BACK IN USSR?
Бардак творится в интернете: одни с благоговением вспоминают Советский Союз и мечтают в него вернуться, другие его публично проклинают, нагло открещиваются от своего советского прошлого, но бережно хранят партбилет: мало ли, а вдруг?..
Сам я в этом вопросе толком ещё не разобрался, отношение моё к нему двояковыпуклое: были у Советской власти огромные достоинства, но и немалые недостатки присутствовали. Например, в то время коньяк, производимый «Араратом», был настоящим коньяком, но достать его сложно было, а сейчас его везде валом, но это уже не коньяк, а помои какие – то! Особенно досталось моему любимому «Васпуракану»: при коммунистах был 18летним, а сейчас «омолодился» до 15и, (смотрите картинки), по мне, пить его теперь – себя не уважать…
Но даже при том дефиците я всегда доставал хороший: большинство работников завода жили недалеко от него, в Киликии, они воровали коньяк с завода, сами дома разливали в бутылки и предлагали желающим весь ассортимент продукции «Арарата». Воровали мастерски, виртуозно: например, работал тогда на заводе дедушка старый, шлагбаум на воротах понимал – опускал. Был дед немощен, ходил с клюкой. Разозлил как - то его кто – то из шоферов, врезал дед ему клюкой по черепу, да так, что треснула клюка, и вытекло из неё полтора литра великолепного коньяка…
Но не все были честными, попадались иногда такие мерзавцы, которые в бутылки с красивыми этикетками разливали всякую гадость непотребную, прямо, как сам завод в нынешнее время.
В 1987м собрался в Россию, лошадей покупать. Свирепствовал в ту пору «сухой закон», алкоголь был самой твёрдой валютой, потому затарился им капитально. Настоящий коньяк у меня был, но не столько, сколько хотелось, заказал ещё 10 бутылок. Но беда была в том, что моего бывшего поставщика, порядочного, надёжного, выперли с завода: спалился на краже. Нашёл нового, он побожился, что не подведёт, и в первой «поставке» его был на на самом деле только «оригинал». Ехать уже была пора, а его нет! Матерясь, как извозчик, сел в лифт, а выйдя – увидел его, стоит с пакетами, извиняется, мол, охрана лютует, еле вынес. Простил, расплатился и поехал в аэропорт. Вечером, уже в Минводах, в Терском конезаводе, открыл один флакон и похолодел: не коньяк в ней оказался, а простая чача, жжённым сахаром подкрашенная и сивухой воняющая… Как быть, кому такое пойло подаришь, чтоб негодяем не прослыть?
Настоящие быстро раздарил, осталась одна «палёнка». Как чача она была неплоха, но как коньяк никак не годилась. Нашёл в Ростовской области колхоз с племенной конефермой, лошади были неплохими, надо было только сторговаться. Решили с председателем неформально пообщаться, сели в его «уазик», уехали километров на 30 в степь, забились в какую-то балку и фары выключили: во время «сухого закона» за пьянку могли не только с работы прогнать, но и из партии выпереть. Налил я ему своей отравы, выпил он залпом, почмокал, поцокал языком, потом спросил строго:
- Это армянский коньяк?
«Всё, влип… Хрен он мне хороших лошадей даст», обречённо подумал я, но ответил не моргнув:
- Конечно!
- Классная штука,- восхищённо выдохнул он,- аж до костей пробирает!
В этот раз мне повезло, на дилетанта нарвался. А в Кабарде директором оказался мужик битый, жизнь повидавший и хорошие напитки явно пивавший, такого не проведёшь. Как с ним - то быть? Думал – думал, и нашёл выход. Когда подарил ему коньяк, он посмотрел на этикетку и улыбнулся:
- А, «Наири»! Хороший коньяк, нравится мне.
- Это не «Наири», Ибрагим,- честно признался я.
- А что? – удивился он.
- Когда я родился, дед мой 50 литров своей чачи залил в дубовый бочонок и сохранил в подвале. В прошлом году мне исполнилось 30, (тут я опять соврал, мне тогда было ещё 29), и бочонок тот торжественно откупорили. Большую часть содержимого выпили, а то, что осталось, я велел разлить в коньячные бутылки и дарю их только тем людям, кого искренне уважаю!
Как он расчувствовался… Осмотрел внимательно бутылку с этой отравой, потом прижал к сердцу:
- Самвел, какую высокую честь ты мне оказал… Клянусь Аллахом, я сохраню её! Эта бутылка станет жемчужиной моей коллекции!..
О чём это я? Ах, да, про Советский Союз… Всё таки, думаю, лучше было пить настоящий коньяк, пусть даже с трудом его доставая, чем с отвращением отворачиваться от того, которого сейчас везде навалом…
-
Боже, как я люблю армянские коньяки....при том, что абсолютно равнодушна к спиртному, в том числе и ко всем остальным коньякам...про них поэмы надо писать, складывать песни. Это как бы соль, соль земли, причем не только Армении, нашей всех как бы....
Чача - это явно уже другое. Но в рассказе здорово!