Иди и смотри: «Восхождение» (1976)

Фильм-шедевр Ларисы Шепитько о войне — не менее потрясающий, тяжёлый и мощный, чем известнейшая драма её мужа Элема Климова «Иди и смотри». Смотрел в детстве, помню эту звезду, выжженную на груди раскалённым железом. Такие фильмы не забываются. Сюжетная основа о партизанах и предательстве не так уж и замысловата, и главное здесь, в отличие от множества более привычных советских (и других) военных лент, не столько сама война, сколько показанная через «пограничную ситуацию» войны экзистенциальная драма о выборе человека.

Вопросы Достоевского, только поставленные уже совсем ребром, буквально между жизнью и смертью. Евангельские аллюзии — уместные, сильные, но как будто ненавязчивые для «светского» (изначально советского) зрителя. Это из того же короткого ряда, когда из книги Лема и «Пикника на обочине» возмутительно сделаны «Солярис» и «Сталкер». Снять такое в СССР было под силу только ей — женщине-режиссёру, получившей в 1977 году «Золотого медведя» в Западном Берлине. Вообще история фильма и трагическая судьба автора — не менее важны и потрясающи (см. хотя бы описание в Википедии). Тут есть чем гордиться, и дело, как для прошедших войну, не в наградах. Показывать такое кино (вместе с «Обыкновенным фашизмом», «Иди и смотри», «Белорусским вокзалом») надо если не в школе, то точно на первом курсе — к достижению совершеннолетия. Но мы-то это смотрели, и смотреть ещё можем, а смогут ли вообще подписчики Моргерштерна и поклонники Дани Милохина?..

Обыкновенный выбор: что смотреть, кого слушать, как поступить. Позиция персонажа-предателя соблазнительна: «прикинуться смирным», обмануть врага. Что и говорить, так поступает современный человек, почти каждый из нас: поработаю покамест на этой работе (пусть на службе у Мирового Капитала и Администрации), тут своровал, там объегорил, здесь профилонил... — авось опомниться-остановиться успею, ведь это всего лишь репетиция (как в фильме «Ты и я», 1971; или художественное решение другой мощной экзистенциально-военной драмы-экранизации «Сошедшие с небес»), а настоящая-то она жисть ещё впереди... Но ЭТО, говоря языком психологов, ТАК НЕ РАБОТАЕТ — таков главный посыл картины. Через закрывающиеся за ним ворота фашистского лагеря предатель Рыбак вдруг видит кусок обычного русского пейзажа: снега, деревья, холмы-овраги с церквушкой — ту родную землю, которую он осквернил и предал. Для кого-то смерть на войне — не мгновенная, сознательная — нравственное прозрение, восхождение, но для него, как для Иуды, наоборот — вечная мука, когда возврата нет. Иди и смотри — пока не поздно.

Опубликовано в Фб в начале февраля 2022 г.

 

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 9
    6
    253

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • chey_tuflya

    Это действительно фильм-шедевр. Быков написал "Сотникова" уже в семидесятых годах, но пронзительностью "Сотников" не уступает ранним повестям Быкова.

    И музыка. Шнитке очень сильно и тревожно сопроводил видеоряд.

    Спасибо за напоминание.

  • super_kotos

    Чей туфля? Спасибо за отзыв. Отрадно, что разбираетесь. А то как-то по первому впечатлению в основной тусовке сайта, в стишках всяких и к ним комментах, хихи-хаха да пубертатно-половые проблемы превалируют. Через всю эту мишуру трудновато продраться к читателю и с прозой, и с публицистикой.)

  • udaff

    Не смотрел. Но, наверное, и не стану. За обзор спасибо. 

  • hiitola

    Более всего жду таких публикаций.
    К сожалению, всё больше преобладают обзоры зарубежных сериалов, как будто наше русское кино кануло в Лету.

    Экранизация Сотникова Ларисой Шепитько - это действительно неповторимая киноэстетика. Бесхитростный сюжет о поимке двоих партизан полицаями обретает подобие и масштаб  библейской притчи о человеческом выборе и предательстве.
    В картине шедеврально не только построение черно-белого кадра, но и галерея персонажей. Иконописное лицо Сотникова  контрастирует с иезуитской физиономией следователя полиции Портнова(сильнейшая роль Анатолия Солоницына).
    "Через закрывающиеся за ним ворота фашистского лагеря предатель Рыбак вдруг видит кусок обычного русского пейзажа: снега, деревья, холмы-овраги с церквушкой — ту родную землю, которую он осквернил и предал... — вечная мука, когда возврата нет." Очень точно  сказано. Выкрутиться тут не получится. Всё устроено так, что Сотникова казнят принародно фактически руками бывшего товарища  Рыбака. И даже попытка последнего бесславно удавиться в нужнике - сделать себе казнь после казни - превращается в бессмысленный фарс.   

    Повелительное наклонение в названии публикации вполне уместно.
    Спасибо за сильный обзор о сильном фильме.

  • super_kotos

    victor Сасибо за отзыв. Рад пониманию и со-чувствию. Зарубежные фильмы и сериалы, как я понял, заказывает редакция, а я сам от себя написал. К сожалению, коротенько: это был пост в ФБ, ещё до СВО. Потом перепстил в ВК, и был неожиданный инерес публики - 6 тыс. просмотров. Поэтому вспомнил и решил и здесь попробовать.

  • Arhitector

    А я вот о чём подумал на досуге. Так уж сложилось, что человечество очень поднаторело в войне, в военных конфликтах, в военной науке, военных навыках, военной технике и технологиях. Этого у людей не отнять. Что есть, то есть.

    И навык этот очень нам пригодится. Настанет время, когда правители Земли наконец поймут, что эту способность агрессировать и выживать можно с успехом перенаправить на освоение космического пространства, иных планет, иных миров.

    Когда наконец такое перенаправление будет осуществлено, это станет кардинальным поворотным этапом в развитии человеческой цивилизации.

  • super_kotos

    Arhitektor Об этом мечтали в своё время - после запуска первого человека в космос в 60-е, в 70-е. Но как видите, несколько преждевременно.

  • bastet_66

    Сильный фильм. Согласна, что только Шепитько под силу было снять такой пронзительный фильм. Хороший обзор. Не понравилась шпилька в сторону молодежи. Мы должны научить их смотреть подобные фильмы. Постепенно, начиная с начальной школы, рассказывать о войне и о предательстве так, чтобы у детей слезу вышибало. А мы последние годы образовательные услуги оказываем. Неправда, дети смотрят такие фильмы и переживают. Только, выйдя из зала, видят совсем другое отношение к истории, к войне, к ветеранам. И куда этим неокрепшим умам податься? Кому верить?

  • super_kotos

    bastet_66 

    Спасибо. "Образовательные услуги" - точно, ужасный термин. В тексте у меня о том, что в зале видят другое. Кто сейчас показывает "Восхождение", "Иди и смотри"  или хотя бы что-то подобное "полегче". Альтернативы как будто и нет. "28 панфиловцев", кстати, на мой взгляд, достойный был фильм из недавнего современного.