нет свежей режиссуры, нет громких (модных, узнаваемых, актуальных) режиссерских и актерских имен, мало что светит. 

В этом смысле у Безрукова преимуществ больше: в штате его театра есть знакомые публике по кино и сериалам молодые и красивые Антон Хабаров, Анна Снаткина, Карина Андоленко, а среди приглашенных артистов — Дмитрий Дюжев и Никита Пресняков. Но в МГТ не ставят выдающиеся, знаменитые или даже более-менее топовые режиссеры, чьи имена приходят на ум, когда речь заходит о современном театре. В МГТ работает середняк. И порой выпускает бездарную вампуку вроде мюзикла «Безымянная звезда», где грустная классическая пьеса с какого-то перепуга заканчивается хеппи-эндом. 

А Марк Розовский, режиссер большой, но олдскульный, вообще противник «звезд». Он так и говорит, что его театр «без звезд первой величины» (от себя добавлю: впрочем, как и второй и третьей). «Я делаю это сознательно, потому что звезды нужны публике, а мне нужны мастера». Режиссеры с именем Розовскому тоже не нужны, сказано же: авторский театр.

И все-таки быть театральным снобом — некрасиво, не это подымает ввысь. А потому в ближайшие месяцы я хочу протоптать дорогу и в Кузьминки (здесь все-таки видел несколько спектаклей), и к Никитским воротам, где смотрел очень мало. Тем более, оба худрука озвучили весьма обширные планы на свои юбилейные сезоны: от «Дон Кихота» до «Каштанки» у Розовского, от «Собаки на сене» до «Девочки со спичками» у Безрукова.

#новые_критики #театральный_обзор #московский_губернский_театр  #театр_у_никитских_ворот #марк_розовский #сергей_безруков

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 6
    6
    272

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • kremnevevgenij4

    Театр Марка Розового это и площадной театр, 

    Доводилось , когда был студентом, присутствовать на его уличных постановеаз в честь Дня города Москвы, с музыкальными спектаклями "Песни нашего двора", "Песни нашей коммуналки", люди неистовствовали от восторга! Это был народный праздник народной жанровой песни. А сам Марк великолепно исполнял песню Юза Алешковского "Товарищ Сталин".

    Да помню на ВДНХ был день книги Марк и там исполнил еврейскую песню про ласточку, 

    Сергей Безруков оочень трудолюбивый актер, обладая средним талантом, он смог многого достичь свои м трудом. Отец у него режиссер Виталий Безруков наверное приложил усилие. 

    Спасибо. 

  • udaff

    Прекрасный обзор. Спасибо. 

  • bitov8080

    С Владом будто в театр сходил. Замечательный обзор для человека, который редко бывает на спектаклях

  • Arhitector

    А меня в сотый раз посещает мысль о том, что к действительно хорошей, с большой буквы, театральной жизни причастны лишь жители двух столиц, да некоторого количества близлежащих "подстоличных поселений".

    Да, есть "интернет-трансляции", да, есть "видеозаписи"... и т.д., но всё это как-то не то, совсем не то. Не видит массовый российский зритель игру достойных театральных коллективов вживую. Нет хорошей театральной среды за пределами МКАДа.

    Как нам решить эту культурную проблему?

  • bastet_66

    Все-таки хорошо, что есть выбор. Можно найти и на свой вкус театр и постановки. А уж с таким критиком, коим является автор обзора, мимо хорошего спектакля не промахнешься. Увы, нет возможности побывать в столичных театрах, но почитать о их жизни тоже весьма интересно.