Старомодные комедии
На днях появилась, мягко говоря, странная, но в чем-то даже сенсационная информация, что команда бывших актеров упраздненного Гоголь-центра планирует... открыть ресторан. При этом одни (так называемые) СМИ уверенно пишут, что расположен он будет в центре Москвы, в новом здании. Другие, что в самом Гоголь-центре на улице Казакова, куда нечасто ступает нога москвича. Еще сообщают, что безработные лицедеи станут ресторанным персоналом, а публика ожидается богемная. Идею ресторана приписывают режиссеру Кириллу Серебренникову, создателю Гоголь-центра, ныне живущему в Берлине. Утверждают, что в планируемой точке общепита «найдется место и для духовной пищи».
Комментировать эту «новость», фантазируя про Никиту Кукушкина с подносом и Александра Горчилина с блендером, не то, что неловко, но даже как-то и лень. Тем более, в сам Гоголь-центр, точнее, в вернувший себе старое имя Театр им. Гоголя, как я уже недавно писал, назначен худруком Антон Яковлев. И в лучшем случае в этом здании приткнут театральный буфет.
Другое дело, что в нынешней ситуации театральной чехарды или беспредела читатели могут поверить в любые нелепые слухи о служителях Мельпомены. Почему — ресторан, а не сауна, не салон красоты, не боулинг с караоке? Где же ваш креатив, авторы фейков?
А тем временем театры потихоньку начинают новый сезон, проводят «иудин день» — так называют сбор труппы, худруки или директора озвучивают планы (не факт, что все они будут воплощены).
Из того, что уже сообщено, можно сделать вывод, что новое — это хорошо забытое старое. Режиссеры, даже совсем молодые, обращаются к ретро-литературе. И не самой удачной, но, как показывает история театра, уровень пьесы далеко не всегда влияет на качество финального продукта. Разве мало мы с вами видели плохих спектаклей по великим текстам и наоборот?
О премьерах. Скажем, Театр Моссовета представляет в сентябре «Соло для часов с боем». 30-летний Павел Пархоменко ставит пятидесятилетней давности пьесу словака Освальда Заградника про одиноких стариков. Один из них живет с выросшим внуком и регулярно устраивает в их общей квартире вечеринки для своих друзей, обитающих в доме для престарелых. Многие помнят знаменитый спектакль тогда еще единого МХАТа, поставленный Олегом Ефремовым с великими «стариками», народными артистами СССР Яншиным, Прудкиным, Станицыным, Грибовым и Андровской, для которой роль в «Соло» стала последней. Зрелище записано на пленку и раньше нередко появлялось в телеэфире. Из незамысловатого набора скетчей режиссер и артисты сделали знаковый спектакль, вошедший в историю советского театра. Посмотрим, что выйдет в «Моссовета».
Еще два старых названия предлагает в наступающем сезоне «Ленком Марка Захарова». Спектакль «Последний поезд» сделан «по мотивам» пьесы Вины Дельмар «Дорогу завтрашнему дню». Театралы знают эту историю под иным названием — «Дальше — тишина». Много лет назад Москва ломилась в уже упомянутый Театр им. Моссовета, чтобы посмотреть на исполнителей главных ролей — легендарных и любимейших Раневскую и Плятта. Сейчас роли четы Купер исполнят Олеся Железняк (в другом составе Анна Якунина) и Виктор Раков. Знакомые блогеры, попавшие на предпремьерный показ, вышли в легком ужасе: режиссура Антона Яковлева резко попахивала нафталином.
В том же Ленкоме еще одна старая пьеса, на этот раз советская, обретет новое дыхание: Роман Самгин поставит к октябрю арбузовскую «Старомодную комедию». Эту пьесу на двоих, в которой критики находили нелепости и упрекали за избыток мелодраматизма, много кто и где играл. Самые известные версии — Сухаревская и Тенин в Театре Маяковского и Фрейндлих и Владимиров в кино. А здесь влюбленную пару немолодых людей составят Олеся Железняк и Игорь Бочкин.
Даже неудивительно, что Ленком, который при Марке Захарове почти всегда был центром притяжения молодежи, модным местом и вообще гремел, при пожилом директоре Марке Варшавере предпочитает олдскульные варианты. Одна надежда, что Алексей Франдетти, назначенный туда несколько недель назад главным режиссером (не худруком!), как-то переломит ситуацию в сторону актуальной режиссуры и драматургии.
#новые_критики #театральный_обзор #гоголь_центр #театр_моссовета #мхат_горького #ленком #старомодная_комедия
-
-
Спасибо за отлично написанный обзор. Тонко. Эмоционально. Убедительно и грустно.
-
-
Помним помним "Соло...". Там такая Мирошниченко юная в миниюбочке и Абдулов, который Всеволод.. Ну и старики бесподобные.. Часто по телеку крутили. Даже не знаю, хочу посмотреть новый спектакль или нет....
-
Новый театральный сезон пусть принесет хорошие спектакли. Всегда жаль смотреть, как молодежь из кожи лезет вон, чтобы привлечь публику в залы. Не хотелось бы увидеть исковерканную в угоду моде классику. Печальное зрелище. Очень жду новые обзоры о театральной жизни. Автору спасибо за статью.