IngvarKort Конунг Инг 03.08.22 в 14:45

«Били канделябром, били сапогом...» О Яхиной и очередной премии

Нет с Яхиной все нормально. Закрепилась в Москве и благодаря верткому уму никаких заявлений не делает, особо не высовывается, за границу сплавиться не намерена. Там жить не на что... Тема Сталина уже неинтересна. А остальные темы Яхиной и тем более — кто б в Бельгии татарина от русского отличит, если все на русском говорят?

Но истинный талант в лице Яхиной даром время не теряет — буковку к буковке лепит. Потому что знает, ее опять на премию выдвинут. А это неплохой бонус — полтора миллиона. Надо стараться.

И все прошло как по маслу — опять она попала в короткий лист Большой книги. В декабре будем поздравлять. Ныне с книгой «Эшелон на Самарканд».

И я бы не стал о ней, Яхиной, писать, если бы не восторженный пост некоей дамы-библиофила. Которая обливается слезами и рыдая, объясняет своим читателям, что вот, вот — это настоящее.

Ну что ж, видно это — настоящее чтиво — у всех разное. Как известно, самый популярный у нас автор — Донцова. Но ей почему-то премии за «большую литературу» ни разу не дали. И надо сказать, что ранняя Донцова (книги, которые писала она сама) были поизящнее Яхиной. Хоть каноны соблюдены.

Впрочем, всем известно, что в настоящей литературе должно быть триединство — основная мысль, заложенная в книгу, как фундамент, достоверность изложения — то есть правда жизни и грамотное пользование русским языком.

Члены жюри об этом, наверно, не догадываются. Или забывают.

Про мысль — не скажу. Так и не понял. Большевики вывозят 500 детей из Казани в хлебный город Самарканд. Поездом. Это — реальный факт.

Затем идут фантазии в стиле — «Гузель творит». Ну как Агафья Тихоновна в «Женитьбе» — «если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича».

Любит Гузелька и красок подбавить. Для красоты картины.

«Вблизи, однако, приемник походил не на дворец, а на осажденную крепость. Подвальные окна его были заколочены досками — наглухо, местами в два слоя. Здание глядело сурово и неприступно, словно вокруг еще бушевала Гражданская война. От кого же оборонялись засевшие внутри? Неужели от осаждающих учреждение детей?

А они валялись повсюду — на гранитной входной лестнице, на расстеленных вдоль стен газетах — дюжина или полторы маленьких грязных тел, укутанных в тряпье по самые брови и лениво-неподвижных под дождем. Деев наблюдал подобную картину не раз, но никогда не задумывался: отчего же дети лежат снаружи приемника, а не внутри?»

Это ж какое надо воображение иметь? Хотя, после «желтых клыков Сталина» и груды персидских ковров у него на кровати карельской березы — сказать что-то сложно. Ну хотя бы Пантелеева почитать, или Макаренко. Как отлавливали беспризорников, ибо сами они в детприемники ну никак не желали идти..

Потом фантазии идут еще круче. На 500 (!) детей Яхина выделила несколько человек.

«Начальник поезда Деев, комиссар Белая, фельдшер, поварёнок и несколько женщин-сестёр — вот и вся команда, на чьи плечи легла задача спасти 500 детей.»

Пардон, мадам Яхина, а у вас личные дети есть? Хотя бы один?

Но, впрочем, это не для Яхиной — там простор фантазии. Произведение-то «художественное». Какие реалии? Врать надо.

Меня особенно впечатлило ее «хождение в архивы». Дескать, все подтверждено... Ну хоть бы в Интернет заглянула.

Вот, например.. возмущается директор детприемника:

«Рубль в неделю на ребенка — где это видано? Чем я накормлю его на рубль? Мельничной пылью?»

Откуда взяла эти цифры Яхина? Из своего больного мозга? К тому же, рубль стал ходить только в конце 23 года (речь же идет об октябре). Во-вторых, Дзержинский декретом выделял на беспризорных детей детские карточки на получение обеда из двух блюд, кроме того — 30 хлебных и 30 продуктовых талонов в месяц.

А еще в Казани и Самаре работали офисы АРА. Международные. Которые пересылали продукты и одежду из Америки.

К концу 1921 года помощь АРА получали 565 тысяч детей — в Самарской, Казанской, Саратовской и других губерниях. На постоянной основе.

Впрочем, читать на эту тему надо книги Макаренко. Там — правда.

Здесь густопсовое вранье. Фирменное — яхинское.

Но меня, честно говоря, даже не особо волнуют ее больные фантазии, сколько НЕВЛАДЕНИЕ русским языком. Абсолютно. Бред смешанный с невежеством.

«Деев наблюдал стремительный ход ее квадратных башмаков и думал о том, что ПОД НИМИ непременно должны скрываться маленькие и узкие ступни.»

Это про комиссаршу Белую. Занятное такое описание. Идет барышня, ступает узкими ступнями, а башмаки у нее к ним веревочками привязаны. Или гвоздиками прибиты... Ну что ж — Гражданская война.. И в голове писательницы — тоже... Хроническая...

Вот, например, вы знаете, что такое гоголь-моголь? Я вот раньше думал, что знаю... Ан нет...

«Дети накормлены густым киселем из отрубей с яблоками. Лежачим был дан гоголь-моголь — пара глотков молока, взбитого с яйцом и щепоткой муки каждому.»

А впрочем, не все ли равно, что для киселя нужен крахмал, а для гоголя-моголя — сахар? Писательнице так захотелось.

Теперь возьму на вооружение. Буду писать, как Иван Грозный вкушал УХУ из рябчиков и молодой крапивы, а медовуху из кваса.

Надо сказать, что Яхина не там себя ищет — не в большой литературе. Ей бы в фантасты пойти (простите меня, фантасты).

Вот хороша сцена, как дополнительное питание чекисты прислали.

«Дерево, срубленное под самый корень, вез автомобиль: ствол придерживали сидящие в кузове солдаты, а крона волоклась по земле.

— Собрать не успели, так привезли, — извинился Баранья Башка, выпрыгивая из авто. —

Не находя слов от изумления, Деев указал рукой на полевую кухню — и солдаты лихо взметнули яблоню на крышу, чем-то привязали: кухонька почти исчезла под сенью могучего растения.»

Вот вам придет в голову такое? Мне — нет... Хотя я, конечно, развил бы тему. Типа, дополнительно привезли кусок болотины с черникой — вот вам дети — и ягоды. И тоже так лихо бы — на крышу вагона поместили...

Впрочем, у писательницы есть и излюбленное — творчески взлелеянное. Любовь к красивому и непонятному. К канделябрам.

«Смотрелась ванна в окружении пустых книжных полок и почерневших канделябров нелепо. Поморщился Деев, но вагон взял. Гобелены велел содрать к чертовой матери, канделябры — сбить.»

Ну а что? Ну не знает она, что канделябрами били карточных мошенников, не отрывая их (канделябры) от стен, а попросту рядом хватая — стояли подлецы канделябры и освещали весь этот разврат.. И я понимаю, почему не знала — непорочная девушка потому что.. Нет висячих канделябров. Да и не было...

Тема канделябров и убранство вагонов волнует писательницу всерьез — до печенок. А впрочем — почему нет? Дети — это так.. для отвода глаз. Ну есть и есть.. А не будут — и что делать..

А канделябры — это вечное.. Вот опять любуется:

«Не купе, а будуар в доме терпимости! На стенах — цветы. На обивке диванной — опять цветы. На потолке и то целая лужайка распустилась. Канделябры из стен узорчатые. Столик для письма лаковый. Занавески бархатные, в густой бахроме»

Можно написать еще три тома яхинских ляпов. А зачем?

Какое жюри — такая ныне и литература... Мне вот больше всего их интерес к канделябрам нравится. Вероятно, на подкорке. Как у шулеров карточных.

Пора что ли — за канделябры браться??? Чтобы объяснить им, кто они есть?

#гузель_яхина #эшелон_на_самарканд #большая_книга

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 16
    12
    338

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • ruukr

    Спасибо большое за проделанную работу. С удовольствием прочитал обзор. Яхину не читал и теперь не планирую.

  • ShulbitskiOleg

    Всё то, что издаётся под заявленным авторством Гузели Яхиной — хлам, и лучше бы вообще ничего не издавалось под заявленным авторством Гузели Яхиной.

     Вообще-то,  заранее осознавая то, что здесь рецензируется книга Г. Яхиной, отсутствие знака препинания после первого же слова в самой первой строке незамедлительно проясняет всё-про-всё и кто таков у прынцыпе может быть некий «Конунг Инг».

    Такой ИМХОч  — лажа палюбасу,  даже без диагонального чтения, даже без вообще никакого чтения.

    Зато можно безошибочно утверждать то, что «Конунг Инг» говорит, слышит, пишет и печатает слово «либераха» по 10 раз на дню, поскольку более чем очевидно является Членом Комиссии.
     https://www.youtube.com/watch?v=8u3paNxfDSQ

  • Vadim_Yurkalov

    Ингвар Коротков 

    Что бы там тебе ни небоськалось, палюбасу ты - "юноша" с горячим сердцем. А данная композиция к тебе не имеет ни малейшего отношения, естественно же.https://www.youtube.com/watch?v=QNvNs0MzYGg

  • IngvarKort

    deep-frozen heart и опять прав) сермяжные мы , лапотные) а хто это - "Ласковый май" по ихнему? ишь заливаются)) 

  • Vadim_Yurkalov

    Конунг Инг 

    Ты чё тут мыкаешь? Мыкальщик горячесердный? Мыкать среди своих будешь.

    Пароль - Хорик, ответ - г-н. Смотри не перепутай!

    Понятно, что близость с Провалом тебя не пугает, но хотя бы для проформы пароль с ответом не путай.

    Да смотри же! - Не остуди / Не застуди  —    https://www.youtube.com/watch?v=GWJpIEe8FuE

  • capp

    канделябр - очень мощное фонетически слово.

  • YaDI

    пилястров в вагоне же не было? вот и ладненько

  • bastet_66

    В который раз читаю рецензию на произведение, отмеченное премией «Большая книга», и поражаюсь тому, что у нас издают. Не проще ли критикам огласить весь список литературы, признанной лучшей жюри означенной премии? Зачем тратить свое время на чтение этой непотребщины? Автору статьи спасибо за интересные находки на страницах «Эшелона на Самарканд». Утащила себе. Буду показывать студентам, как не надо писать.