Не гитара

Бас-гитара, басисты… Много шуточек и просто «мнений» об инструменте и исполнителях на слуху даже у людей далеких от музыки. Если перечислять примеры, то получится нехилая по объёму работа. Что-то наподобие трёхтомника Афанасьева по русскому фольклору. Потому, более разумным подходом будет изложение истории инструмента и сопутствующих его появлению факторов.

Оглянувшись назад, можно заметить, что потребность в заполнении диапазона от 40 до 400 Гц в музыке актуальна уже много веков. А потому, создание инструментов, отвечающих этой потребности активно развивалось. Попутно развивались и музыкально-теоретические дисциплины, такие как сольфеджио и гармония, способствовавшие упорядочиванию представлений об использовании голосов басового диапазона в композиции.

Не углубляясь в эволюцию от контрабасовой виолы до всем известной четырёхструнной модификации контрабаса (об этом в доступной форме рассказано как у Патрика Зюскинда в одноимённом произведении, так и в куче специализированной литературы), можно сказать, что решение было найдено. Но вернёмся в середину двадцатого века, когда появившийся на стыке блюза и кантри рок-н-ролл стал будоражить умы молодых людей. К концу пятидесятых годов средства записи, воспроизведения и тиражирования музыки уже были достаточно совершенны, чтобы из развлечения энтузиастов и игрушки богатеев превратиться во вполне себе средства производства и обширный сегмент рынка, что не могло не привлечь внимания всевозможных эффективных и не очень собственников. Появление звукоусиливающей аппаратуры позволило камерному квартету-квинтету из кабацких лабухов стать развлечением для крупных площадок, и, как следствие, стать объектом эксплуатации дельцов от искусства, потому как издержки на гастроли небольшого по составу ансамбля существенно ниже, что сулило хорошие барыши. Говоря проще, выросла гастрольная активность этих самых коллективов.

Тут-то и проявились сложности с заполнением указанного выше диапазона. Ибо классический контрабас громоздок, имеет трудности с подключением к звукоусиливающей аппаратуре (пьезоэлектрические звукосниматели более или менее широко распространились в семидесятых), а так же требовали достаточно подкованного исполнителя, который, к тому же, мог себе позволить этот дорогостоящий инструмент. Ещё и гонорар требовал побольше. В общем, ой-вей, святая прибыль не велит. Капиталист на такое шёл с трудом. Спрос, как известно, рождает предложение. Тут-то в светлую голову инженера Лео Фендера, уже пришедшего к успеху с цельнокорпусной гитарой Telecaster, и пришла мысль, что можно точно также фрезернуть доску и прикрутить гриф, адаптировав размеры под струны нужной длины и толщины. Произошла, в своём роде, маленькая революция. Получился эргономичный и удобный в транспортировке инструмент, а адаптировать приёмы дворового бренькальщика, при горизонтальном форм-факторе и размеченном грифе, к новому инструменту стало гораздо проще, и следовательно снижаются издержки на транспорт и гонорары, что не может не радовать дельца. А с другой стороны — существенно понизился порог вхождения, что дало молодым людям из небогатых слоёв населения возможность выразить себя (такая вот диалектика). Конечно, это на каком-то этапе понизило общее качество музыки (всё, на что поначалу хватало таких вот бренькальщиков — дёргать основной тон аккорда), но со временем, более опытные музыканты смогли оценить новинку по достоинству и включить её в свой арсенал, а с ростом сцены и обмен опытом стал более интенсивным, что поневоле способствовало общему повышению музыкальной культуры (вот вам опять же единство борьбы противоположностей).

Всё это к чему? К тому, что тот самый ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ БАС — не подвид гитары, или точнее, не её упрощённая версия, а совершенно отдельный инструмент, у которого и возможности, и задачи не совпадают с гитарой, а дополняют ансамбль. Потому, все эти шуточки про недогитаристов, как минимум, не по адресу. Как в одном старом анекдоте: «Музыканты отыграли концерт, спускаются со сцены, а навстречу им басист, пропустивший концерт» — «Ребята, послушал нашу группу без баса — такое дерьмо».

Конечно, со временем появились и акустические басы и электрические контрабасы (что внесло дополнительную сумятицу в ряды инструментоведов), приёмы игры характерные для электрогитар стали использоваться и при игре на басу, что здорово расширило выразительные и сочинительские возможности исполнителей, но это уже другая история.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 48
    12
    417

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.