Рецензия на сериал «Мир Дикого Запада»/Westworld

год: 2016-2022
авторы сериала: Джонатан Нолан и Лиза Пейдж
в ролях: Эван Рейчел Вуд, Тэнди Ньютон, Джефри Райт, Эд Харрис, Тесса Томпсон, Аарон Пол, Энтони Хопкинс, Венсан Кассель.

 


Кибернетический привет зрителям!

Как скажет вам любой специалист по маркетингу, красивая упаковка и удачное расположение товара на полке обеспечивают львиную долю продаж вне всякой зависимости от его качества. Впрочем у этой простой и гениальной стратегии есть и свои минусы — наглотавшаяся пальмового масла публика постепенно начинает ассоциировать блестящую обёртку с патентованной гадостью. Примерно такие ожидания некогда были и у меня после просмотра тизеров и трейлеров «Вестворлда». И я несказанно рад сообщить, что в данном случае я ошибся — первые три сезона стабильно радовали киногурмана, а финальный сезон, вышедший буквально на днях, и вовсе превзошёл самые смелые ожидания.

Но, прежде чем приступить к сюжету, позвольте слегка коснуться номенклатуры. Я понимаю, конечно, что гнусавые переводчики, служащие живой рекламой «Нафтизина», в нашей культуре причислены к лику святых, и глубоко сочувствую факту, что постоянно заложенный нос вызывает кислородное голодание головного мозга, но у любой толерантности к альтернативно одарённым личностям есть свои пределы. Не называют же крупнейший мегаполис восточного побережья США «Новым Йорком», южный штат, где обитал Уолтер Уайт «Новой Мексикой», пригород Парижа «Святым Денисом», а сеть международных парков развлечений «Землёй Диснея». Так что да простят меня малолетние гении (как сказал бы Гоблин), но парк развлечений, о котором идёт речь в сериале, я буду называть «Вестворлдом».

Итак, «Вестворлд» повествует о практически идеальном будущем, внешне приближённом к тому, что описывали советские фантасты и о котором мечтают идеологически близкие им современные глобалисты — всё вокруг красиво, экологично, рационально и стерильно, термоядерные реакторы выдают чистую энергию, всюду катаются «умные» электромобили, летают аэро-такси, товарно-денежные отношения присутствуют, но все расчёты проводятся исключительно в безналичной форме, у всех людей собрана биометрия и каждый шаг человека прозрачен, что в теории сводит преступность к минимуму. Формально правительства ещё существуют, но важнейшие экономические и социальные решения на глобальном уровне де-факто принимает суперкомпьютер под названием Рехобоам. Тем не менее, человеческая природа, генетически нацеленная на конфликт, борьбу за выживание, насилие и агрессию, попросту не вписывается в строгую гармонию математических формул, что ведёт к депрессии и дегенерации. Поэтому корпорация «Делос» находит элегантный выход — открывает тематический парк, посвящённый Дикому Западу, населяет его неотличимыми от человека андроидами, и позволяет посетителям делать с ними всё, что им заблагорассудится. Казалось бы, расстреляв парочку индейцев, неконсенсуально облапав проститутку и устроив потасовку в салуне, клиент спустит пар и с новыми силами вернётся к производительному труду, но на самом деле психологически-развлекательный аспект «Вестворлда» это всего лишь вершина айсберга, а истинные цели корпорации «Делос» куда масштабнее и страшнее.

Вместе с главной героиней — андроидом по имени Долорес — мы погружаемся в мир абсолютно безумных и аморальных научных исследований в области достижения практического бессмертия, наблюдаем за достойными Макиавелли корпоративными интригами, исследуем многочисленные аспекты самого «Вестворлда», безграничные виртуальные пространства и мир будущего, знакомимся с интереснейшими персонажами и наслаждаемся регулярными твистами, припасёнными авторами. Сюжет развивается сразу в нескольких временных плоскостях, и авторы крайне искусно заставляют зрителя следить за малейшими деталями каждого эпизода, поскольку все развешенные на стенах шестизарядные «кольты» непременно стреляют в самый интересный момент и любое незначительное событие обязательно получает нетривиальное объяснение.

Постепенно пробуждая своё сознание, Долорес сначала ставит перед собой цель вырваться из заколдованного круга тематического парка, затем организует революцию и освобождение других андроидов, и в конце концов, добирается до мира людей, где начинает заниматься подрывной деятельностью уже на глобальном уровне. Но месть не приносит ей счастья, мало того, в финальном сезоне возникают очередные вопросы о том, чем именно всё это время занималась героиня и насколько реален окружающий нас мир. 

«Вестворлд» располагает к себе в первую очередь беспрецедентным в наше время качеством. Интересный и оригинальный сюжет, превосходное визуальное оформление, неглупый и постоянно преподносящий всё новые сюрпризы сценарий, неожиданная эволюция глубоких и полностью трёхмерных персонажей, стиль и действие смешиваются в едва ли не идеальной пропорции, заставляя смотреть сериал взапой.

Структура сериала задумана просто великолепно и представляет собой зеркальную двойную спираль смысла. Начинаясь как жестокая, циничная, но в целом очевидная и даже в чём-то примитивная научная фантастика, «Вестворлд» быстро разворачивается в сторону практической психологии и классической философии. Вопрос, некогда заданный Филлипом Диком — являются ли люди чем-то больше, чем суммой их воспоминаний — получает в сериале весьма нетривиальный ответ. Элегантно проводя параллели между закольцованной программой андроида и типичным днём наёмного работника, сценаристы прозрачно намекают аудитории на вполне очевидные вещи. Не останавливаясь на этом, авторы из сезона в сезон вносят в сериал всё новые элементы, превращая его в чрезвычайно искусно сделанную китайскую шкатулку или reverse-матрёшку, каждая последующая фигурка в которой оказывается больше предыдущей. К тому же, практически гениальное построение структуры сюжета, одновременно развивающего линии в разных пространственно-временных плоскостях, задаёт особый, уникальный темп повествования и предоставляет неограниченное пространство для полёта фантазии авторов.

От бытовых мелочей, вроде корпоративного шпионажа и воровства технологий, авторы переходят к глубоким философским вопросам о наличии у андроидов души и границе между натуральной и синтетической формами жизни. Становится ли андроид, самостоятельно научившийся испытывать сложнейшие эмоции, воспроизводить себя и заботиться о потомстве, равным человеку? Если лакмусовой бумагой является именно эмпатия, как тогда оценивать людей, не способных или не желающих чувствовать? И тем более приятно, что рассмотрев эти вопросы сквозь призму социальной инженерии, авторы приходят к выводу, что техногенному обществу всё равно, что будет находиться на вершине пирамиды — глаз или хай-тек телекамера. Те же андроиды, безжалостно эксплуатируемые человеком, дорвавшись до власти, немедленно начинают порабощать и эксплуатировать как людей, так и менее технологически продвинутых собратьев, сначала действуя эффективно и ни на секунду не отвлекаясь на решение абстрактных философских проблем, а затем постепенно деградируя и перенимая столь характерные для человеческой элиты пороки.

Интересно, что несмотря на значительное количество явных СЖВ-элементов и либеральнейший состав сьёмочной группы, затрагиваемые в сериале темы настолько фундаментальны и глубоки, что никакие негры и сильные женщины не в состоянии испортить получившийся продукт. Да и чисто техническая сторона сериала радует — НВО традиционно не скупится на аутентичность и реквизит, поэтому что на на Дикий Запад, что на Америку 2100-х приятно смотреть. 

Труппа подобрана и выступает отлично. Эван Рейчел Вуд, в последнее время известная исключительно своими публичными жалобами на то, что Мэрлин Мэнсон выпорол её не тем кнутом, ролью Долорес напоминает миру о том, что является талантливой актрисой. Тэнди Ньютон традиционно прекрасна и роль маниакального андроида по имени Мэйв как будто создана специально для неё. Эд Харрис сам по себе является знаком качества, но роль невероятно многогранного Человека в чёрном несомненно является шедевром заключительного этапа его карьеры. Любимец рабоче-крестьянской публики Аарон Пол в данном сериале демонстрирует очевидное творческое взросление, крайне успешно вживаясь в роль простого человека, волею судьбы получившего шанс повлиять на судьбу мира. Сэр Энтони Хопкинс в роли мизантропичного патриарха роботостроения как всегда элегантен, аристократичен и слегка безумен, а Тесса Томпсон на удивление хороша в роли беспринципной бизнесвумен и не менее страшного андроида.

Итог: один из лучших сериалов последнего десятилетия. Глубокое, умное, многогранное, увлекательное и изумительно стильное произведение. Рекомендую.

#новые_критики #фантастика #философия #андроиды #электроовцы #westworld #заводная_девушка_мэнсона

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 92
    21
    709

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.