Гений и куклы
Уверен, что затевая спектакль «Я — Сергей Образцов», его создатели даже и не мечтали, что это «датское» зрелище, поставленное к 120-летию артиста и 90-летию созданного им театра, окажется в списке главных событий сезона 2021-2022. И не просто в списке, а в первых его строчках, рядом с такими блокбастерами, как «Война и мир» Римаса Туминаса в Театре Вахтангова, «Р» Юрия Бутусова в Сатириконе и «Кабаре» Евгения Писарева в Театре наций.
Центральный театр кукол им. Образцова блеснул в общем-то на чужой территории. Даже в профессиональных конкурсах вроде «Золотой маски» для кукольных спектаклей отведена своя ниша и в зрительском восприятии они, эти постановки, редко становятся конкурентами драматических или музыкальных спектаклей. Разумеется, есть сумасшедшие любители кукольного театра, его знатоки и критики, да узок круг этих революционеров. И разве что гастроли тбилисского театра марионеток покойного Резо Габриадзе и кукольные спектакли Яны Туминой из СПб собирали (и собирают) театралов вне зависимости от пристрастий и возраста.
Признаюсь, я не фанат кукол. Так исторически сложилось. В театре с волшебными часами на фасаде никогда прежде не был. И на спектакль «Я — Сергей Образцов» отправился лишь потому, что главную роль в нем играет Евгений Цыганов.
Цыганов — штатный артист Мастерской Петра Фоменко. Настоящая звезда. Кумир. В последнее время он мощно выстрелил на родной сцене, получив «Золотую маску» за роль в спектакле Дмитрия Крымова «Моцарт "Дон Жуан". Генеральная репетиция». И вот очередная сильная роль. Наблюдать за его перевоплощениями весьма интересно.
Это не какое-то ноу-хау, когда в кукольном спектакле актер играет не за ширмой. На профессиональном сленге подобное называется «на живом плане». К примеру, в том же Театре Образцова народная артистка СССР, легендарная Вера Кузьминична Васильева из Театра Сатиры с успехом играла вместе с куклами в спектакле «Странная миссис Сэвидж» (премьера 2006 года). Но всякий раз уместность подобного сочетания должна быть подтверждена и драматургией, и крепким режиссерским воплощением.
Спектакль «Я — Сергей Образцов» — типичный байопик. Жизнь знаменитого кукольника, патриарха советского искусства, обладателя всех мыслимых наград и премий и при этом беспартийного, рассказывается шаг за шагом — от дореволюционного детства до бодрой старости. За два часа мы вместе с ним совершаем путешествие сквозь ХХ век, где нашлось место и свершениям, и потерям — было время, когда он ходил по острию ножа. Не зря же Образцов говорил: «Моя тема — это тема сатирика: тема борьбы с фальшивыми чувствами, фальшивыми эмоциями, банальностью, неправдой, ложью». А за это можно было и поплатиться — если не жизнью, то карьерой, положением, благополучием. Понятно, что вместить все, даже самые важные моменты долгой и насыщенной жизни Образцова — это задача для сериала, но линейность повествования — слишком уж предсказуемый ход.
В основе пьесы, которую написали Борис Голдовский и режиссер спектакля Екатерина Образцова (да-да, внучка нашего героя) — книги Сергея Владимировича Образцова и воспоминания его современников.
Главный герой предстает перед публикой не только живьем, но и в виде куклы, а его знаменитые друзья и знакомые — Любовь Орлова, Федор Шаляпин, Лидия Русланова, Соломон Михоэлс и другие — только в кукольном виде. И, разумеется, задействованы куклы из образцовских спектаклей и номеров — люди, звери, птицы, предметы, в том числе из знаменитого «Необыкновенного концерта». Сергея Владимировича любил народ и любили вожди: в театр было не попасть, а самого великого кукольника часто приглашали на кремлевские концерты, приемы и обеды. Говорят, Сталин плакал от хохота, глядя его интермедии.
Евгений Цыганов, приходящийся Образцову внучатым племянником и похожий на него, деликатно и убедительно играет светлого, мудрого, теплого, сентиментального человека, говорившего о себе: «Всю жизнь я играю в куклы».
И при всем обаянии, простоте и мягкости, это был человек со стержнем. Образцов писал: «Нет, я ни сам не собираюсь, ни другим не советую заниматься проституцией успеха. Вовсе не все то, что нравится зрителям, — хорошо. Это надо знать раз и навсегда и держать себя в узде. Но ведь важно и другое. То, что хорошо, должно нравиться зрителям. Должно быть понято. Иначе оно не может называться хорошим, так как просто бессмысленно. Какой смысл в нулевой силе воздействия?»
Спектакль «Я — Сергей Образцов» воздействует: женская часть публики выходит из зала со слезами на глазах, а мужская — в задумчивости.
#новые_критики #театральный_обзор #сергей_образцов #центральный_театр_кукол_образцова #евгений_цыганов
-
Как всегда Владу спасибо за обзор. Увлекательно, интересно, легко читается.
Цыганов очень неоднозначен, надеюсь в театре он играет более разнопланово, чем в кино.
-
-
"Признаюсь, я не фанат кукол. Так исторически сложилось"(с)
Поддерживаю, уважаемый автор!
И тем не менее (а может и тимболие) обзор прекрасный.
Спасибо
-
Скажу вам, если мужская половина выходит из зала в задумчивости - это уже хороший показатель. Поскольку "задумчивость мужчины нередко преображается в великие дела". Театры кукол считаю крайне важной составляющей, формирующей здоровую детскую и подростковую поросль. Очень жаль, что их количество на замкадовых пространствах России не такое значимое, как хотелось бы.
1 -
Радуюсь появлению хорошего спектакля без всяких высосанных из пальца завихрений, чтобы завлечь в зал зрителя. В последнее время чаще звучат отрицательные оценки премьерным спектаклям. Образцов – целая эпоха. Таких людей уже нет, да и когда появятся неизвестно. Здорово, что театр живет и радует новыми постановками.