Один день Кривули
Длинный стол. За столом на стуле участковый Быля. Напротив, на табуретке, старик Кривуля. Он смотрит на Гремучие бугры, с которых, словно огромный стеклянный шар, скатывается поземка и рассыпается у подножья бугров, где вчера похоронили жену Кривули.
— Лет пятнадцать впаяем тебе, — говорит Быля.
— А кто ж вместо меня сидеть будет? — недоумённо спрашивает Кривуля.
— Как, кто? — удивляется Быля. — Ты и будешь.
— Так я завтра или послезавтра может уже там буду. Что ж вы меня мёртвого в тюрьме держать станете?
— Ты эти штучки брось, — ярится Быля, — а то может и... — Он ставит карандаш на попа и как через мушку смотрит на Кривулю. — За преступление нужно отвечать. По закону.
Кривуля молчит.
— Ты признавайся. За молчанку хуже будет. Эх, и хитрый ты. Думал, что не докопаемся. Какую хоть награду от своих друзей получил?
— Каких друзей? Нет у меня теперь никого.
-Так! — Быля достает лист бумаги. — Вот написали дорогие товарищи наши о твоём преступлении. Читаю. «Дорогой и любимый нами товарищ Сталин, просим расстрелять нашего поселкового мужика Кривулю, который, когда фашисты завоевали наш посёлок и нам не куда было бежать, танцевал, пил, играл фашистским выродкам на гармошке, а они плясали, в то время наши славные войска сражались с фашисткой гадиной». Я прошелся с этим письмом по посёлку. Все подписали. Понял. Не хочешь признаваться. Ну, тогда я первый начну. У тебя гармошка есть?
— Была, — вздыхает Кривуля.
— Как так была? — настораживается Быля.
— Я ее вчера с женой положил.
— Следы скрываешь. Но я гармошку и из гроба вытащу. Это вещественное доказательство.
— Жена песни любила, — отвечает Кривуля. — Вот я и положил гармошку с ней. Может ей там кто-нибудь сыграет, пока я приду.
— На жену пытаешься свалить. Ничё. Мы и её спросим.
— Кого? — удивляется Кривуля.
— Твою жену. Преступницу.
— Так ее вчера похоронили, — напоминает Кривуля. — Её теперь только один Бог может спросить, если он есть, — добавляет старик.
— Мы и Бога...
Быля спохватывается. Выручает его тяжёлый кашель Кривули. Он даже поднимает старика с табуретки.
— Стой! — кричит Быля. — Бежать хочешь.
— Куда мне бежать, — отвечает Кривуля. — Кашель с финской. Был такой случай.
— Ты меня с толка финской не собьешь и не разжалобишь. Рассказывай, как ты играл немцам на гармошке.
— А, — Кривуля вспоминает. — Как всегда. Меха растягивал. Пальцами перебирал.
— Значит, признаешь, что играл немцам.
Быля доволен.
— А че не признавать. Кума Мария, кум Колесник видели.
— Так, так. А когда играл, ногой притопывал?
— Как же не притопывать? — удивляется Кривуля. — Любой гармонист, когда играет, притопывает.
— Какой ногой?
Быля пишет.
— Левой. Правую покалечили, когда станцию бомбили.
— Немцы?
— Наши!
— Так, так.
Быля стучит карандашом по столу.
— Страшно было. Всем страшно, когда смерть за тобой ходит.
— Ты это брось всем! — кричит Быля. — А что немцы делали, кода ты играл?
— То, что и наши делают. Пели, танцевали, пили...
— Что ж так пели и танцевали, как наши?
— Один немец даже вприсядку ходил.
— Ходил, — зло говорит Быля, — а потом не одного нашего уходил. Почему пошел играть к немцам?
— Они сами ко мне пришли. Полбуханки дали. Голодно было. Жена болела, сын.
— Что ж, и автоматами не били?
— Не, — тянет Кривуля. — За что меня бить.
— Гм. — Быля думает. — И ты пошел играть?
— Люди звали, что ж не пойти.
— Люди? — срывается Быля. — Когда приглашали, что ты им ответил?
— За хлеб поблагодарил.
— А почему не сказал, что гармошка сломалась?
— Кременчугская сломалась? — удивляется Кривуля. — Кременчугские не ломаются.
— Сказал бы, что болен.
— А зачем неправду говорить. Я не болел.
— Тогда взял бы гармошку, поставил на колени и толкнул бы. Она упала бы и разбилась.
— А зачем бросать. Мой батько коня продал, а гармошку мне купил.
— Так, — подводит Быля. — Завтра выкапываем гармошку. И тебя в район, подлеца. Сейчас я прочитаю тебе, как всё было. Мужик поселковый Кривуля, как имя отчество?
— Иван Андреевич.
— Мужик поселковый Иван Андреевич, проживающий, где проживаешь?
— Улиц Советская дом 5.
— Ага. Проживающей на самой славной в посёлке улице Советская дом 5 во время нахождения проклятых фашистов в посёлке взял гармошку и пошёл к фашистам.
— Я не пошёл к ним. Они сами пришли.
— Молчи. Я лучше знаю, что пошёл. Там он выпил с ними.
— Я не выпивал.
— Молчи. Я лучше знаю. Выпил с ними и начал плясать.
— Я не плясал. Ноги больные.
— Молчи. Я лучше знаю, притопывая левой ногой и аплодируя.
— Я не аплодировал.
— Молчи. Я лучше знаю. Аплодировал и клял нашу интернациональную страну.
— Да не так всё было. А. Пиши, что хочешь.
Кривуля поворачивается к окну и видит, как с Гремучих бугров вновь срывается поземка.
-
-
Дмитрий Соколовский Спасибо. Очень благодарен. Был украинский вариант. Не стал печатать.
1 -
Фильм был советский про мужика фронтовика и его семью в послевоенном колхозе. Из жизни Федора Кузькина называлось кажись. В лицо помню актера прекрасно, имя к сожалению забыл. Вот это он тут.
1 -
-
тов. Плотский-Поцелуев , это замечательный фильм Станислава Ростоцкого по повести Бориса Можаева Живой. Спасибо, что помните этот фильм. У Ростоцкого сильная киношкола, и все фильмы сильные - начиная от Пенькова и Понедельника до Тихих Зорь и Бима.
В этом году режиссёру сто лет. Прошло как то незаметно,мало кто вспомнил. Ростоцкий умер в 2001м всеми забытый в маленьком городке Высоцке под Питером. Светлая память.
-
-
-
-
oblong box Чёткий, ясный комент. Не размазанный. Мало того. Навёл на новую мысль. Спасибо.
1