Зелёное яблоко (пьеса) ч.1

моей маме посвящается


Действующие лица:

Роджер (Сид) Баррет, 30 лет - в прошлом музыкант, ныне художник, живущий с матерью в пригороде Кэмбриджа
Мисс Баррет - мать Сида
Ребекка, 28 лет - младшая сестра Сида
Джек, 34 года - муж Ребекки
Мариша, 28 лет - бывшая девушка Сида
Роджер Вотерс, 30 лет - друг юности Сида, игравший с ним в группе, ныне преуспевающий музыкант
А - загадочный господин


Пояснение: сцены должны сопровождаться ненавязчивыми фонограммами звуков природы(шелест листьев, шум дождя, ветра, лай собаки), города(шум транспорта, шум толпы), фонограммами песен:
North Star (R.Fripp «Exposure», 1979), Аt seventeen(Janis Ian), живым исполнением песен: Wouldn’t You Miss Me (S.Barrett – версия из альбома «Opel»,1970) и Wish you were here (альбом «Wish you were here», 1975)

 


НОЧЬ

Мисс Баррет вошла в комнату и погасила ночник.
   - Роджер, снова ты уснул в кресле. Она убрала книгу с его колен и, загнув страницу, положила на тумбочку рядом с кроватью. Аккуратно коснулась его руки: Ляг на кровать. Роджер открыл глаза и, посмотрев на неё с упрёком, побрёл к постели. Она подошла к окну. За окном начинало светлеть, погода была пасмурной, небо затянуто серыми облаками.
   - Хоть бы не было дождя – она приоткрыла форточку и глубоко вдохнула. Лёгкий ветер покачивал листья в саду.

УТРО

   - Доброе утро. Как спалось? – она стояла у раковины и мыла посуду. Постояв немного в дверях, он прошёл в кухню. Бла, бла, бла, – еле слышно проворчал он, поправляя под собой табурет.
   - С днём рождения!? Хотела побыть с тобой, но ты же знаешь, - сейчас ярмарка и в магазине меня вряд ли поймут, думаю что к обеду освобожусь… от Ребекки давно ничего не слышно, интересно как они там? Он сидел, молча уставившись в пол, приглаживая волосы на затылке.
   - Что будешь делать? – оторвавшись от раковины, она подошла к плите, и приоткрыв крышку кастрюли, обернулась к нему. Он смотрел в окно. Подошла и обняла его, робко журя(добродушно): Джерри, сынок... (Про себя): Может Бэкки приедет. Ты не соскучился?
   - Мам, да всё нормально - тихо ответил он. Медленно встав, он подо  шёл к окну и опёрся руками о подоконник: даже не знаю (вспомнив последний вопрос).
   - Завтрак готов!
   - Ты же знаешь, я по утрам не ем – он потёр краешком рукава запотевшее окно, и рассеяно посмотрев по сторонам, пошёл в свою комнату. Надо бы в саду убрать. (Было слышно, как он снова лёг в кровать).
   - Чем собираешься заняться?
   - Не знаю. Может порисую.

ЯБЛОКО

       Прошло уже несколько часов, как мисс Баррет ушла. В доме было тихо. Роджер сидел у мольберта. Сегодня он ничего не писал, просто молча смотрел на неоконченную работу – яблоко, лежащее на краю подоконника в лучах осеннего солнца льющихся сквозь виноградные листья.
       Он прошёл в кухню и налил кофе. Взял кружку и подошёл к окну. Дождь прошёл, но небо осталось серым. Подкурил и вышел в сад. В последние годы он проводил здесь всё больше времени. Он посмотрел в глубину сада, - под опавшими листьями виднелись его цветы.Сегодня ему исполнилось тридцать.

ПРАЗДНИЧНЫЙ УЖИН

       Роджер сидел в открытых дверях веранды и курил, Мариша, выходя следом, натолкнулась на него и он выронил сигарету:
   - Ой, вот ты где. (Тебя там все потеряли). Есть сигарета?
   - Да. Только давай выйдем в сад?
   - Давай.
Подкурив ей и себе, он опёрся о стену, помолчав немного(удивлённо)
   - Странная встреча, да?
   - Да...неожиданная.Я сначала тебя не узнала...
   - Ты к родителям?
   - Да…приехала вещи забрать.
   - А…(пауза, не знает, что сказать).
   - Ка;к ты?
   - Нормально(простодушно, кивнув сам себе). А ты; как?
   - Тоже нормально.
   - За;мужем?
   - Собираюсь. Ещё не уверена. Думаю сначала учёбу закончить, я же снова вернулась в колледж. В этом году то;чно закончу(смеётся). Остался последний семестр и диплом. А что у тебя? Как там твоя музыка? Играешь?
   - Да как-то мало в последнее время...рисую.
  - Класс. 
  - Я рад, что мы встретились, что ты прошла мимо…
   - А как тЫ меня узнал?
  - Я же художник(с лёгкой иронией). А ты помнишь... тот день на пляже, в сентябре?
   - Да. Был клссный день. Ты потом ещё песню написал… про иву.
   - Пустой пляж. В воскресенье!!(недоумевая) – тоже какое-то чудо.
   - Да…
   - Ты за несколько минут раздобыла целую охапку хвороста… а я весь  берег обошёл...
   -  и вернулся с одной корягой(улыбается).
  - Ты тогда кашляла, - целовал тебя, а сам думал…тоже заболею…ну и плевать. Шоколад…(смотрит на неё) – плавил на твоих губах. (пауза), а потом лежал на холодном песке и ты целовала мне спину… ничего приятней я в жизни не испытывал.
     Она спокойно улыбается и качается в задумчивости как ребёнок.
Молчание.
   - Знаешь, мне кажется лучшие дни позади.
   - Не думай об этом... Сегодня праздник! - не грузись.
Из открытого окна доносились неумелые звуки гитары…Джек(балагуря): сейчас, сейчас. Надо немного подстроить…ага, вот! Да не подбивайте же(смеясь)).
     Они стали прислушиваться, переглянулись. Она слегка хлопнула его по плечу и по-дружески просто:
   - Пойдём в дом. Холодно.
У дверей он остановился и пропустил её под своей рукой.
   - Нет, не холодно...
     Они вошли в дом.
Джек: … может споёшь? Джеронимо, признавайся, сколько лет ты не держал её в руках?
Роджер посмотрел на него спокойным сдержанным взглядом.
Мисс Баррет: Почему же… он играет иногда, в мастерской(уточняя), и мне иногда поёт.
Мариша: Может правда, что-нибудь споёшь? (Совместив в голосе требование и шутку и медленно в такт своих слов толкнула его плечом) Ну же давай!
Джек: не отвертишься, девушка просит (и протянул гитару через стол) Давааай!
     Неловким жестом он взял гитару и поставил (словно по памяти) какой-то аккорд. Резко поднял голову и неловко улыбаясь, посмотрел на всех, и начал перебирать аккорды.
Мариша: про иву!!!
Сид: не знаю…Окидывая беглым взглядом собравшихся, он поймал взгляд сестры, пристальный, простой и внимательный, и на секунду замерев, подмигнул ей.) И начал петь:

О, где ты теперь, малышка Ива,
Что смеялась над жизнью?
Когда я остался один
Ты вынула камень из сердца

На лету…
Головой
я коснулся земли,
я почти пропал

теребя песок…

Пожалуйса,
Пожалуйста, ну махни рукой
Я один здесь, совсем один
Неужели…
уже ль ты не будешь обо мне тосковать?

     Начиная второй куплет, он забыл следующий аккорд, и не останавливаясь пел её на одном аккорде (G), (I was half the way… down – аккорд С и далее по гармонии), он не смотрел на окружающих, а куда-то на скатерть, последний куплет он пел всё тише: уже ль ты не будешь по мне тосковать?
     Несколько долгих секунд все молчали. Сид поднял голову, вскользь посмотрел на окружающих.
Джек(зевая, шутливым тоном): Ну вот. Вечно ты печали нагонишь.
Мариша(мило): А мне понравилось, хорошая песня, и ты всё также душевно поёшь.
Мисс Баррет: Мне тоже, - скромно сказала мама, наполняя графин.Только почему такая грустная?…
Сид(ненавязчиво): Мам, это ста;рая песня.
     Потом завязался какой-то обычный разговор, Джек начал рассказывать, где и как они живут, что прошлой осенью выкопал и залил фундамент под гараж и мастерскую, а за лето, работая с другом по выходным, возвёл стены, что из-за дождей не успел залить крышу, и не известно успеет ли до снега. Что дочка через год пойдёт в школу.
Во время этой беседы Сид незаметно вышел покурить и следом за ним - сестра. Присев сзади у стены на небольшую скамейку (они очень давно не разговаривали).
   - Привет.
  - А…(обернувшись, с наигранной шутливостью старшего брата) Бэкки!
   - Прохладно(накидывает на него старую кожаную куртку). Как дела? Ты не грустный?
   - Нет.
   - Извини я вам не писала… Лиза всю весну проболела… и приехать не получилось, (хотя может и стоило, - у вас теплее). Джек взялся строить гараж, много денег уходило… да и не оставишь его, сам знаешь.
   - Прошлой весной я… (мама, наверное, писала), стал иногда ходить с ней в церковь… мне кажется хорошо, что мои ноги туда пришли…Ты по;мнишь, наверное? - я долгое время, не мог слушать музыку. Однажды шёл на мессу и попал под дождь, забежал под козырёк школьной крыши, и стоял там, - шёл урок, окно было приоткрыто и оттуда звучала музыка, удивительно красивая музыка, (вздох) это не объяснить…(Пауза. Возвращаясь к повествовательному тону): Потом… я купил проигрыватель, пластинки... много нового для себя открыл. А недавно мне попалась одна книга…там… для начинающих в церкви рассказываются в общих чертах, ну как бы основы… И там буквально в пол страницы, рассказывалось про Адама и Еву. Их история. Мне стало так интересно!.. Я даже пьесу хотел написать или какой-то рассказ о них. А ведь правда… что именно они сделали? Там пишут(и все привыкли к этому)«съели плод с дерева добра и зла», - но что это значит? И почему именно Ева первая подда;лась, и сколько им было лет и сколько длилось с ними всё это?... (Пауза. Тихо): И что мы получили?… только запутались. И мы почти бессильны против всего этого. (Пауза)Сегодня днём на улице встретил такого странного челове;ка!…
     Он пересел и переложил куртку ей на плечи.
   - Мне не холодно(опережая её возражение). Извини, - разговорился. Просто много думаю об этом...(самоироничный взмах рукой)
А как она сейча;с? Почему не взяли её?
   - Поехала с родителями Джека в Европу, погреться на солнышке, ей сейчас полезно, да и наверное жутко интересно, - мы с тобой(говоря об их детстве)о таком и не мечтали!
   - Детям везде хорошо. Жалко, что не увиделись. Приезжайте на Новый год, поучу её рисовать. Чем увлекается?
   - Любит стро;ить(мечтательно, мгновенно увлекаясь)…. из всего, что попадётся под руку… весной начала строить в саду маленький город …теперь там целый мегаполис!
   - Вся в Джека?
   - (Кивает), - но сказку про город прочитала я - «Волшебника». (Переглядываются, улыбаясь друг другу). Как вы; тут?
  - Нормально. Почти не ругаемся. Мама редко меня о чём-то просит… дом я убираю, за садом присматриваю. Но вообще… не люблю день. От того что не хожу на работу внутри постоянное неудобство перед мамой и соседями. Все постоянно находят себе какие-то занятия, - я стара;юсь участвовать в этом, но если честно, мне кажется, это какая-то мания. Мне даже кажется, что из-за этого мы и не понимаем друг друга. Иногда я просто ухожу пораньше и гуляю по округе, чтобы не думать об этом. А к вечеру всё становится нормально, - она вяжет или отдыхает, - я у себя, - пишу или просто сижу, слушаю музыку. Кстати, это неправда, что я не играю, бывает, даже получается сочинять. Просто раньше это казалось чем-то волшебным и важным, а сейчас… чаще всего неуместным...(тушит окурок).
   - А вы; как?.. Ла;дите?
   - (Кивает). Когда Джек устроился в компанию, стало намного легче. Не беру дополнительных часов в чужих классах, (гордо): теперь у меня один свой! Оживляясь: Знаешь, снова стало интересно работать. И денег хватает… вот отправили Лизу на отдых. И он при деле. На работе его ценят. (Подводя итог): Я рада и вполне счастлива…(снова переключаясь на него): как ты? Мама говорит, ты успокоился.
   - Не охота говорить об этом.(Отмахиваясь): Если честно…всё это никуда не исчезло, просто, как будто осело (неглубоко), я иногда даже чувствую это всё… где-то совсем рядом, особенно когда один. Не могу сказать, что сожалею...что всё так получилось...Интересно почему?… (Полуминутная тишина) Не успокоился. Но иногда стали появляться хорошие дни. Такие как этот. (Встаёт). Пойдём?
Идут в дом. Обнимая её(журит по-братски).
На сцене плавно гаснет свет.


ВСТРЕЧА(на заднем фоне шум улицы, проезжающих машин)

      Сид остановился, постояв немного в растерянности, прикурил. Устало посмотрел по сторонам и наверх - небо прояснилось.
А: Простите, молодой человек, у вас не найдётся сигареты?
     Перед ним стоял пожилой мужчина, в старой выцветшей панаме и изрядно поношенном песочном пиджаке с торчавшей из-за пазухи, свёрнутой в трубочку газетой. Левой рукой он придерживал на груди небольшую пепельного окраса кошку, а в правой - на поводке - беспородного рыжего пса. Костюм казался удивительно старым (словно ещё довоенного покроя), но был в меру опрятен, как впрочем, и его странный хозяин.
Сид: Да, конечно, сэр - и достав сигарету, подал её незнакомцу - тот в свою очередь как то по-свойски (неуклюже придерживая кота) благодарственно приподнял панаму. Видя его беспомощность, Сид достал зажигалку.
А: Пожалуй, я позже (поясняя поворотами головы, указав на своих спутников, положил сигарету в нагрудный карман. С некоторой долей неудобства, словно имея желание завести разговор, но, не зная, с чего начать, он, окинув взглядом улицу, деревья, благодатно вздыхая): Какой сегодня день! (Сид кивнул и ответил ему вежливым, неловким взглядом).
А: Небо стало совсем ясным, удивительно! – наверное, это последний красивый жест уходящей осени. Потом отвёл взгляд в сторону, словно вспомнив что-то важное, но с той же простодушной интонацией: Надеюсь не обидеть вас своей просьбой... не найдётся ли у вас немного монет? - сколько будет не жаль.
Сид: извините, сэр, но у меня с собой ни пенса...случайно здесь оказался и не планировал…
А: Да? Ну и…ладно - последовал тот же простодушный тон. Два года назад умерла супруга и теперь иногда, когда становится тоскливо - я выпиваю. Я на пенсии, но, к сожаленью, до получения ещё 4 дня, - вот и решил попросить у кого-нибудь из прохожих на бутылочку по;ртэ. Недолго помолчав: Она(указывая на кошку) осталась от супруги, а его(указывая на пса) обнаружил весной под дверью – мои друзья! Простите(со стариковским добродушием), мне кажется, или вы грустны?(глядя ему в лицо, ловя его глаза). Чем-то расстроены?
Сид: Просто не выспался, поздно лёг…
А: А вы знаете!…(словно зная о чём говорит) мне кажется, у вас всё будет хорошо.
       Сид посмотрел с лёгкой застенчивой усмешкой, будто сейчас спросит: откуда вам знать?
А(опережая): У вас добрые глаза. Не сто;ит. Посмотрите, какой сегодня день!
Сид(негромко, к слову): мой день рожденья…
А: О…поздравляю, сэр! Если бы у меня было что выпить, я бы с радостью вас пригласил! Сколько же?...
Сид: (опережая, простодушно) Тридцать.
А: Прекрасный возраст, впереди целая жизнь! Знаете, с высоты прожитых дней, желаю вам прежде всего научиться ценить, то что у вас есть, особенно близких (начал поучительно, а «особенно близких» произнёс с глазами полными грусти и воспоминаний)...ну и повеселиться в их кругу!
Сид(кивнув): Спасибо.
А: Ну нам пора(посмотрев на своих питомцев) и поворачиваясь уйти, на ходу прощаясь, почтительно коснулся рукой панамы.
Сид: (приободряясь и как-то по-юношески) До свиданья, сэр.
А(сделав несколько шагов в сторону пешеходного перехода, сквозь появившийся вновь шум машин и улицы, повернувшись из этого шума (словно вспомнив, наконец): День ангела…

 

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 71

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют