Сказание о граде Азове (на конкурс)

Рыбалка В. И.

Сказание о граде Азове, о подвигах

Донских казаков

при штурме и Великом Осадном сидении.

Штурм крепости Азов в 1637 году. Осадное сидение

 казаков в 1641 году.

 

По жанру «Сказание….» это повесть, содержащая описание

 действительных исторических событий и исторически-литературные фантазии. Это видения из истории Азова, сцены из прошлого героев, разговор Ивана Арадова с архангелом Михаилом, мистические картины, авторские реконструкции предполагаемых событий. Наряду с реальными событиями и героями в произведении присутствуют вымышленные факты и персонажи.

 

Бурлака В. О.

Старший научный сотрудник

Азовского музея- заповедника.

 

Часть первая

 

Штурм донскими казаками крепости Азов. (июнь 1637 г.)

 

 

 

«Начинаются все реки с одинаковых ручьёв.

В чём Стамбулу уступает стольный город мой Азов?

Досмамбет Азаулы (Азовский) (1490 – 1530)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

 

Атаман Войска Донского Михаил Черкашенин.

Подготовка донских казаков к штурму крепости Азов.

Солнце медленно поднимается над землёй, освещает туманную степь. Светлые облака блестят перламутром. Дон неустанно катит тёмные воды. На берегу сидят старики казаки. О берег бьётся крутая волна. Струги, как боевые кони плотно сбились в табун. Они трутся друг о дружку, ждут в нетерпении своих седоков. Из струга на берег выходит старик. Он в белой длинной рубахе, тёмных татарских штанах. Худощав. Голова покрыта белыми длинными кудрями. Глаза широко открыты. Смотрят поверх стариков. Старики крестятся: «Свят! Свят! Михайло Черкашенин, это ты? Или святой дух? Знаем, что ты погиб под Псковом».

 – Я послан к вам оттуда! – он указывает рукой на небо, – Нам предстоит большая война с турками за Азов. Знаю планы атаманов Васильева и Татаринова, и принимаю всей душой!

Старик этот – Михайло Черкашенин, старейший атаман Войска Донского. Пришёл на Дон подростком из Черкасска. Происходил из Запорожских казаков. Прозвище – «Черкасс». Михаил Черкашенин (1570) Художественный альбом Донские казачьи атаманы. Руководитель проекта К. С. Филиппов. Ростов на Дону 2012 г.

 

При нём 3 января 1570 года пришла грамота от Московского царя – Ивана IV Грозного. В ней царь обратился к донским казакам: «Послужите нам, царю, а мы вас, казаков, за вашу службу жаловать хотим».

Казакам предлагалось проводить русского посла Новосильцева до Донских зимовищ. Посол ехал через Рыльск и Азов в Константинополь. Черкашенин вместе с казаками проводил его до Кобякова Городища (место между Ростовом на Дону и Аксаем. 3 января 1570 года считается датой создания Войска Донского. Москва за службу обязалась казакам выплачивать жалование – деньгами, порохом, свинцом, селитрой, ядрами, провиантом, вином).

У Михайло Черкашенина был опыт военных действий в Ливонской войне. (1558­1583 гг.) В то время Польский король Стефан Баторий со своим 100 000 войском начал захват городков западной части России (земли нынешней Латвии, Эстонии). В этой Ливонской войне Михаил Черкашенин, собрав отряд казаков 3000, принимал непосредственное участие. Казаки особенно отличились в обороне города Пскова. Они проявили лучшие свои качества: мужество, стойкость, находчивость. Умение вести военные действия с превосходящим численно противником. Русский историк Н.М. Карамзин отметил в своих работах, что казаки «оказывали чудеса храбрости».

Войска Батория подошли к Пскову. Осадив, стали из 20 тяжёлых пушек громить каменные стены. В образовавшиеся проломы с воем и криками ринулись в надежде захватить богатства города. Одна корысть руководила ими. Вначале им сопутствовал успех. Проникнув в проломы, захватили две городские башни — Покровскую и Свиную. С башен захватчики били из ружей по русским защитникам. Войска Батория постепенно стали теснить слабеющих россиян. Князь Шуйский, руководитель псковского войска, почувствовав превосходство неприятеля, указал русскому войску на образы Богоматери и мощи Святого Всеволода Гавриила, которые иереям из соборного храма удалось поднести в самую гущу сражения. Русские ощутили призыв: «умереть или спасти город небесным вдохновением мужества. Россияне укрепились в духе; стали непоколебимо – и вдруг Свинская башня, в решительный час ими подорванная, взлетела на воздух с королевскими знамёнами и воинами Стефана Батория».

На помощь к псковитянам пришли свежие силы из города и россияне, крича: «Не предадим Богоматери и святого Всеволода!» – дружно пошли в атаку. Могучей волной они смяли и выкинули за пределы Пскова поляков, литовцев, венгров, немцев.

«Защитников Пскова было 1626 человек. Убитых же 863. Неприятеля легло около 5000». Так закончился первый день сражения за Псков 8 сентября 1581 года. Этот день вошёл в историю государства Российского как день беспримерного военного подвига русского народа. В этот день вместе с псковитянами в одном строю сражались донские казаки с атаманом Михаилом Черкашенином.

В то время Черкашенину открылась истина, что донское казачество, «став под руку Московского царя», сможет сохраниться как особый русский народ, имея у себя православную веру и самоуправление в форме казачьего круга.

С юга возрастала опасность для России и донских казаков. Турки захватили в 1475 году Азов, потеснив татар. Они превратили город в военную крепость. Считали её плацдармом для расширения Османской империи на север и восток. Крымские татары и часть татар ногаев приняли вассальную зависимость от Турции. Татары и азовские акынжи беспрерывно нападали на городки России и донских казаков. Ещё до ухода на Ливонскую войну  

 

Черкашенин с казаками делал попытки остановить набеги татар. Однажды татары устроили засаду и захватили в плен его сына Данилу. Данилу отвезли в Азов, чтобы отца и казаков держать в повиновении. Черкашенин дважды нападал на Азов, но взять крепость ему не удавалось. Однажды ночью, напав на Азов, казакам удалось захватить часть крепости. Они пленили шурина турецкого султана Сеина с его свитой. Михайло предложил азовцам совершить обмен – Сеина со свитой на сына и пленных казаков. Паша азовский согласился. Вмешались силы про турецких крымских татар, они казнили Данилу. В результате вспыхнула жестокая война. Турецкий султан сделал выговор Крымскому хану – виновнику войны.

«Меж казаков и Азовом великую кровь учинил…, а ведь Азов с казаками и казаки с Азовом жили…у них всё было мирно».

Турки завязли в войне с Персией. Крымцы напали на городки казаков. Увели много пленников. Только в Азове в то время томились в казематах 2000 русских полоняников. В ответ среди казаков родился и вызрел план штурма Азова.

Казаки смотрят на воду Дона и слышат песню про молодого казака полоняника:

Во Азове в славном городе…,

…Как была тут темна темница,

Что сидел тут добрый молодец,

Добрый молодец, Донской казак.

…Славный Тихий Дон взволнуется,

Весь казачий круг взбунтуется,

Разобьют силу турецкую.

Получили казаки сообщение, что азовский паша отдаёт свою дочь замуж за крымского хана. Нагрузив приданное на большие лодки, паша отправил свою дочь по воде в Крым. С дочерью и со свитой из 25 девушек шла охрана в количестве 700 воинов крымских татар. Казаки на лёгких стругах устроили засаду в камышах. Когда появились турецкие бусы, напали. Татар порубили, а бусы причалили к берегу. Дочку паши, её свиту и товары перегрузили на лошадей и доставили в Черкасск. Был или не было захвата казаками свадебного кортежа дочки азовского паши, который направлялся водой из Азова в Крым, но старые казаки утверждают, что был захват кортежа и была совершена военная уловка казаками проникновения в крепость Азов казаков под видом Астраханских купцов. Это событие произошло перед самым штурмом в 1637 году крепости Азов. Атаманом казаков в то время был Наум Васильев. Родом с Нижнего Новгорода.

Наум Васильев (1639 – 1641, 1650, 1654, 1656.) Художественный альбом Донские казачьи атаманы. Руководитель проекта К. С. Филиппов. Ростов на Дону 2012 г.

 

«Услышав же азовский паша, что донские казаки бусы разбили, дочь его и служащих при ней 25 девок взяли в полон, прислал на Дон злата, серебра, жемчугу и всякого живота на 10 000 рублей, чтоб дочери его на выкуп отдали. И казаки на выкуп всё отдали, а турецкий живот весь отправили в Астрахань сменять на русские товары и привезти оттуда оных на 13000 рублей. Казаки от той татарской свадьбы обогатились и написали два образа во имя Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца и поставили часовню».

«Собравшиеся казаки во единый круг начали советовать, как бы нам Азов взять.

Услышав совет у атамана и есаула, сказали. Разумно говорите казаки вольные, молодцы добрые, как град Азов возьмём, сделаем 130 телег и покроем их кожами красными и чёрными, и во 100 телег положим по малому числу товара, а в 30 телег положим по 4 человека казаков с ружьями и русскими товарами.

Услышав у атамана и есаула совет, весьма похвалили и сказали: да будет тако!»

На Азов казаки приготовили 130 телег. На них уложили товары, привезённые из Астрахани. На дно 30 телег положили с ружьями по 4 казака. Телеги прикрыли кожами. Помолились. Попросили помощи у своего заступника Николая Чудотворца. Поклялись: «Возьмём Азов, назад будем или там останемся!»

Атаман поставил к каждой телеге по казаку. Одел их в долгое платье (т. е. платье торгового человека). Вооружённую охрану 300 человек одел в хорошее немецкое платье. За день пути до Азова им повстречались татары. Они ехали на звериную ловлю. Встретили караван: «Что за люди? Куда путь держите?»

Выехал к ним старший купец. Молодой, статный, богатырского сложения. Шапка на нём оторочена соболем, зелёный кафтан прошит золотом и жемчугом, талия перетянута красным кушаком. На боку кривая сабля, ножны украшены драгоценными каменьями. Сапоги из зелёного сафьяна с закруглёнными носами, прошитые серебром. Восседал он на чудо-коне. Конь красно тёмной масти. С чёрной пушистой гривой и длинным чёрным хвостом. Шея закруглённая, как у лебедя. Круп длинный прямой. Глаза чёрные энергичные. Под тонкой шёрсткой переливается мощная мускулатура. Увидев коня, татары определили, что он дорогой арабской породы. От восхищения защёлкали языками: «Якши! Якши!»

Всадник ответил по-татарски:

 – Мы купцы русские. Идём из Астрахани к Азову с великой торговлей и подарками для Калаш­паши и коменданта. Везём товары нужные для города. Котлы, порох, свинец, шёлковые ткани, сукно, кожи, меха.

Он приказал слуге одарить татар:

 – Хороший знак встретить на дороге добрых людей. Надеюсь, в Азове торговля будет удачной.

Слуга дал им в подарок по три белки. Татары взяли белок, поехали назад в Азов. Рассказали Калаш­паше о русском купеческом караване. Калаш­паша послал своих людей осмотреть товар. Старший купец велел открыть десять телег. Осмотрев, турки спросили:

 – Во всех телегах такой товар?

 – Только в двух телегах для вашего паши и коменданта подарки. Показать их нельзя. Утром мы сами им принесём.

И дал осмотрителям по лисице. Туркам же по шесть пар лисиц.

Паша видел, что лисицы по цене 5 рублей.

 – Меня де, завтра подарят дорогими подарками.

Солнце заходило. Он разрешил купцам въехать в Азов. И поставить телеги на гостиный двор.

Пришёл турок от паши с повелением:

 – Чтоб хозяева шли к нему.

Старший купец взял с собой отпускной лист и выписки на товары таможенные. Пришёл к паше.

Паша сидел в палате на возвышении, как на троне, смотрел строго на купца. Купец, согнувшись, мелкими шажками приблизился к нему. Приветствовал его на чистом турецком. Славословил Османскую империю, турецкого султана и его наместника в Азове. Лицо купца выражало покорность, иногда в его глазах вспыхивали огни неукротимой ярости. Купец низко кланялся. Паша одобрительно кивал. Паша заметил, что у купца за время его длинной речи дрожали кончики пальцев. Объяснил своё наблюдение тем, что иноверцы сгибаются и теряются, ощущая мощь турецкой империи и могущество руководителя Азовского санджака (санджак – отдельная территория Турции, наделённая военно­политическими правами и хозяйственной самостоятельностью). На самом деле «купец» сдерживал с усилием своё желание – снять голову этому «жирному индюку». Несмотря на свой молодой возраст, «купец» успел приобрести бесценный военный опыт. Он ощутил, что большая война вместе с ним вошла в турецкие палаты. «Купец» знал, что судьба не подведёт и подаст ему знак, когда начать военные действия. Получив бумаги, он достал из мешка «три сорока соболей». Встряхнул. От колебания воздуха толстые свечи затрещали, ярко осветили палаты. Соболя ожили, вспыхнули отблеском от огня. В палате тени ожили, задвигались. Калаш­паша не удержался, протянул руки к соболям. Половина его лица осветилась счастьем. Сердце возрадовалось у него, воля ослабла. Он стал похож на мальчика, который получил долгожданный подарок. Вторая половина лица паши была непроницаемой. «Купец» вышел, сказал слуге:

– Заутру принесу ему драгие подарки, чтобы у наших возов караула не было, понеже мы опасных людей сего города не боимся.

Слуга о том возвестил паше.

 – У возов торговых людей караулу стоять паша не велел.

В конце апреля 1637 года войско казаков подошло к крепости Азов. Командовал им походный атаман Михаил Иванович Татаринов (прозвище Татар). Высокого роста, широк в плечах, узок в талии. Бритая круглая голова, серебряная серьга поблескивает в левом ухе. Крутой лоб. Чёрные сросшиеся брови. Немигающие ясные глаза. Быстр в движениях. Молниеносная ответная реакция на вызов. Владеет метким суровым словом. В походе безжалостен. В груди Миши Татаринова бьётся отчаянное храброе сердце. Бессребреник. Дальновиден. Видит будущее донского казачества в составе России.

Михаил Татаринов (1636, 1637, 1638.) Художественный альбом Донские казачьи атаманы. Руководитель проекта К. С. Филиппов. Ростов на Дону 2012 г.

 

Перед походом обратился к казакам:

 – Пойдём мы, атаманы и казаки, под град Азов среди дня, а не нощи, украдом, своею славою великой, не устыдим лица своего от бесстыдных басурман.

Войско запорожских казаков идёт на Дон, чтоб вместе брать турецкий Азов. 

 

Своё войско из 4000 донских и 1000 запорожских казаков атаман разделил на 4 отряда.  Обступив город, вырыли рвы, сделали насыпи. На них установили пушки. Было у казаков 90 разных калибров пушек. Они захватили их у своих врагов как трофей. Начали обстрел Азова. Турки отвечали огнём из своих пушек и ружей. Янычары совершали вылазки. Велись короткие бои. Казаки сделали из тальника плетёные туры, заполнили землёй, подвинули ближе к стенам. Прошёл месяц осады во взаимной борьбе. Штурм крепости наскоком не принёс казакам успеха. Первый подкоп под стену оказался неудачным. Турки со стен смеялись над казаками:

 – Сколь вам под Азовом не стоять, а его вам как ушей своих не видать.

4 тысячный отряд татар и черкесов шёл на помощь осаждённым. Конница казаков подпустила их, загнала в реку. Уничтожила. Вся Великая степь знала о поражении татар и черкесов на реке Кагальник.

 

Глава 2

 

Атаман Иван Дмитриевич Каторжный

– «Благо войска Донского – превыше блага личного»

 

В это время вернулся из Москвы Иван Дмитриевич Каторжный. С ним прибыл посол московский Степан Чириков. Он привёз на Дон жалование, порох, свинец, селитру, ядра.

Иван Каторжный свою фамилию получил не случайно. В молодости был невольником, гребцом на турецких парусно­гребных судах, называемых в народе «каторгами». Будучи подростком, с казаками охранял табун лошадей. На них напали азовцы. Часть казаков погнала табун в степь, другая вступила в бой. Иван подростком выглядел как взрослый. Рослый, сильный «голец». Его татары сбили с коня, повязали. Продали туркам в рабство на парусно гребные суда. Там познакомился с пожилым казаком Алексеем. Тот обучал Ваню мудрости жизни – теории воинского искусства, языкам и культуре турецкого и татарского народов.

Полоняники, находясь в тяжёлом состоянии, готовились к восстанию. По ночам они расковывали цепи, открывали замки. Надсмотрщик знал, что казаки готовят побег. Он имел свой интерес. Судно везёт большие ценности. Рассчитал, что полоняники и турки перебьют друг друга. Ему достанется богатство. В проливе между Азовским и Чёрным морем на судно налетел «белый шквал». Два потока воздуха столкнулись в узком месте. Они закрутили воздух с такой силой, что он взревел, налетел на судно, сорвал паруса вместе с такелажем. Вырвал мачты из гнёзд. И понёсся на скорости по белым гребням волн. Волны со всех сторон били в борта. Раскачивали судно. Турки отчаянно сражались со стихией. Старик Алексей уловил момент, что пришло время действовать. Подал знак полоняникам. Они открыли замки. Разобрали цепи на куски. Дружно навалились на дверь клети. Она слетела с петель...

Надсмотрщик в эту ночь не запер выходной люк на палубу. Люк подался, выпустил невольников. Они, разбившись на отряды по два три человека, неожиданно напали на турок. Турки, занятые спасением судна, не заметили появления полуголых людей. Произошёл короткий бой. Турки секли саблями, стреляли в них из пистолей. Полоняники били турок цепями, отбирали сабли, рубились. Душили их цепями. А стихия разыгралась, и через палубу перекатывались громадные волны.  Они смывали с палубы кровь и сражающихся людей. Судно потеряло управление, развернулось бортом к накатывающимся волнам. В открытый люк наливалась вода. Бой закончился. Надсмотрщик появился на палубе. Направил пистоль на Алексея. Иван, как по команде свыше, бросился на пистоль. Раздался выстрел. Они вцепились друг в друга. Громадная волна сбила их с ног. Иван успел свободной рукой схватиться за борт. Вода попала в лёгкие, он задохнулся. Из глаз в темноту полетели искры. Ощутил, что ещё мгновение и — тело его разорвётся на части. Волна сошла. Иван оказался на палубе. Присел. Напрягся. Из горла хлынула вода. Увидел раненого Алексея.

– Прощай, Ваня. Меня забирает к себе Господь. Возьми. – Старик разжал ладонь, в лучах заходящего солнца блеснула золотая серьга. – Береги, Ваня, людей и землю. Она мать наша. Помнит наши дела. За добро платит добром. Береги, бере…ги лю…дей!

Иван поплыл к берегу, черневшему на востоке.

Иван Дмитриевич Каторжный стал атаманом на Дону в неспокойное время — во время московской смуты и бесконечных набегов татар на городки казаков. Он имел смелость взять на себя ответственность за всё, что происходит на Дону. На Дону произошло убийство казаками царского посла Карамышева. Чтобы смягчить гнев царя он послал станицу казаков в Москву с разъяснениями. Царь осудил казаков и отправил на каторгу. В 1632 году Ивану Каторжному удалось смягчить царскую опалу. Он послал 400 казаков под Смоленск для несения «государевой службы». Ему удалось добиться освобождения с каторги атамана Наума Васильева с казаками. Иван Дмитриевич освобождённых отправил под Смоленск – кровию заглаживать вины свои.

Иван Каторжный (1633-1636, 1643-1646, 1648) Художественный альбом Донские казачьи атаманы. Руководитель проекта К. С. Филиппов. Ростов на Дону 2012 г.

 

Иван Дмитриевич Каторжный высокого роста, атлетического телосложения, обладал большой физической силой и ясным стратегическим умом военачальника.

 Разгромив, нападавших на русские поселения крымцев и ногайцев, он послал донесение царю об успехах в бою казаков. В этих боях проявилось военное мастерство и стратегический талант атамана. По решению Войскового круга Ивана Каторжного с отрядом из 36 казаков отправили посольской миссией в Москву. В пути на отряд трижды нападали татары. Отряды татар имели численность от 200 до 300 воинов. Донцы сумели отбить нападения татар, не потеряв ни одного казака. В Москву они привезли четырёх пленных татар. Царь Михаил Фёдорович (первый Романов) простил казаков за убийство посла. Прислал на Дон милостивую грамоту с жалованием.

Михаил Фёдорович Романов – царь и великий князь всея Руси.

 

Наступил 1637 год. Иван Каторжный с отрядом возвращался на Дон. Он узнал, что Войсковой круг выбрал нового атамана Михаила Ивановича Татаринова. Уязвлённый, не затаил обиды. Мужественно перенёс решение Круга. Понимал, что прежние заслуги в зачёт не идут. Когда народ находится в критическом (возбуждённом) состоянии, свои главные решения им принимаются на уровне разговора с Господом Богом. Божественные послания воспринимаются всеми единогласно. В таком случае решение народа всегда правильно.

 – Мне надо смиренно принять это решение. Благо большинства — закон казачества.

 

Глава 3

 

Атаман войска Донского Наум Васильевич Васильев со своими казаками

ведёт бой внутри крепости Азов

 

В роли «астраханского купца» выступал умный, быстрый в мыслях и в бою атаман Войска Донского Наум Васильевич Васильев. Под вечер он собрал казаков, которые прибыли на возах и тайно на дне подвод.

– Войско поставило нам задачу: убрать Азовского пашу, освободить пленных казаков, томящихся в подвалах, вооружить. Начать военные действия. Утром взобраться на стену, подать знак войску – развернуть красно-синий платок, который послужит сигналом, что мы внутри крепости начали военные действия. Знаю, трудная задача выпала на нашу долю. Мы выполним волю войска. Смерть не страшна, если отдаёшь свою жизнь за свободу родного края и во славу отечества. Пока жива русская земля, наши имена будут вечно жить в памяти народной.

Ночью атаман Наум Васильев разделил своё войско на отряды. Отдал приказ – рубить караулы турок, освободить и вооружить пленных казаков. Подошли скрытно к каменным казематам, в которых томились пленные. В темноте молча рубили караулы. Только раздавались посвисты сверкающих сабель. Быстрые действия казаков вселили ужас в турок. Они, бросив оружие, бежали и кричали: «Аллах! Аллах! Аман! Аман! (помилуй! помилуй!)» Казаки добрались до дверей казематов. Сбили замки. Стали выпускать пленных. Поверженным, истощённым людям трудно было поверить, что в центре крепости с многочисленным гарнизоном к ним пришло освобождение. Увидев родные лица, многие становились на колени, плакали, приходили в себя. Поняли, что свободу никто не даёт «за просто так», за неё, родимую, надо сражаться и не жаль жизнь отдать.

Освобождённые потянули руки к оружию. Наум отдал команду дьяку Серапиону выдать ружья, наставить братьев казаков на путь обретения силы духа.

– Путь, братья казаки, у вас один – вливаться в наши отряды и с боем открывать ворота крепости, уничтожать турок у крепостных стен.

«Как пошли с гостиного двора, закричали громким голосом, начали на караулах турок и татар рубить. В воротах же поставили свой караул. К Калаш­паше в палату вошёл сам атаман и голову у него срубил, потом услышали в городе турки и татары голос русских людей. Иные вышли без ружья, а другие с ружьём, но казаки рубят и копьями колют, как свиней или овец, и разыдошася казаки по всему Азову, где сто, пятьдесят, а инде и по десяти человек, и рубили с полуночи до самого свету, и видим турки и татары, что их много убили, прятались, где кто мог, казаки ж в домах ходя, их убивали и всех турок и татар и старых баб побивали, а молодых женок и девок себе взяли».

Утро. Первые лучики солнца осторожно коснулись лёгких облаков. Дон Иванович отсвечивал старинным серебром. Земля постанывала и вздрагивала в ожидании наступающего дня.

Казак Василий Игла физически соответствовал своей фамилии. Высокий, тонкий, с огненно­рыжей головой, горящими, пронзительными синими глазами. Подошёл к Науму Васильеву:

– Атаман, отдай мне платок. Позволь послужить отечеству, Дону Ивановичу, степи казацкой вольной, Войску Донскому. Мы не погибнем, пока не выполним его волю. На крепостной стене я разверну платок. Дам знать казакам, что мы в Азове и бьёмся с турками.

В свои 20 лет Василий Игла знал, что в нужное время он пригодится родной донской земле, и готовил себя к свершению ратного подвига... В трудные минуты жизни к нему приходила картина из его детства...

Она приходила и напоминала, чтоб он собрал волю и действовал.

Родом он из маленького казачьего городка в верховьях Дона. В этом месте Дон делал крутой поворот и образовывал залив. Со временем он зарос камышом. Посередине залива образовался остров. Неожиданно на городок напали азовские акынжи (акын – набег). Взрослые казаки образовали оборону. Старикам приказали вывести женщин и детей на остров. Когда бой затих, беглецы вернулись. Городок горел. Увидели, что почти все мужчины погибли в бою. Василий среди убитых узнал отца и двух старших братьев. Белые рубахи на них были пропитаны красной липкой кровью. Хоронили убитых в братской могиле. Мать Василия находилась в каком-то непосильном напряжении. Её светлые глаза потемнели, запали глубоко в глазницах. Ни одного стона не выдала её грудь. Во время похорон Василий чувствовал боль и одиночество. Как не пытался остановить слёзы – они текли ручьями. Дед Аким сказал ему тогда:

 – «Смотри, Василий, не отводи глаз. Горе убивает слабых; сильных оно делает сильней. Пришла пора отправляться тебе в Черкасск. Учиться воинскому искусству».

Сейчас судьба его спросила – готов ли он действовать? Сомнений у Иглы не было, он взял платок у атамана, бросился вместе с отрядом к стене. В этот момент его короткая жизнь ушла в прошлое. Он жил настоящим мгновением. Тело наполнилось силой. В одной руке «сабля вострая» – она для него не мать родная, не жена любимая, а невеста прекрасная, с которой успел обвенчаться в бою. Она защищает, помогает ему выжить. Сзади подпирают братья казаки. Впереди цель – пробиться с боем на самую высокую стену. Вот они на стене. Под ними Дон Иванович медленно прокатывает свои тёмные воды. Над ними посеребрённое светлое небо. Дух захватило у Василия от такой неземной, вечной красоты. В степи выстроилось Войско Донское. Василий слышит выстрелы, турки заметили его и открыли огонь из ружей. Пули щёлкают о камни, выбивая крошку. Василий стоит во весь рост. Поднял руку с платком. Крутанулся на месте. Шёлковый платок ожил в его руке. Раскрылся, поймал поток воздуха и захлопал, как крыльями взлетающая крупная птица. Войско увидело сигнал и дружно отозвалось – «бойся!» Со стен кричали турки – «Аллах!» От ружейных пуль стена ожила, задвигалась, но крепко держала Василия на своих плечах. Пуля ударила в грудь. Боли не ощутил. Тело стало непослушным. Медленно оседало. Василий собрал волю воедино, издал боевой клич казаков – «бойся!» – встряхнул тело и подчинил его своей воле. Поднялся. Стоит, пошатываясь. Над ним вверху вьётся платок – сигнал войску брать приступом крепость. Вдруг яркая вспышка в голове – Василий ощутил, что разжал пальцы, платок вырвался и взметнулся вверх. Восходящее солнце осветило крепостную стену. В его сверкающих лучах Василий увидел перед собой своих отца и братьев в белоснежных длинных рубахах. Отец улыбается:

 – Василий, смерти нет!

Войско увидело, как Василий Игла, быстро увеличиваясь в размерах, стал огромным и накрыл своей тенью крепость Азов. Затем очертания фигуры оторвались от стены, устремившись ввысь, растворились в небе. И прогремел глас:

 – Казаки, к вечеру крепость будет ваша!

Казаки почувствовали необычайный прилив сил – в них вселился дух победы! Он незримо был в каждом сердце, в сверкающей сабле.

 

Глава 4

 

Штурм донскими казаками турецкой крепости Азов .

Макет крепости Азов. Из фонда Азовского историко-археологического и палеонтологического музея заповедника.  

 

 В то время крепость Азов имела оборонительную замкнутую стену в 600 саженей (сажень – русская мера длины 2,134 м.) Со стороны Дона высота стены 10 саженей. Крепостные рвы шириной 4 сажени, глубина рвов 1,5 сажени, стены сложены из камня.

Мощную оборонительную систему являли 11 каменных башен с бойницами. Крепость на день осады имела 200 пушек разного калибра, годовой запас боеприпасов и продовольствия. Крепость защищал 4 тысячи гарнизон хорошо бученных янычар и 1500 человек разного военного люда. Турецкая крепость Азов среди европейских специалистов крепостных дел считалась неприступной.

 

Мастер подрывных дел Иван Арадов, родился в Венгрии, и по национальности венгр. (мадьяры – самоназвание венгров. Язык венгров относится к финно-угорским языкам, угорская подгруппа славянских племён Чудь). Иван участвовал в войнах в Европе, там же учился подрывному делу

Во время штурма крепости Азов 1637 года, он вместе с донскими казаками рыл   3 недели подкоп под стену Ташканскую.   

Однажды Иван встретился и подружился с донским казаком. Кто же из донских не знает песни про батюшку Дона Ивановича?

Ой ты, батюшка наш славный Тихий Дон!

Ты кормилец наш Дон Иванович!

Про тебя то, Дон, лежит слава добрая.

Слава добрая, ещё речь хорошая.

В песнях донского казака выразилось искреннее чувство любви к родимой сторонушке.

На Дону то все живут то, люди вольные,

Люди вольные живут то – донские казаки!

В них звучала тоска по вольной жизни. И нет на свете других мест краше и вольней Тихого Дона! И нет другой жизни казаку кроме житья на привольном Дону!

Песни донских казаков, вера православная, живые сказания о героях донцах пробудили в Иване мечту – побывать на Дону, посмотреть, как люди вольные живут, и самому проявиться, сделаться нужным донскому народу. Идя за мечтой к вольной жизни, при

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 81

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют