Рецензия на фильм «Костюм» / The Outfit

режиссёр: Грэм Мур
в ролях: Марк Райлэнс, Зои Дойч, Дилан О’Брайен, Джонни Флинн, Никки Амука-Бёрд, Саймон Расселл Бил

 

Привет зрителям!

Я всё чаще замечаю, что в наше время высокая мода замечательно коррелирует с общим состоянием цивилизации. Когда видишь, к примеру, дорого и хорошо сшитое пальто, скроенное по классическим лекалам, окрашенное в консервативный цвет и при этом увенчанное воротником из розовых перьев и платиновыми пуговицами со стразами, невольно начинаешь подозревать, что вирус идиотизма проник слишком глубоко в нервную ткань нашего мира и лечение явно запоздало. «Костюм» возносит нас к вершинам стиля, качественной съёмки, классического саспенса и отличной актёрской игры лишь для того, чтобы в последние минуты хронометража низвергнуть зрителя в инфернальную пучину абсолютного маразма, оставив в сознании аудитории единственный немой вопрос: «зачем?»

Слово «Outfit», как часто бывает в английском, имеет несколько значений. Это и костюм, и бандитская экипировка, и даже криминальный синдикат. Авторы, разумеется, знали об этом и успешно обыграли данный лингвистический феномен. «Костюм» повествует о «старых добрых временах» в жизни мафии — 1950-х, когда эффективных технических средств слежки и контроля практически не было, Джон Эдгар Гувер публично заявлял, что организованная преступность не достойна его внимания и обращал всю мощь ФБР против шпионов, чёрных радикалов и коммунистов, местная полиция была абсолютно продажной и таким образом бандиты без особых проблем могли заниматься своим нелёгким, но крайне прибыльным делом. 

Главный герой — мистер Бёрлинг, портной по профессии, после войны перебравшийся из лондонского Сэвилл-Роу в Чикаго, держит скромное ателье в бандитском районе Саут-Сайд. Кроме самого Бёрлинга, в ателье трудится грустноглазая девушка по имени Мейбл, к которой он испытывает отеческие чувства. В районе заправляет немногочисленная, но очень амбициозная ирландская семейка Бойл, руководитель которой мечтает о том, чтобы их приняли в крупнейшую криминальную организацию — чикагский Синдикат. Ирландцы предоставляют тихому портному услуги крыши, оптом заказывают костюмы для своих пехотинцев (да-да, были времена, когда быки ходили в пошитых на заказ тройках, а не в спортивных костюмах «Abibas»), а также используют его ателье в качестве своеобразного средства коммуникации. В примерочной устанавливается ящик, куда сотрудники криминальной организации Бойла, ответственные за рэкет, складывают выбитую дань, а вечером приезжает казначей с охраной и увозит всю сумму. Схема, разумеется, весьма нетривиальная и вызывает немало вопросов, но к ним мы вернёмся позже. 

Пока же сюжет переносит нас в одну тёмную и снежную январскую ночь, когда перед самым закрытием в ателье врываются двое бандитов — сын главы семейства Ричи Бойл и главный ликвидатор по имени Фрэнсис. Выясняется, что в руки к гангстерам попала некая записанная агентом ФБР аудио-плёнка, на которой якобы произносится имя предателя, готового сдать всю команду. 

В процессе добывания плёнки Ричи серьёзно ранили, и опытному портному Бёрлингу приходится в полевых условиях оказывать ему первую помощь, используя ножницы для ткани и иголки с нитками. Заштопав парня, бандиты начинают думать, как выбраться из ситуации, ну а поскольку такая ценная плёнка ни в коем случае не должна попасть в руки полиции, раненый Ричи остаётся в ателье охранять добычу, а Фрэнсис едет за боссом, чтобы вместе послушать запись и узнать имя предателя. Помогая Ричи оправиться от ран и встать на ноги, Бёрлинг обращает внимание на странное поведение Фрэнсиса, а когда оказывается, что после его ухода пропала и плёнка, Ричи приходит к выводу, что именно Фрэнсис — предатель, планирующий сдать босса конкурирующей банде, и самому занять его место. После возвращения Фрэнсиса начинается разборка, в результате которой Ричи получает пулю в лоб, а Фрэнсис, хоть и выходит победителем из перестрелки, тем не менее оказывается в весьма непростом положении — с минуты на минуту в ателье должен приехать босс с телохранителями, и ему явно не понравится созерцать свежий труп сына. Поэтому Фрэнсис запугивает Бёрлинга, вместе они прячут тело Ричи, наспех выдумывают историю и по прибытию босса начинаются смертельные игры ядовитых пауков в небольшой банке.

Первое, что приковывает к себе внимание с первой же минуты просмотра «Костюма» — это потрясающий стиль и идеально выдержанная атмосфера винтажных бульварных новелл середины прошлого века. Полутьма, нуарный светофильтр, удачные ракурсы камеры и реквизит дают возможность перенестись во времена настоящих мужчины, прекрасных и коварных дам, и звенящих по полу гильз.45 калибра. Фильм снят изумительно сочно, объёмно и жизненно, персонажи, хоть и не блещут новизной, тем не менее каждой секундой своего присутствия на экране доставляют зрителю тончайшее эстетическое удовольствие. Главный герой, скрывающий под тонким камуфляжем сдержанного и аристократичного слуги крайне непростое прошлое; классическая femme fatale, словно сошедшая со страниц сценария Хичкока, работающая одновременно на конкурирующую банду и ФБР; амбициозный заместитель, ждущий удобного момента для многоходового предательства босса, недалёкий сынок, занимающий высокое положение в банде лишь благодаря заслугам отца — все они оживляют повествование, заставляя отбрасывать недоверие и наслаждаться процессом. 

Великолепно показаны все аспекты умелой психологической манипуляции и наглядно продемонстрировано то, что приложив минимальные усилия, можно запустить необратимый процесс самоуничтожающей паранойи. Мастерски воссозданная режиссёром атмосфера небольшого клаустрофобного ателье, с реальными скелетами в шкафу, где каждое неосторожная произнесённая фраза может стать последней, несомненно добавляет очков фильму. Прекрасно продемонстрирован моральный облик среднестатистической личности, вращающейся в криминальной орбите — всё крайне жизненно, все негодяи, сволочи и предатели.

Под стать саспенсу и персонажам подобраны и актёры — ни один из них не относится к категории суперзвёзд, но все отрабатывают свои гонорары до последней копейки. Марк Райланс, недавно великолепно сыгравший в поистине гениальном «Не смотрите наверх!», здесь выступает ещё более мощно. Бёрлинг в его исполнении настолько реален, что ему безоговорочно веришь в обеих его ипостасях — как тихого портного, так и безжалостного убийцы. Зои Дойч, знакомая зрителю в основном по ролям глупышек в пустейших комедиях, наглядно демонстрирует наличие у неё вполне серьёзного драматического таланта; Мэйбл, разумеется, не дотягивает до идеала, воплощённого Евой Грин в «Городе грехов», но уже наступает диве на пятки. Джонни Флинн великолепен в роли невероятно злобного, амбициозного и особо опасного Фрэнсиса, а Саймон Рассел Бил крайне удачно попадает в образ классического мафиозного босса — увидев его, я немедленно вспомнил пассаж Марио Пьюзо о «бешеных ирландских псах», которых с таким удовольствием уничтожал в своё время дон Корлеоне.

Казалось бы, всё прекрасно и перед нами новый шедевр инди-кино, неогранённый алмаз вроде «Убийцы внутри меня» Уинтерботтома, но финальный поворот сюжета заставляет в ужасе схватиться за голову от беспросветной глупости сценаристов. 

Внимание, далее спойлеры! Итак, когда выясняется, что плёнки, которые якобы посылал банде Бойла чикагский Синдикат (реально существующая криминальная организация высшего уровня), на самом деле бросал в почтовый ящик сам тихий интеллигентный портной Бёрлинг, я натурально взвыл. То есть взрослые люди, успешно ведущие нелёгкий бизнес, закапывающие по дюжине трупов конкурентов в год (что далеко не так просто, как может показаться), получив аудиозапись от потенциальных деловых партнёров, не удосужились элементарно проверить, посылал ли Синдикат им письмо на самом деле. Адрес штаб-квартиры чикагского Синдиката есть даже в Википедии, и уж очевидно, что тамошним бандитам были известны способы связаться с вышестоящими коллегами, чтобы как минимум поблагодарить их за моральную поддержку. Впрочем, возможно, что дух покойного Задорнова переродился в конкретных голливудских сценаристах, и они вынуждены были сделать героев-американцев откровенно тупыми. На фоне столь концентрированного идиотизма неудобно даже упоминать о таких мелочах, как то, что босс криминальной организации зачем-то таскает с собой ствол, из которого он лично застрелил 14 человек (ну да, баллистической экспертизы ведь не существует в природе), что полиция, которая по сути вообще не должна была знать о наличии микрофонов ФБР в ателье, почему-то тоже гоняется за плёнкой, а также о том, что опытный наёмный убийца, имея в распоряжении уйму свободного времени, так и не удосужился перезарядить свой «магнум», в результате чего остался безоружным в самый неприятный момент. Неужели средний IQ в Голливуде так сильно упал, что нельзя перед съёмками перечитать сценарий и подчистить хвосты? Авторы вроде бы понимают, что снимают серьёзную криминальную драму и если Джордж Р. Р. Мартин может себе позволить выдумывать чистую фантазию про драконов, то вы-то зачем городите чушь ради интриги? Почему тот же Гай Ричи, несмотря на спорное качество его последних фильмов, неизменно способен выстроить складный фундамент сюжета, а вы нет? Впрочем, боюсь что вышеозначенная проблема в наше время перетекла в категорию стандартов индустрии — недавняя «Смерть в прерии» с Карано лишь подтверждает тенденцию. Увы, но вторых «Секретов Лос-Анджелеса» нам увидеть не дано.

Итог: отличная и наивкуснейшая бочка кинематографического мёда, последние 5 минут которой представляют собой чистейший дёготь. Несомненно стоит просмотра, но будьте готовы к разочарованию в финале.

#новые_критики #криминальная_драма #неонуар #марк_райланс #зои_дойч #чикаго #гангстеры

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 18
    6
    367

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • udaff

    Что-то я засомневался насчет финала. Не знаю даже, буду ли смотреть. Да и что может быть лучше гангстерского фильма «Славные парни»?

  • Psychoscum

    Чей туфля? да, кстати, как можно забыть золотой стандарт - "Крёстного отца"?

    Из более свежих ещё отличные "Road to perdition", "Lawless" (с тем же Харди).

  • chey_tuflya

    Александр Костин "Самый пьяный округ в мире" (дурацкий перевод, не понимаю, чем не устроило "Беззаконие") - не самый интересный фильм. Слегка затянут.

    А вот"Проклятый путь" сюжетно банален, но смотрится динамичней.

  • Psychoscum
  • bitov8080

    Но читается зато с огромным интересом, в конце хихикала. Спасибо!

  • Psychoscum

    prosto_chitatel так же как и Ваши отчёты о культурных мероприятиях - кстати, что-то Вы давно нигде не бывали;)

  • bitov8080
  • chey_tuflya

    Начал смотреть. Отличный видео и музыкальный ряды.

    Пока.

    Надеюсь, что разочаруюсь только концовкой.

  • chey_tuflya

    Досмотрел. Особо не разочаровался. Концовка типично холивоодская. Типа, сценарист написал сценарий за приёмом внутрь некоторого количества бурбона, и чем дальше шло повествование, тем сильнее он пьянел. 

    Но тут еще в целом неплохо получилось.

    Хотя теперь однозначно скажу, что "Общак" куда как сильнее.

  • Psychoscum

    Чей туфля? ну не могла чёрная банда в 50х успешно конкурировать с ирландцами, не говоря уж о итальянцах - об этом книги написаны! Поэтому появление ЛаФонтейн в конце скорее всего результат реакции продюсера, мол, срочно добавим сильную ч0рную женщину.

  • chey_tuflya

    Александр Костин 

    Это тонкости, которые известны "не только лишь всем". Я понял (в целом), но фиксировался на деталях. А в деталях весьма неплохо.

  • german_verzin

    Большое спасибо за полученное наслаждение от прочтения. 

  • Karl

    Герман Верзин "за полученное наслаждение от прочтения. " ощу щение что вы забыли написать целую вашу клавиатуру и кресло на котором родилось сиё произведение)