Служили два танкиста

Порой приходят воспоминания из детства, и одно из самых ярких связано с моим дедом Николаем Волковым, отцом моей мамы. Инвалид Великой Отечественной, один из руководителей прокуратуры Тамбова, он из-за ранений и состояния здоровья рано вышел на пенсию. Охарактеризовать этого человека можно одним словом – Дисциплина. Она была важна для него во всём. Когда работал, весь день в прокуратуре был расписан буквально по минутам, хотя какой день, он мне рассказывал, что только после пяти-шести вечера порой начиналась самая служба. Но и после выхода на пенсию он все свои принципы оставил. Подъём, завтрак, физкультура, огород, велосипед, – всё по часам. Даже его комнату в доме бабушка называла только кабинетом. Каждый вечер дед ходил на прогулки – несколько пеших кругов по территории рядом со Звёздным переулком, которую он называл просто: «сельхоз техника». Помню, что там был сторож, к которому дед обязательно заходил, они играли в шахматы, и в обрывках воспоминаний всплывает, что этот сторож, по рассказам деда, отсидел срок при Сталине за то, что украл колхозное сено.
С нами на прогулки всегда ходил ещё один фронтовик, друг моего деда Фёдор Иванович, его не стало в 1995 году. Он жил на конце Звёздного переулка, и каждый раз мы ждали, когда он спустится с порога, и я – особенно, потому что Фёдор Иванович всегда выносил мне конфету-помадку, до сих пор помню вкус. Даже не знаю, сейчас есть ли такие, не видел: кругленькие и вытянутые сверху. О Фёдоре Ивановиче, артиллеристе, стоит рассказать отдельно, но речь пойдёт о фронтовом друге моего деда – Владимире Крулике.
Тогда не было современных средств для связи и поиска, и дед, рассказывая мне о своём самом главном и тяжёлом танковом бое в сентябре 1941 года в Карелии, всегда говорил о товарище. Только они двое тогда выжили из экипажа. Мой дед, механик-водитель танка Т-28, получил несколько тяжёлых ранений, с трудом сумел выпасть в нижний люк и потерял сознание под горящей машиной. Его спасли артиллеристы, и, как только оттащили к окопу, через миг танк взорвался. Для деда война закончилась, было долгое время лечения, и он, перебираясь из одного госпиталя в другой, возил с собой в тряпице отданный врачами извлечённый из головы осколок – он зашёл в районе уха и чудом застрял. Еще сантиметр-другой, и всё. Потом дед где-то всё же этот осколок потерял. Только не забылись, а каждый миг донимали последствия – не только глухота, но и постоянные головные боли. Другой осколок был ещё страшнее – он «срезал» деду плечо.
Гуляя вечерами, дед говорил, что они потом ещё долго переписывались с Владимиром Круликом, а потом связь прервалась. Тогда, в 90-е годы, он был уверен, что друг погиб на фронте. Но сегодня, когда создан портал «Подвиг народа», где опубликованы документы о награждении, удалось выяснить, что Крулик Владимир Фёдорович прошёл всю войну, в сорок третьем был награждён медалью за Отвагу. Вновь – там же, в Карелии, но уже на северном Норвежском направлении. Танк, как и тогда, в сорок первом, изрешетили во время боя, и друг моего деда вытащил из горящего танка командира. На этом же сайте есть и документы о его награждении Орденом Отечественной войны II степени, а это значит, что как минимум на момент награждения (в 1985 году), он был жив. Возможно, был жив и тогда, когда мы гуляли…
Я уверен, что, если бы в 90-е годы была такая же возможность получить сведения, как сейчас, и мой дед узнал, что брат по боевой машине, которого он почти каждый вечер вспоминал во время прогулок с внуком, выжил, он наверняка бы попробовал его найти. Но тогда он не знал…
…Несколько раз бывал потом в том месте, где находилась эта самая «сельхоз техника», проходил там техосмотр машины. Всё изменилось, хотя узнаваемо. Поведи глазом – и вот мелькнут тени… Николай Тихонович, его друг артиллерист Фёдор Иванович, вспоминают о войне. А неподалёку бегает маленький Серёжа – с конфетой-помадкой…

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 102

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют