Один день Апоя и жены
Половину жителей посёлка составляли старики: бывшие железнодорожники, шахтёры... Летними вечерами, управившись с хозяйством, выходили на улицы, садились на лавочки, скамеечки под тополями, акациями..., пристраивали тяжёлые ладони на колени и разговаривали. Совсем старые доходили до заборов, опирались на них грудью и, склонив головы, прислушивались.
Тихими были эти разговоры, как тихим был плач и тех, кого оставили дети, уехав в город, и кто пережил уже детей своих.
Выходил из дома и Апой и садился на лавочку под акацией с морщинистым стволом, как и его лицо.
— В бусугарню пойдёшь, Апой? — спрашивал сосед, сидевший на своей лавочке под своей акацией.
Бусугарней в посёлке называли чайную. Построили её в довоенное время в парке среди сирени, акаций, деревянных резных беседок. Акации и сирень после войны вырубили, беседки снесли и выстроили летний клуб и танцплощадку рядом с бусугарней.
В бусугарне пахло пивом и шахтёрками: одеждой рабочих. Они заходили в неё после смены в депо или на шахте и сидели до закрытия, разговаривая о начальстве, заработках, пенсии, войне, погоде...
— Не пойдёшь, Апой, — спрашивал сосед. — А я пойду. Куда нашему брату ещё идти?
— А я слышал, что наш посёлок скоро городом станет, — говорил Апой.
— От кого слышал? — настораживался сосед.
Вечерело. Поднимался лёгкий ветер. Спадала жара. Воздух становился свежее. Шелестела акация, стряхивая с листьев пыль.
— От кума. Председателя, — говорил Апой.
— Эх, — вздыхал сосед. — Дома, огороды, сады снесут под фабрики и заводы и дадут квартиру на этаже.
— Пусть сносят, — отвечал Апой. — Лишь бы город был.
— Да зачем тебе город? — закипал сосед. — давиться в очереди за петрушкой?
На станции изредка гудели тепловозы. Гудки были усталыми. Как усталым был и посёлок.
— Хотя бы и в очереди. Веселее.
— Дурак ты, Апой. Живём, как в раю. С огородов и садов кормимся. В магазин за спичками и солью только ходим. Начальства будет больше! — сердился сосед. — А больше начальства — меньше порядка.
Сосед уходил. А Апой думал, глядя на бугры, окружавшие посёлок. С бугров хорошо смотреть на посёлок. Особенно весной, когда расцветает сирень, белеет акация, в балках пахнет ландышами, среди садов видны одни только крыши домов, а над всем возносятся тополя. Их верхушки слегка покачиваются от ветра, тянутся ввысь, словно высматривая кого-то...
— Мне город не нужен, — думал Апой. — Город сыновьям нужен.
Уже слегка темнело, когда на улицу выходила жена Апоя. Она вначале опиралась руками на лавочку, а потом садилась. Сидела она молча, устремив неподвижный взгляд на акации за переездом.
— Снова смотришь? — вздыхал Апой. — Эх, мать, мать.
За переездом находилось новое кладбище. Старое с деревянными крестами и могилами, заросшими бурьяном, разровняли тракторами под площадку и построили «Дом быта». На новом кладбище стояли памятники с крестиками и звёздочками, а под крестиками и звёздочками — напутствия, поклоны. Были могилы и без памятников, огороженные одной только железной решёткой, сваренной в депо рабочими.
— Ты, мать, вот что, — говорил Апой, видя неподвижный взгляд жены, — сыновья у нас, внуки. Понимаешь?
— Понимаю, — вяло отвечала она. — А Люда, дочечка, погибла, сестра умерла.
— Жизнь, — вздыхал Апой. — И сам ляжешь, а других не подымешь.
— Может, сходим к ним. Проведаем. Соскучились они за нами. Да и мы за ними.
— Не пойдём, — Апой смотрел на распухшие ноги жены. — Посиди. Отдохни трошки.
— А может, пойдём, — говорила она. — Я как их попроведую, так мне и легче. Как дома побывала. Пойдём, — просила она. — Гостинца отнесём.
Они заходили во двор. Апой садился на крыльцо, потуже завязывал коленки платками, доставал две палки, а она собирала узелок: яблоки, пряники, конфеты, таблетки...
— Может взять тебе рюмочку? — говорила она.
— Можно и рюмочку. А таблетки свои не забула?
На кладбище было тихо, как бывает тихо тёплыми летними безветренными вечерами. Не шелестела акация. Не слышно было гудков тепловоза. Не доносился шум машин. И казалось, что здесь никогда не бывает ни слез, ни плача, а только одна тишина: спокойная и задумчивая, которой чужды и горечи, и радости...
— Хорошо тут, — вздыхала она. — Душой отходишь. Так и осталась бы здесь.
Она даже слегка улыбалась, поправляла платье, волосы, словно собиралась к кому-то в гости.
— А я? А сыны? — глухо говорил Апой.
Он смотрел, как улыбается жена, как радуется тишине, и думал, что скоро все уйдёт из его жизни, жизни жены, как уйдёт и из жизни сыновей, как ушло из жизни его отца, матери и как бы не хотел человек задержаться в этом мире — не задержится.
Апой и жена проходили к высокой старой акации и останавливались возле могилы, обнесённой железной оградкой. За оградкой стояли столик, лавочка. Апой и жена заходили за оградку, закрывались, садились на лавочку.
— Тоскуешь ты, мать, — говорил Апой. — Тоска тебя к другой жизни и тянет.
— Тянет, — соглашалась она и смотрела на фотографию, с которой улыбалась дочь. — А я вот живу, Люда, — говорила она, — и папка живёт.
Говорила так, словно упрекала себя, что зажилась на этом свете, словно отняла у дочери какую-то радость, словно её жизнь была и лучше, и светлей.
Апой молчал, а она развязывала узелок, доставала пряники, конфеты, рюмку...
— Ты пока выпей, — говорила она Апою, — а я побеседую с дочкой.
— Это тебе, Люда, от меня и папки, — она раскладывала пряники, конфеты, — когда солнышко зайдёт, ты выйди, погуляй. У нас тут акации, тепло...
Она рассказывала о том, что не успела рассказать, что раньше не замечала и не чувствовала, и звала в тот мир, в котором сама никогда и не жила.
— Мать, — говорил Апой. — Ты лучше поплачь. Тоска со слезами и выйдет.
— А я сейчас не тоскую, — отвечала она. — Мне сейчас хорошо. Я с дочкой говорю. Ты выпей.
— Может и ты приголубишь? — спрашивал Апой. — Трошки.
— Трошки можно.
Апой наливал водку в гранёную рюмку, жена слегка прикасалась к рюмке, а потом становилась на колени и руками разглаживала песок на могиле, словно ласкала.
Апой смотрел на её опущенную голову, руки, перебиравшие искусственные цветы, и никак не мог смириться с той жизнью, которая уже ждала и его.
Лёгкий ветер пробегал по верхушке старой акации. Она тихо шелестела листьями. И Апою казалось, что эта старая акация тоже когда-то знала и видела другой мир.
— Я когда умру, так ты меня похорони с дочкой. Мать возле дочери должна лежать, — говорил она. — И сам потом к нам приходи. Мы тебя ждать будем. Что тебе одному тут делать.
Апой выпивал ещё рюмку, а легче не становилось. А жена все говорила и говорила, как говорила уже не раз. И Апой чувствовал, что она привыкла к этой мысли, смирилась, не пугалась, а ждала другую жизнь, которую уже не раз и представляла.
— А ты знаешь что, мать, — начинал Апой. — Мы с тобой в этом году в дом отдыха поедем. Купим путёвки и к морю. Ты море видела?
— Море? — эхом откликалась она. — Нет.
— И я тоже. А вот поедем и увидим. Дадут нам комнатку возле моря. Сядем и будем через окошко на море смотреть и чай пить. А вечером возьмём палочки и гулять пойдём.
Она поднимала голову и смотрела на Апоя. Так смотрят дети.
— А где мы денег возьмём?
— Продадим что-нибудь из хозяйства. А когда приедем, расскажем ей, как отдохнули. Пусть она за нас порадуется.
— Возле моря, наверное, хорошо.
— Хорошо. Говорят, что там воздух свежий, вольный. Как в степи. А я степь люблю. Степь и кормит, и поит, и отдых даёт человеку. В степи все видно: и дорогу, и птицу... Надо нам с тобой сходить по зорьке к кургану.
Апой показывал на курган, на котором стояла заброшенная буровая вышка.
— А мне хочется на родину съездить. Забыла, когда и была.
— И на родину твою съездим. Сядем на поезд и поедем. За хозяйством кума Ивана попросим посмотреть. Мы теперь с тобой люди вольные. На работу не ходим. Пенсионеры...
Ветер гнал по степи перекати-поле. Над буграми кружили птицы. Они не замечали ни кладбища, ни памятников, крестов и не догадывались, что их жизнь так похожа на жизнь человека.
— Никуда мы уже с тобой не поедем.
— Поедем, мать. Что нас держит? Мы теперь люди вольные...
— Нам бы волю с молодости, а в старости воля хуже палки.
Домой возвращались они, когда солнце уходило за бугры. Они проходили через переезд и выходили к улице, вдоль которой росли акации, а под акациями на лавочках сидели соседи, кумовья: дружки Апоя и подружки его жены.
Они сидели, опираясь руками на палочки, одетые в фуфайки, валенки, шапки... Многие дома были без хозяев. Палисадники зарастали травой. Падали заборы. Чернели от дождя и снега стены. И Апой, глядя на дома, думал, что дома тоже болеют, теряют силу и умирают, когда их покидают хозяева.
— Сидайте, куманьки, — приглашали Апоя и его жену.
— Спасибочко, — говорила она и присаживалась вместе с Апоем.
— Ну как там? — тихо спрашивали её.
— Хорошо, — она улыбалась, словно пыталась успокоить своей улыбкой. — Попроведали.
— А я рюмочкой разжился, — говорил Апой. — Да и вам не мешало бы по рюмочке. А?
Он наливал в рюмку, а она доставала из узелка оставшиеся пряники, конфеты, раздавала, приговаривая: «Поминайте». Соседи не спеша крестились, говорили «Дай Бог здоровья», выпивали и вспоминали крестины и свадьбы своих дочерей и сыновей.
— Добре гуляли.
Они постукивали палочками по валенкам и потуже запахивали фуфайки.
— А святая вода найдётся, кума?
— Найдётся. В церковь недавно ездила, — говорила она не спеша, — свечки привезла, масла для лампадки, просвиры. Заходите.
— Спасибо. А как наши там?
— Кланяются.
— Ну дай Бог. Мы пойдём, ваших попроведуем.
Так и ходили, передавая поклоны, которые никто и не передавал, рассказывая о своей жизни, в которой не было ни бед, ни старости, скрывая то, что не могли скрыть раньше.
Домой Апой и жена приходили, когда из-под железнодорожного моста показывалось стадо коров. Держали их только пенсионеры. Пасли по берегам речки: поля вокруг посёлка были распаханы, и по очереди: никто не хотел наниматься пастухом. Стадо было небольшое. И с каждым годом становилось меньше.
— А вот и наша Зорька, — говорил Апой. — Хорошая, мать, у тебя корова. Лучше всех.
— Хорошая, — улыбалась она. — Зоря мне как подружка.
— Умеешь ты выбирать. Кума Галька десять штук перебрала, а толку, — Апой махал рукой. — Твоя корова все стадо красит. Если бы её ещё кормить как следует, — вздыхал он.
— Где ты сейчас сена напасёшься? Где косил, там уже не косят. А где косят, там нам не дают.
— Покупать будем.
— О, — тянула она. — В колхозе не купишь. Колхоз гол, как сокол. А хороший хозяин и сам не продаст.
Она доставала из кармана фартука яблоко, вытирала и тихо подзывала: «Зоря, Зоря», прогоняла в ворота и возвращалась к Апою.
Солнце медленно уходило за акации. На буграх, где пролегал Бахмутский шлях, затихало движение. Сгущавшаяся темнота закрывала облака, акации, степь. А в балках все также журчали родники.
— Пойдём, мать, — говорил Апой. — Солнце зашло, и нам пора.
— Может посидим ещё трошки?
Она не хотела идти в дом.
— А может мне баян взять? — спрашивал Апой. — Сыграть тебе барыню или страдание.
— Давай лучше так посидим.
Апой соглашался, но по давней привычке притопывал ногой, как притопывал, когда играл на свадьбах, крестинах, толоках. А она смотрела на крутую железнодорожную насыпь.
— Куда она спешила? Кто её гнал? Мне кажется, она и до сих пор кричит: мам! мам!
Она умолкала и пыталась понять нелепую смерть дочери и не могла понять, потому что не видела её виновника. И если бы Апой прочитал ей все книги, в которых пишут, как умирают, что смерть неизбежна, она все равно не успокоилась бы и не смирилась.
— Быстрая она была, — говорил Апой. — Бегала все время. Молодость. Все куда-то спешила.
— Я в детстве видела, как девочка попала ногой в стрелки. Паровоз не остановился. Так один военный, дай Бог ему здоровья, — она крестилась, — снял шинель и накрыл ею девочку, чтобы мать не видела.
В степи появлялись огни. Комбайнёры выезжали в ночное. В балках засыпали птицы. Ночь была мягкой и тёплой. Дремали акации. Шелестели листья на тополях, может быть, удивляясь бескрайности и таинственности этого мира, который не видела и не чувствовала она и который заслонила от неё её дочь.
Они вставали с лавочки, когда на танцплощадках начинала греметь музыка: тяжёлая и шумная. Входили во двор, в углу которого под навесом были собраны поломанные и поржавевшие игрушки: куклы, машины, кубики... Апой закрывал ворота, заглядывал в почтовый ящик, включал свет на столбе, а потом шёл к стогу сена, набирал охапку и клал в ясли.
— Ешь, Зоря, — говорил он. — На воле так не наешься, как дома.
Жена садилась на маленькую скамейку, ставила ведро между ногами, доила корову тяжёлыми и уставшими пальцами, сцеживала молоко в бутыли, закрывала крышками, а на крышки клала бумажки с фамилиями покупателей.
— Завтра кто брать будет? — спрашивал Апой.
— Кума Рая. К ней внуки приехали. Теперь у них весело.
— К нам тоже скоро приедут. Нужно у Прокоши меду купить, яблок и кавунов собрать. Ты, мать, сметаны сделай, варенья...
— Ладно, — говорила она. — Только не приедут они.
— Приедут. У нас и воздух свежий, и продукты. И невестки на месяц, два от забот избавятся. И деньги сэкономят.
Апой уносил бутыли в погреб. Встречались они на крыльце. Садились и смотрели на копры шахт, на которых зажигались огни. Огни были тусклыми, словно больными.
— А Фенечки, сестры нет, — говорила она. — Легко умерла. Не плакала, не мучилась, потому что в Бога верила. Ей с жизнью легко было расстаться. А тут закружилась голова. Я в молодости в Бога верила.
— Легче было?
— Легче, — оживала она. — Лучше в молодости быть растерянной, а не в старости. В старости и болезни, и беды... А как справляться с ними, если в душе пусто, веры нет. Не тосковала б я, если бы верила, что увижу Фенечку, Люду.
Она тихо плакала, повторяла «Фенечка», «Люда», словно звала их, потом умолкала, словно прислушивалась, а не откликнутся ли? Поворачивала лицо к Апою, смотрела ему в глаза, словно хотела спросить, а не слышит ли он? У Апоя подкатывался к горлу комок, подступали слезы.
-Ну, ну, — говорил он. — Увидишь ещё. Увидишь...
Он не верил своим словам. И не видел той жизни, которая должна была бы стоять за этими словами.
— Не такой должна быть старость, — думал он.
Огни на копрах шахт пропадали, появлялись снова. Их словно закрывала чья-то рука. В депо гудели тепловозы. Их гудки были похожи на вскрики.
— Пойдём, мать, — говорил Апой. — Поплакала и хватит. Ты и так всю жизнь за мной плакала. Пил я, гулял, с детьми тебя бросал. Долги платила за водку.
— Вспомнил! — говорила она.
Голос её становился жёстким.
— Если сейчас не вспомнить, то когда ещё, — тихо отвечал Апой, — может больше и вспомнить не придётся.
Она вздрагивала, вытирала слезы.
— Простила я тебя давно.
-Такое трудно прощается.
— Все прощается...
Они долго ещё сидели на крыльце. От звёзд светлело небо. Выходила луна — полная и яркая.
— А Фенечка говорила, что на луне гор нет. Что там ангелы живут. Может они там раньше жили?
— Может и жили, — откликался Апой.
Они вставали с крыльца и входили в веранду. На веранде в углу стояла тумбочка со школьными учебниками, обклеенная пожелтевшими фотографиями из журналов. Апой и жена недолго оставались на веранде и проходили в большую комнату.
На её стенах висели фотографии сыновей. В углу — икона, а под иконой лампадка. Она подходила к фотографиям и кланялась, как кланялась когда-то отцу, матери...
— Здравствуйте, сынки. Не пишете, забыли.
Она качала головой, словно собиралась плакать.
— Бог с вами. Жили б только хорошо.
Апой снимал фотографии и раскладывал на столе. Она садилась на табурет, надевала очки.
— Ты старшему посылку собрала? — спрашивал Апой.
— Собрала.
— А младшему.
— И младшему.
— Вот и хорошо. Мы их не забываем.
— А завтра праздник. К соседям дети придут. А к нам кто?
— Мы и сами попразднуем. Накроем стол. Поставим к окошку. Я рюмочку выпью. Вечером к куму Прокоше сходим. Приглашал... В карты поиграем. Два на два. Ты с кумом, я с кумой. Обыграем мы вас.
— Нет, — говорила она. — Прокоша хитрый. Он все карты у тебя выведает.
— Пусть попробует. Я ладошкой закрою. Вот так.
Апой уходил в маленькую комнатку, доставал из-под кровати картонный ящик с письмами сыновей и перечитывал. Перечитывал он их и жене... те, которые писались давно и где сыновья сообщали, как поступили в институт, кто родился... Он перечитывал и прислушивался к голосу жены, которая, стоя перед иконой, просила счастья сыновьям.
Две кровати тяжело скрипели, когда они ложились. Она ложилась, перекрестив сначала Апоя, а потом себя. В комнате было душно. Апой открывал окно в сад с вишнями, яблонями, грушами, сливами, бахчой... Из окон соседей был виден свет. Они тоже не спали.
— Не нужно мне было посылать их в город учиться, — говорила она, — я настаивала, я и виновата. Жили б у нас под присмотром. И с жёнами не развелись, и детей не сиротили б.
— Виноваты мы вдвоём, — говорил Апой. — Не сумели воспитать. Да и когда их воспитывать было, мать. Мы их успели только накормить.
Он поднимался с кровати, зажигал спичку, закуривал. Огонёк освещал его крупные руки и руки жены, ещё более морщинистые, чем лицо Апоя.
— Я виновата, — твердила она. — Если бы не вышла за тебя замуж, то и детей не было б, и горя тоже. Как у Фенечки.
Ночь была звёздной. В окно влетал тёплый летний ветер. Тихо шумел сад. Падали поспевшие груши, яблоки.
— Разве плохо, когда они к нам хоть в отпуск приезжают? — говорил Апой.
— То в отпуск, не на все время.
— А вот скоро они переедут на все время. Сыновья сойдутся с жёнами, детьми и переедут. Я слышал, что наш посёлок скоро городом станет.
Апой закуривал. Он наклонился к огоньку так, чтобы не видно было его лица.
— От кого слышал? — Она поднималась с кровати.
— От кума. Председателя.
Слышался гудок тепловоза. Вздрагивал дом. Шёл пассажирский поезд. Он шумно вздыхал. Шум утихал, когда поезд останавливался на станции. Она молчала. Дыхание её становилось чаще, словно она задыхалась.
— Я завтра им напишу, — говорил Апой. — Пусть готовятся. Дом мы отдадим старшему. Как мой батько мне отдал. А сами во флигеле жить будем. Правильно, мать?
— Дом для нас двоих большой, — соглашалась она. — В нём большой семье жить.
— А как с младшим быть? Дом ему строить или купить где-нибудь?
Она включала свет. Лицо Апоя было спокойным. Она обводила глазами комнату: чисто выбеленную с дорожками на полу, которые ткала ещё её мать. Свет гас.
— Можно построить, — говорил Апой. — Нарубим камня на буграх. Стены мы с кумом Иваном поставим. А крышу плотник Николай выведет. Потом людей позовём и толоку справим. Помнишь, как раньше толоку справляли? Все гуляли. Весело было. Баянистов позовём. Они будут играть, а мы поработаем.
— Мороки много. Звать, готовить.
— Морока морокой. А зато веселее будет. Мы ещё и потанцуем с тобой.
— С твоими ногами только и осталось танцевать.
— А что! — Апой топал ногой. — Потанцуем. И твоего ухажёра Шумака позовём.
— Старый он уже.
— Да и мы с тобой тоже не молодые. А где сыновья работать будут? Как думаешь?
Она ненадолго задумывалась.
— А ты завтра сходи к куму. Посоветуйся.
— И то правда, — говорил он. — Кум посоветует и поможет. С садиками и яслями трудновато у нас. Снохи, наверное, сидеть будут.
— Я, — говорила она. — Внуки у нас хорошие. Только не переедут они.
— Переедут, — отвечал Апой. — Мы старшему машину купим. И скажем: переедешь — машина твоя.
— Все равно не переедут. Будут ждать, когда нас с тобой за переезд отвезут. А потом дом продадут и снова в город уедут.
Звезды становились все ярче. Огонёк папиросы Апоя затухал. Тускнела лампадка.
— Спи, мать. Я тебя немножко постерегу.
— Да ты не бойся. Голова у меня не болит. Я с Людой и Фенечкой поговорила. Сегодня хороший день.
Она засыпала. А Апой выходил на улицу, садился на лавочку под акацией и думал.
-
Да-а-а... Сильно получилось. Такие рассказы заставляют задуматься. Спасибо! Заслуженное первое место. Браво.
-
-
-
-
Обязательно прочту. Спасибо, что сориентировали, в то я на этом сайте не всегда пойму, что и где искать🤦♀️
-
Поздравляю автора с озвучкой!
Прослушать её можно как тут в плеере в конце текста, так и в нашем отдельном разделе, в который можно попасть, нажав на значок Озвучено рядом с публикацией или по ссылке https://alterlit.ru/archive/category/sound/
1 -
-
-
-