cp
Alterlit

Люди не летают!

В Москве под занавес сезона прогремела очередная «Гроза»: Константин Райкин поставил в руководимом им «Сатириконе» драму Островского, которая с 1859 года и так крепко стоит на подмостках. Я вот с ходу припомнил сразу три «Грозы», идущие сейчас в приличных столичных театрах. Поэтому публике, приходящей на спектакль Райкина, неслучайно предлагают сфотографироваться с табличкой ЛЮБЛЮ «ГРОЗУ» В «САТИРИКОНЕ». Но вот я бы не спешил повторять вслед за доморощенным Фетом, что райкинская версия — любимая, лучшая или совершенная, хотя поклонники у зрелища, конечно, уже есть.

Сцены из сатириконовской «Грозы»

«Грозу» главный русский драматург написал по нынешним временам в молодом возрасте — 36 лет ему было. Однако он уже считался «почтенным автором». Он переживал тогда сложные любовные отношения с актрисой Малого театра Любовью Косицкой. Это она послужила прототипом Катерины Кабановой, которую после и сыграла. 

Возможно, не все уже помнят детали пьесы — история про то, как молодая замужняя женщина согрешила и покаялась, и лишила себя жизни, утопившись в Волге, но фразу критика Добролюбова про то, что Катерина — «луч света в тёмном царстве», мы зарубили себе на носу еще в школе. И помним, что олицетворяют всё тёмное в вымышленном городе Калинове два богатых и жестоких деспота — купчиха Кабаниха и купец Дикой. Ну и вторая фраза, которая у всех на ушах, уже из самой пьесы, из монолога Катерины: «Отчего люди не летают! Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы?» 
Да вот оттого, Катя...

Современные режиссеры обожают заниматься трактовкой старинного текста, всякий раз обещая «оригинальное прочтение классики», как будто всерьез играть его уже невозможно. Вот и Райкин перед началом предпремьерных показов выходил к публике и предупреждал её консервативную часть, что будут сюрпризы. Но в этом отношении он не переплюнул своих недавних предшественников. 

К примеру, в Театре Наций поставленный в 2017 году спектакль назвали «ГрозаГроза». Режиссер Евгений Марчелли заявил в интервью перед премьерой: «Я считаю "Грозу" самым неудачным произведением Островского. Можно сколько угодно рассуждать о том, что это шедевр русской литературы, но с театральной точки зрения "Гроза" — пьеса неправдивая и излишне пафосная». 

Логично спросить: тогда зачем же тогда ее ставить, неправдивую? И Марчелли поработал над текстом, приведя его «к сегодняшнему человеческому звучанию». Игры начались уже с названия — оно было продублировано. Вероятно, это намек на то, что эмоции и чувства будут зашкаливать, а страсти кипеть. Артисты в этом спектакле орут, визжат, хрипят, падают на пол, плюются. Катерину (её играет Юлия Пересильд) к финалу отмудохают так, что впору жаловаться в полицию. «Ногами били!» — скажет она Борису, своему возлюбленному, тоже щедро разукрашенному. И вообще Пересильд здесь не позавидуешь: рисунок ее роли физически тяжелый — много бегает по сцене босиком, ходит по перилам ложи, валяется на залитом водой полу и так далее. 
Второй трюк: роль Тихона и Бориса, мужа и любовника, отданы одному актеру. Интересно, а гонорар ему тоже двойной? Или сэкономили, как и на декорациях? Главный элемент в спектакле — несколько складных стульев и дачного вида бассейн, в который ныряет Катерина и другие. 
Кабаниха, её играет замечательная актриса Анастасия Светлова, носит современную короткую стрижку и модные одежды. Ну этим прочтением образа тоже не удивишь. Сравните эти фото и поймете, как далеко шагнула режиссерская мысль за сто лет. 

«Гроза» в былые времена...
«ГрозаГроза» в Театре Наций

«Гроза» в Театре Вахтангова, выпущенная в 2016 году, ближе к Островскому, но, на мой взгляд, довольно архаична и даже скучна. Или у меня были на её счет перегретые ожидания. Режиссура Уланбека Баялиева показалась неровной, акценты постановщик значительно сместил, добавил эротизма там, где драматург его и не подразумевал. Публика углядела даже что-то лесбийское в отношениях главной героини и Варвары, сестры её мужа. Ольга Тумайкина в роли тирана-свекрови сорвала много восторгов, а по мне — ну Кабаниха как Кабаниха. Зато впечатлила Евгения Крегжде в роли Катерины. 

«Гроза» в Театре Вахтангова

Еще одна постановка «программного» сочинения случилась в нынешнем году в Школе драматического искусства. Назвали её «Гроза. Апокриф», жанр обозначен как «мятеж по пьесе Островского». Поставил молодой режиссер Евгений Закиров, и играет у него тоже, в основном, молодежь. Вот уж совсем «неканоническое прочтение». Начиная с того, что действие перенесено... в школьный класс, купец Дикой — «новый русский» и заканчивая тем, что Катерина — учительница, она не топится, а берет деревянный тесак и начинает всех рубить. Ощущение, что поставлен этот длинный спектакль как комедия с элементами абсурда и черного юмора. Однако смотреть и искать смысл в нем невыносимо скучно. 

«Гроза» в Школе драматического искусства

Однако вернемся к «Сатирикону». Главная проблема райкинского спектакля (здесь тоже указан жанр — «трагический балаган»), в том, что насмотренный зритель волей-неволей вспомнит строчку из старой пародии Александра Иванова (цитирую по памяти, но смысл точен): «Я брал из каждого гнезда на память по яйцу...» Кажется, что стиль Константина Аркадьевича — это соединение фирменных приемов других режиссеров. Его «Гроза» то и дело заставляет вспомнить то спектакли Туминаса, то Крымова, то Бутусова, то Богомолова. И хочется спросить: ну а где же сам Райкин? 

Да, состав молод и вышколен. Да, дебютантка Мария Золотухина (между прочим, внучка выдающегося Валерия Золотухина и красавицы Нины Шацкой, первой «таганковской» Маргариты) хороша в роли Катерины. Да, отлично танцуют и поют (Кабаниха и Дикой — дуэтом «Paroles, paroles», словно Далида и Ален Делон. Да, много аттракционов — у механика Кулигина чемодан сам собой ездит по сцене. И гламура выше крыши — Кабаниха в шелковой пижаме, а служанка Глаша почему-то в балетной пачке. 

Но за всем этим как-то забывается, что «Гроза» — сочинение не столько сатирическое, сколько трагическое. Хотя режиссер и обещал нам «трагический балаган», но трагедия в его концепции проиграла гэгам...

#новые_критики #театральный_обзор #гроза #островский #сатирикон #театр_наций #театр_вахтангова #школа_драматического_искусства 

  • 4
    4
    137

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • chey_tuflya
    Чей туфля? 03.08 в 11:37

    Спасибо, прочитал с большим интересом.

    "Грозу" смотрел ещё относительно молодым человеком. Тогда мне не понравилось, архаичненько. В малом драматическом смотрел, если мне память не изменяет.

    А вот сейчас, наверное, я "созрел" пересмотреть.

  • udaff

    А почему «главный русский драматург»? Я таковым Гоголя считаю, например. 

  • Arhitector
    Arhitektor 03.08 в 21:28

    Не знаю, выражу мнение может чуть резковато, но мне категорически не нравятся все эти "новые песни о главном"  - "новые прочтения" классических произведений. Я с чувством злобного оскала думаю о том, как по-новому могут "прочесть", к примеру, "17 мгновений весны", "Гардемаринов" или "Они сражались за Родину". Брр. 

  • bastet_66
    bastet_66 05.08 в 07:07

    Жаль, что прекрасные произведения превращают в непотребство. Мне бы интересно было посмотреть, например, «мятеж по пьесе Островского». Пусть действие перенесено в современность, но, если добротно поставлено, почему бы и нет? Сегодня подавай зрелище, чем абсурднее, тем лучше. С интересом читаю Ваши обзоры, спасибо.