AngelikaRubin Angelka 09.08.22 в 16:09

"Первый"

   В каждом месте, большом или малом, есть человек, которого с чистой душой можно назвать звездой. Одни люди отличаются красотой, другие умом, третьи талантом. А бывает и так, что в одном человеке соединяются чудесным образом сразу все отличные качества.

И вот сегодня мы и помянем добрым словом Славу Земли Мордовской, кто воспел её в песнях и прославил далеко за её границами, – Первого Народного мордовского певца Иллариона Максимовича Яушева.

   Автор книги о певце Наталья Ивановна Воронина отозвалась о нем так: « Яушев – выдающееся явление мордовской культуры, яркий носитель музыкального гения мордвы, вдохновенного, глубокого и мудрого искусства».

   Итак, занавес поднят. На сцене снова Илларион Максимович Яушев.

День появления на свет Иллариона Яушева по старому стилю – 16 января 1902 года.

Село Лобаски Ичалковского района подарило Мордовии, России и миру много талантливых и достойных людей, и в их числе славный, но пока еще маленький и неизвестный Ларька Яушев.

То, что мальчишка у Яушевых родился с голосом, стало ясно с самого его детства. В шесть лет мальчик уже пел в церковном хоре, да так искусно, что взрослые перед ним робели и тушевались. И как это часто бывает, смутила его однажды людская зависть. Стали взрослые певцы над ним насмехаться да подтрунивать, дескать, чего ты здесь, наравне с взрослыми?! Вот Ларька и сбежал.

Помогал родителям, пас коров, рос и вырос в здорового, крепкого юношу, настоящего мордовского богатыря. Стали его приглашать на состязания, силой помериться.

Интересен тот факт, что село Лобаски, не в пример другим местам Мордовии, славящимся густыми лесами, полноводными реками, сочными лугами, природой, оказалось, обделено.

Расположилось оно в холмистой местности, пересеченной оврагами. Голая степь кругом села и ни одного фруктового сада у мужиков. Есть один, да и тот – поповский.

Земля была скудной, в селе часто голодали. Народ все больше безграмотный. Но есть у этого села одна особенность – щедрая компенсация талантливыми людьми. Именно Лобаски подарили России и миру талантливейших ученых – филологов и лингвистов братьев Рябовых, ученого и писателя Горбунова, известных военачальников и того же Яушева. По его воспоминаниям сам воздух в Лобасках был пропитан старинными преданиями, легендами и песнями.

 

Самые светлые воспоминания о детстве своем Илларион Максимович связывает с образом мамы, Пелагеи Тимофеевны. На селе она слыла известной певуньей. Сама высокая, красивая, с грудным сильным голосом, обладала Пелагея Тимофеевна и еще одним талантом: будучи простой крестьянкой по происхождению и не имея образования, она обладала поэтическим чутьем. Что это такое? Это умение создать размер стиха, его ритмическую выверенность, правильную интонацию. Этим даром не всегда обладают и профессиональные поэты.

Илларион был в семье 18-м ребенком. Но в живых остались только двое: он и сестра Маша. Мать умерла рано, отец женился во второй раз и с мачехой детям повезло. Женщина попалась добрая, тихая, любила Ларьку и Машу как своих троих детей, которые вскоре появились на свет.

Когда Ларька жил еще с  матерью, любил он забираться на самую высокую ветлу в селе и оттуда пел свои песни. И казалось ему, что слышит его с такой высоты весь мир. Как впоследствии и получилось.

А вот петь мордовские песни было в те времена небезопасно. Однажды сидели они с матерью на завалинке и пели по-мордовски. Да увлеклись. Вдруг появился урядник с плеткой и бросился избивать мать. Досталось и Ларьке.

- Кто вас знает, о чем ваши собачьи песни? – вопил урядник. – Пойте по-русски.

Пелагея Тимофеевна с горечью обратилась к сыну: - Обидно за наш народ, Иллариоша! Ведь у него такие богатые песни. Ты их не забывай, пой их, сынок!

Эти слова мамы глубоко запали мальчишке в душу и пронес он их через всю жизнь.

Любил Илларион и деревенские хороводы. Вот где он мог напеться вдоволь. Собирались все на улице, что ныне носит название Колхозной и где тогда жили Яушевы. Ларька приходил с гармошкой. Просить его не надо было, он радовался  каждой возможности попеть и поиграть на гармони.

Памятен Илларион Яушев и жителям соседнего села Кергуды. Он часто приходил сюда к своему знакомому деду попеть. Дед вспоминал: « Илларион был красивый, весёлый, силы богатырской, а уж пел как!».

Послушать их песни собирались многие жители села. Голос Иллариона гремел так, что иной раз в избе гасла лампа от мощных вздохов певца.  В 1917 году  произошла Великая Октябрьская  революция, и новая модель жизни стала доступной и для Иллариона. Он захотел учиться – должность певчего архиерейского хора (кем он мог бы стать) его не прельщала.

Наступил 1921 год. В Поволжье начался голод. Большая семья Яушевых испытала нужду, и  отец был вынужден отправить сына на заработки. Илларион объездил много городов и оказался в Нижнем Новгороде, где принял твердое решение остаться и начать учиться.

 

Прежде всего, нашел работу, чтобы выжить. Устроился грузчиком, и началась трудная самостоятельная жизнь. Илларион грузил хлеб, выносил до 15 пудов зараз, а вечером, едва добравшись до кровати, падал как убитый.

Постепенно Илларион проникался жизнью большого города. Он стал следить за выступлениями артистов в парках, на эстрадах, в кинотеатрах. Узнавал, где и когда концерты, и старался не пропускать их. Это была своего рода «консерватория» Яушева.

Чаще всего Илларион ходил слушать певцов. Имен он их почти не знал, но отмечал про себя, кто поет душой, а кто просто « кричит горлом». С большим наслаждением слушал Илларион записи Карузо, Собинова, Марио Ланца и, конечно же, Шаляпина.

Когда Яушев впервые услышал Шаляпина, изумился. Голос у певца был низкий, густой и показалось ему, что его собственный тоже имеет такой тембр. Чем больше вслушивался Ларька, тем больше волновался. Чувствовал прилив сил, ему казалось, что его собственный голос вырвался на свободу. Напряжение было так высоко, что он закрывал глаза.

Эти прослушивания явились толчком. Хоть и не принимал Илларион поначалу советов о необходимости учения, полагая, что будут над ним, великовозрастным, смеяться, всё же предпринимает он попытку поступить в Нижегородский музыкальный  техникум, но неудачно. Его не приняли.

Илларион продолжает работать, но теперь уже многие его друзья знают о его музыкальных способностях.  И однажды Яушева вытащили на сцену рабочего клуба.

Илларион Максимович вспоминал: « Вышел на сцену, в глазах темно. Все сливалось в одну массу. Долго стоял на сцене, пока сумел вымолвить: - Я…спою вам те песни, которые знаю…мордовские песни».

И он запел. В зале наступила мёртвая тишина. Вот она, счастливая минута. Люди услышали песни его родины, его народа» И приняли их, поняли сердцем его язык!

Так состоялось первое публичное  выступление Иллариона.

Он жил теперь в Нижнем Новгороде. И началась у него «полнокровная», интересная жизнь. Илларион учился грамоте, читал, пел, занимался спортом. И, главное, появилась возможность заниматься вокалом с профессиональным педагогом. Учился распеваться, работал над голосом, начал освоение нотной грамоты.

В это время Илларион выполнил наказ отца, неохотно принявшего желание сына учиться.

« Сначала на ноги встань, женись, а потом и учиться иди».

И Илларион женился. Но семейная жизнь складывалась не очень удачно. Почти сразу после женитьбы выяснилось, что Варвара (так звали первую жену певца) и Илларион совершенно разные люди. Он стремился ко всему новому, неизведанному и прогрессивному, а Варе близки были сельские заботы, тянуло на родину, в Лобаски. Дочка, что была их единственным связующим звеном, умерла вскоре после рождения. В 1926 году супруги расстались. Наступило лето 1927 года.

И вот, в июле 1926 года приезжает Илларион в саму Москву на спортивные соревнования как победитель уже нижегородского конкурса по поднятию тяжестей.

Гуляет Ларион по Москве и себе не верит. Диво-то какое! Мог ли он когда-нибудь представить, что он, парень из мордовского села, саму Белокаменную да Первопрестольную лицезреть сподобиться!

 

Илларион часами бродил по московским улицам и площадям, дивился на Кремль и восхищался его величием.

А однажды возвращался Ларька из центра на стадион, где должны проходить соревнования, и не сдержался – запел. Сначала  потихонечку, потом громче и громче. Люди сначала оглядывались в удивлении, а потом останавливались и слушали как заворожённые. Уже собралась целая толпа, кто-то зааплодировал, просили спеть ещё. И Ларька пел – русские, мордовские, чувашские песни. А когда закончил петь, к нему подошел мужчина и спросил: - Можете меня проводить?

- Конечно, - ответил добродушный Ларион.

Разговор завязался не сразу. Незнакомец выспросил, откуда и зачем приехал Илларион в Москву и был очень удивлен, что не музыка, а спорт привели его сюда. А когда подошли к старинному особняку на улице Герцена, мужчина пригласил Ларьку к себе домой и снова попросил юношу спеть.

Новый знакомый был просто восхищён голосом Лариона и категорично заявил:

- Завтра мы отправляемся в консерваторию. Там у меня работает давнишний друг, и я вас ему представлю. А я – Курганов Алексей Семенович, режиссер-постановщик.

Так неожиданно решилась судьба паренька из мордовского села. В 1927 году он переступил порог Московской консерватории. Много за свою юность Илларион перепробовал занятий: был пастухом и хлебопашцем, грузчиком и матросом, спасателем и спортсменом.

Алексей Семенович Курганов, тот, что встретился первым Иллариону в Москве, представил его Михаилу  Михайловичу  Ипполитову- Иванову. И по инициативе нового знакомого и с его участием состоялась первая запись Иллариона на Всесоюзном радио. В 1927 г. он же принял деятельное участие в устройстве молодого певца в техникум при Московской Государственной  Консерватории им. П.И.Чайковского.

В 1927 г. Яушев был принят в это учебное заведение на «хоровую специальность с правом сольного пения». Но, уходя со службы спасения на водах, он лишался вознаграждения, положенного по службе и, тем самым, попадал в тяжелое материальное  положение. Проще говоря, жить Иллариону было не на что.

Волжский областной комитет выступает с ходатайством зачислить Яушева матросом на одну из московских  станций спасения на воде и у Иллариона появилась возможность закончить музыкальное образование.

Прежде чем окончательно переселиться в Москву, Яушев решается поехать в Саранск и впервые выступить с сольным концертом. Ему была предоставлена сцена  летнего театра в парке им. А.С.Пушкина.

И 25 авг. 1927 г. певец всю жизнь считает Днем своего творческого крещения.

Первый запланированный концерт – с афишами и билетами. И начался отсчет. Сколько их будет впереди! Но этот, первый, в Саранске, остался незабываемым на всю жизнь.

Илларион уже студент Консерватории. В 1930 г. он возглавляет ударную бригаду из студентов Московской  Консерватории.

Яушев едет в Мордовию «для проведения весенней посевной компании».

Несмотря на главное в своей жизни – искусство, И.М. Яушев был гражданином в полном понимании этого значения и активно участвовал в жизни республики и страны. Необходимо выехать в село – он готов; нужно рассказать о коллективизации народного хозяйства (а именно в это время начинают образовываться первые колхозы и совхозы) – Яушев целую ночь готовит выступление. И делал он это не для галочки, а чтобы увлечь людей.

Простым, общительным и благожелательным, а, главное, деятельным, приезжал он в села и деревни.

А после окончания консерватории в 1935 г. Яушев узнает о приеме в оперную студию Большого Театра. От этого известия закружилась голова.  Большой!... Мечта! Фантасмагория! Вершина!

Из семисот заявлений, поданных в студию, комиссия отбирает всего 21 певца. Среди них Илларион Яушев.

Яушев неоднократно рассказывал друзьям, какие это были годы! Пожалуй, ничего более яркого, ослепительного, и в то же время, мудрого и поучительного, в его жизни не было. Это была школа, высочайшая школа искусства и мастерства и блистательная школа жизни.

21 августа 1936 г. Яушеву присваивают звание Заслуженного Артиста МАССР. Это было первое признание. В феврале 1937 г. И.М. приезжает в Саранск на работу в оперный театр.

Весть об открытии оперного сезона взволновала весь город. Ведь до этого времени саранские почитатели оперного искусства могли слышать мировые произведения только в исполнении заезжих артистов.  А теперь будет своя труппа!

И Илларион Максимович  врывается в работу: подобрать хороший состав артистов, приобрести костюмы, подготовить хор из неопытных студентов саранского музыкального училища.  С  этой задачей Илларион Максимович  справился блестяще.

И 28 февраля сезон открылся оперой П.И. Чайковского «Евгений Онегин».

Говорить об этом человеке можно много. Даже те, кто никогда не видел его вживую, проникаются его обаянием с фотографий, слушая записи его дивного голоса. Из этой жизни Илларион Максимович ушёл 31 мая 1961 г. Но применять к нему слово «умер» невозможно. Он жив. Жив в песнях своих, в людской памяти, в своих потомках.

До сих пор мастера итальянской оперной школы «держат» Яушева в десятке золотых оперных голосов мира.

Сейчас в столице Мордовии городе Саранске один из театров носит его имя и всегда ждёт гостей.

А люди благодарят  земным поклоном благодатную Мордовскую Землю за такой дар, который несмотря на такой талант и признание, остался  простым лобасковским парнем Ларькой Яушевым.

 

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 106

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют