Долгий путь домой - 2
Часть четвертая.
Со смешанными чувствами, я вышел из храма в громадный каменный колодец превратного двора, сильно напоминающего наши питерские дворы-колодцы. ... В сумеречном пространстве, просторного двора, прикрытого совершенно черной крышкой низкого неба, было тоскливо тихо и пусто. Сюда не долетали шумы жизни большого восточного города. И хотя жара спала, стены продолжали дышать на меня остатками дневного тепла. Передо мной два пути: направо — на выход, через Яффские или Новые ворота, налево — через мусульманский квартал, к Храмовой горе. Куда идти?, уже достаточно поздно и мне надо бы подумать о ночлеге... Однако, решено: я просто обязан сходить и прикоснуться лбом к Стене Плача.
...Перед стеной - огромная площадь, всегда, в светлое время, заполненная множеством людей — в основном гостями, туристами, местными иудеями, миштарой (полицейскими) и военными. Но сейчас на ней почти пусто, лишь несколько одиноких, черных фигурок, стоящих и непонятно куда медленно двигающихся, с молитвенниками в руках. У входа, на каменной ограде, в двух больших корзинах лежат кипы (вроде тюбетейки или ермолки) - еврейские шапочки только для мужчин, исключительно черного цвета (черный цвет кипы означает, что человек истинно верующий и строго соблюдает заповеди и традиции). Я одеваю кипу и подхожу к стене, где я один, больше никого нет и медленно прохожу вдоль, выбирая камень к которому я бы хотел прислониться больше всего. Останавливаюсь у одного, не самого большого и не самого маленького, тайно надеясь, что именно он и есть тот камень, который изготовили и доставили сюда по велению самого царя Давида или, по крайней мере, его сына Соломона. Во все щели, по периметру выбранного мною камня, как впрочем и других, утыканы белые комочки записок от тех, кто сам, по каким-то причинам не может прийти сюда помолиться Ему и попросить у Него чего-то того, что каждый сам для себя выбирает и считает самым нужным для себя. Приходить сюда со своей запиской нет никакого смысла: зачем записка, если вот Он, говори Ему все, что считаешь нужным и без всяких посредников. И я говорю...
У меня не было карты Иерусалима, а была подробная карта дорог и по ней я определил, что нужная мне дорога начинается от Дамасских ворот, строго на север, и где-то за городом она меня выведет опять на дорогу №1, необходимую мне для продолжения путешествия к Иордану и Мертвому морю. Выйдя из Яффских ворот, я повернул направо и двинулся, ведя велосипед в руках, вдоль стены к нужному мне месту. На пути мне попалась стайка подростков-ортодоксов в черных одеждах и таких же черных широкополых шляпах (говорят, под шляпой у них кипа, которую они никогда не снимают и, даже, в ней спят). Они чему-то бурно радовались, став в круг, положив свои руки на плечи впереди стоящего, пританцовывая двигались против часовой стрелки, что-то громко кричали, громко смеялись, а некоторые даже визжали от восторга. Им было лет по 15-16, но по поведению, казалось им лет 10-12. Бедные дети: ни они, ни их дети никогда, как их предки, не работали и никогда не будут работать — это им категорически запрещено. Они только могут и должны молиться, молиться и молиться за сохранение и благополучие народа Израилева. Для этого, с рождения и до самой смерти государство им всем платит приличный, пожизненный пенсион. Я их называл «Дети Ароновы» (Арон — первосвященник). Есть такая не-то притча, не-то присказка, не-то анекдот. «Умер человек и попал в место, где растут чудные деревья и кусты усыпанные вкусными плодами и ягодами, журчит чистейший холодный ручей в котором плещется много рыбы, весело поют птицы, бегает вокруг всякая дичь, которой просто в изобилии. Но нет ничего того, чтобы это добыть и приготовить. И тогда он «возопил»: - Господи, дай мне оружие, дай мне очаг, дай мне крышу над головой! Перед ним появился какой-то привратник, - видимо — ангел, подумал человек. И привратник спросил: - Чего изволите? Он ему: мол, так и так, на что привратник ему отвечает, что это невозможно. Тогда человек говорит, что бы ему дали инструмент и он все сам сделает. Привратник опять — это запрещено. Тогда человек закричал, что он не хочет находится в Раю и пусть его отправят в Ад. Привратник улыбнулся и сказал: - А ты думаешь где ты находишься?». Однако, когда я к ним подошел и остановился, что бы поглазеть на необычное для меня действо они увидев меня, как-то стушевались, умолкли и сгрудились в кучку. Я ухмыльнулся и молча прошел дальше. А у них, почему-то, в глазах был страх...
Подходя к Дамасским воротам я услышал как все нарастает и нарастает какой-то шум, даже не шум, а гам. Действительно, подойдя ближе я увидел как внизу на террасах и на самой площади у ворот, развернулся настоящий восточный базар, В Израиле так принято: торговать по вечерам: утром - некогда (они все очень рано начинают работать — в 5-6 часов утра), днем - жарко, а вечером, примерно, с шести до десяти — в самый раз. По тому, что орали многочисленные торговцы: - Эхад шекель! , - Штайм шекель! (- Один шекель!, - Два шекеля!) я понял, что дело движется к завершению и идет полная распродажа. Определив нужную мне улицу, я сел на велосипед и тихонько поехал, внимательно следя за названием улицы, читая её на расположенных на домах, хорошо видных табличках. Однако, подъехав к очередному перекрестку, у меня возникла проблема: дорога за перекрёстком раздваивалась, прямо как в Питере — «Пять углов». В развилке, между дорогами первым стояло какое-то странное здание, с необычной архитектурой, огороженное ещё более странным заграждением из толстенных труб и приваренными к ним тавровыми балками. - Против танков, что-ли?, подумал я. На мое счастье, к дому подъехал и остановился автомобиль и я поспешил к нему, что бы спросить дорогу. В автомобиле сидела молодая женщина и чего-то ждала. Когда я ей задал вопрос на иврите, она в чуть-чуть приоткрытое окно ответила по английски, что она не понимает. Тогда я спросил по русски, в Израиле - не редкость, когда встречаешь бывшего и, даже настоящего земляка. Ответ тот же. Я начал ей обьяснять при помощи жестов, но, увидев, что она на меня не смотрит а кому-то звонит по мобильнику, плюнул, крепко выругался и пошел наугад. Немного пройдя, я поднял голову, чтобы отыскать табличку с названием улицы и увидел на углу козырька этого здания флаг. Это был американский флаг. Ветра не было и он просто висел как белье на веревке незаметно и грустно, а правее его, крупными буквами, надпись, на английском: «Консульство Соединенных Штатов Америки». - Так вот почему мы не нашли общего языка: про себя подумал я.
К счастью я угадал с направлением и через несколько минут, на большой скорости, выехал и повернул на нужную мне дорогу №1. Счастье поперло: и я незаметно проскочил пограничный КПП, теперь я в Палестине, и быстро покатил под уклон, по совершенно пустой хорошо освещенной дороге.
Было уже поздно и мне надо было думать о ночлеге. Я решил заночевать, что называется «в поле». А, что?, опыт был: я два сезона работал с геологами в тайге, на Угрюм-реке, облазил почти все Приэльбрусье, работал на Ямале, в тундре, да и просто пешие двух, трех—дневные походы для меня были не редкость. Но одно обстоятельство сводило мой опыт почти до нуля: у меня не было палатки и спальника и даже просто теплой одежды. Каждодневная, непереносимая жара сбили меня с «панталыку» (как часто говорила моя мать) и я забыл, что в горах ночью бывает холодно, даже если днем стояла дикая жара. Делать нечего, надо как-то выходить из положения. Тем более, что освещение на дороге, кончилось. Чтобы меня не заметили с проезжающих по дороге автомобилей - Палестина все таки, кругом арабы, - я завел велосипед за огромный валун. Расчистил площадку от крупных камней, достал все, что у меня было из одежды и «сварганил» себе что-то вроде спальника из двух большущих полиэтиленовых мешков, проделав в одном дырку для головы. Скорпионы и гады ночью для людей не страшны, а шакалы побояться подойти потому, что недалеко располагалось какое-то селение — по видимому арабское, - и было хорошо слышно, как там лаяли собаки. Я порядком устал и сильно хотел спать, поэтому почти мгновенно уснул...
Часть пятая.
Проснулся я от того, что мне стало холодно. Да, да, представьте себе, от того что я почти дрожал от холода. В это трудно было поверить, когда еще днем было под сорок, а может больше, и я, просто, уверен, что сегодня днем будет не меньше. С улыбкой вспомнились вентиляторы. Одежда моя местами намокла от конденсата, который образовался на внутренней поверхности полиэтиленовой пленки, моего самодельного «спального мешка». Пытаться снова заснуть было просто — не реально. Делать нечего, надо вставать, тем более, что уже почти проклюнулся рассвет. Было еще не утро, но небо заметно посветлело. Быстро перекусив «сухим пайком» (днем будет не когда, не где, да и не охота - жарко), запив минералкой прямо из бутылки, я собрался и медленно, и тихо покатил, под уклон, по совершенно пустынной дороге.
По обеим сторонам, дороги,«как мертвые с косами», стояли горы. Их темные силуэты навевали какое-то беспокойство и даже жуть. Было, как-то необычайно тихо и это, почету-то, вызывало тревогу. Чтобы отвлечься, я начал думать о предстоящем маршруте: как мне сначала попасть в Кумран, Мертвое море, потом в Иерихон, и потом повернуть к Иордану, в то место где и, на самом деле, крестился Христос. Это меня отвлекло и я незаметно, для себя, проехал километров 10. Ехать было необычайно легко: все время на тормозах и от этого начали возникать «смутные сомненья» - почему так? И, тут, меня пронзила одна догадка: долина Мертвого моря располагается почти на 700 метров ниже уровня моря и, если я нахожусь в горах на уровне чуть более одного километра, то мне за оставшиеся 20 км., придется спуститься почти на полтора километра. С одной стороны это очень даже хорошо — удобно, - но как потом возвращаться? Перспектива возвращения, когда надо будет все время идти в гору, с велосипедом в руках — меня сильно огорчила. Однако, - Ялла!
Примерно через час, я стоял у моста Абдала, через реку Иордан (взорванного во время последней арабо-израильской войны), на израильско-иорданской границе, которую, к моему удивлению, никто не охранял: пограничников нигде не было видно. Справа - Мертвое море, слева - дорога вдоль границы с Иорданией, к морю Галилейскому (озеру Кинерет), а на обочине дороги стоял верстовой столб с отметкой «100 км.» (от Тель-Авива).
Двигаясь по дороге вдоль Мертвого моря, я не заметил и проскочил указатель поворота на Кумран, известный тем, что там, относительно недавно, в оной из пещер, нашли самую древнюю Тору («Свитки Мертвого моря»), по нашему, - Ветхий завет. Я уже был готов повернуть назад, но впереди показался армейский блок-пост: а, что если спросить дорогу у вояк. Не доезжая несколько сот метров до блок-поста, я увидел копошащихся у дороги двух арабских подростков, которые, заметив меня, как мне показалось, чего-то сильно испугались. Не обращая на них внимания, я быстро проскочил мимо и остановился у шлагбаума. Тут же, не понятно откуда, ко мне подошел один военный, второй стоял на вышке. Я ему быстро обьяснил в чем моя «беда», на что тот ответил, что
ничего тут не знает, потому, что сам здесь совсем недавно и до этого тут никогда не был. - А второй? Но второй, тот, что на вышке, только отрицательно замахал руками. Странно. Тогда я достал карту и попросил его показать — Эфо анахну?, эфо ани? (где мы?, где я?)? Вояка взял карту и деловито, и основательно стал её рассматривать. Время шло, а он лишь сопел и поворачивался то туда, то сюда и, молча, смотрел в карту. Наконец я не выдержал и заглянул ему через плечо..., и чуть громко, вслух не расхохотался. Он держал карту к верху ногами. - Окей, сказал я и поехал в обратную сторону. Мне было известно, что у них в Израиле утилитарное образование, как в США: только читать, считать и знания касающиеся профессии. Но, это уж слишком. Отъехав от КПП, мне снова встретились те же подростки, которые сидели, у дороги, на корточках и внимательно, и мрачно смотрели на меня. Ждут, что я их поприветствую: подумал я. А, «накась выкуси»!, слишком молоды! Я сильно прибавил скорости, слыша сзади самые страшные арабские ругательства и звук падающих на асфальт, не долетавших, к моему удовольствию, до меня камней.
Прилично отъехав, я заметил большую дыру в заборе, который всплошную тянулся вдоль дороги, отделяя её от моря. Ну, как это: быть рядом и не искупаться? Однако, здесь меня ждало несколько неприятностей. Первая заключалась в том, что весь берег и дно было сильно заиленными и мне пришлось пробираться к воде утопая по щиколотку, а порой и выше, в серой мутной жиже, которую тысячелетиями приносила сюда река. А главное потом надо было как-то выходить, не запачкавшись, обратно. Само купание мне тоже не принесло желаемого удовольствия. Вода была теплая как в ванне, а хотелось бы похолодней. Удобнее всего было плыть на спине, нырять совершенно невозможно и, даже, невозможно стоять в воде, если воды более, чем по пояс, тебя тут же опрокидывало и выбрасывало на поверхность, как полено. Словом, я побыл в «шкуре» Буратино. Осторожно выбравшись на берег, и поняв, что смыть эту соленую липкую дрянь не чем (питьевую воду было жалко), отплевался и вытерся полотенцем.
Однажды, в горах (Приэльбрусье), в Северном приюте под перевалом Донгуз-Орун, когда мы — несколько групп — трое суток пережидали непогоду. Один турист из Новосибирска, на третьи сутки, сказал: - Чем хуже — тем лучше! В смысле - запомнится.
Я нашел Кумран, но музей почему-то был закрыт и мне пришлось вернуться к мосту Абдалы. А, что делать, видимо, «пруха» кончилась.
Пополнив, в придорожном кафе, продовольственные запасы, - а главное воды и даже купив две банки пива (в арабском заведении это просто «нонсенс»), мой путь лежал строго на север: к месту крещения Иисуса.
Там я, в душе, очень надеялся искупаться в Иордане. Мне доводилось быть на Иордане зимой, на Крещение, но тогда окунуться я не не решился, было очень дождливо и холодно. Но, и здесь, меня тоже ждала «непруха». К реке меня не пустили пограничники. Здесь они почему-то были и, скажем так, «не совсем вежливо попросили» меня побыстрее удалиться. Видимо сегодня я наказан за то, что тогда не использовал, представившуюся мне возможность Ему довериться, поверить. Что ж, поделом! Осталось последнее — Иерихон.
Продолжение следует.