bitov8080 prosto_chitatel 12.07.22 в 10:23

Фестиваль-форум «Российская креативная неделя» в Москве

Друзья, всем привет. Хочу рассказать о событии, на котором недавно побывала.

Несколько лет назад в моей жизни случилась не самая хорошая полоса, и вот, видимо в терапевтических целях, организм отчаянно запросился на литературные курсы. Да, стоит признать, я там был. Мед пиво не пил, правда, как и изначально не планировала резко «стать пейсателем», поскольку я им уже была, только никто об этом не знал, кроме моих нескольких любимых и благодарных читателей. Собственно, воз и ныне там, но я хочу рассказать о хорошем.

Курсы полезны знакомствами с новыми людьми, часть из которых может стать твоими добрыми друзьями. Так получилось с курсами Литбенда . Семинары закончились, а небольшая компания авторов осталась, мы дружим и общаемся уже почти два года. К чему всё это? К тому, что у меня теперь есть интересный опыт, которым я хочу поделиться: мне довелось увидеть, как обычный, никому неизвестный автор, такой же, как вы или я (то есть я, вы —  априори столпы и гении) растет, пишет, начинает с рассказов, затем у него появляются пьесы, потом их ставит молодежный театр, ставят театры в других городах, одну пьесу экранизируют, потом публикуют роман, и вот я уже читаю в телеграме: «Женя, приезжай поддержать меня в Парк Горького, а то там будут реальные звезды, а меня попутным ветром занесло». Так вот, и меня занесло попутным ветром, и я нисколько не пожалела!

Автор, о котором я пишу — Екатерина Бордон. Вообще, она создает очень разноплановые вещи. Когда мы только познакомились, я знала ее как создательницу хоррора, где буквально летали человеческие ноги, кишки и прочие окровавленные части организмов, оторванные от героев с мясом и богатой на выдумку фантазией. Однако, первой книгой, которой удалось заинтересовать небольшое издательство, был сборник детских стихов. Но, прежде, чем ее взяли в печать, Катя получила внимание: 50! отказов от разных издательств. Так что 12 издательств, отказавшие Джоан Роулинг, это далеко не предел, и отчаиваться никогда не стоит. Потом Катя написала рассказ про школьную жизнь, из которого после доработки вышла целая повесть. 

А позже родился роман о подростках «Самый синий из всех» . Дальше начался процесс под названием «продвижение книги», которым Катя занималась сама, пока не вышла на менеджеров Литреса, в частности, чудесную Полину Воронину, главу комьюнити-менеджмента компании. С ее командой я познакомилась вчера, но вообще о Полине знала и раньше, видела ее выступления на книжных ярмарках. Она правда очень классная, по-настоящему горит своей работой и очень трогательно опекает авторов.

Помимо кучи разных лекций, мастер-классов и вебинаров у них есть бесплатный марафон «Роман за лето»  — это разные материалы о текстах и большой прозе, которые можно читать в соцсетях  в течение лета, поддержка от команды ЛитРеса и закрытый чат с авторами, где сами авторы советуют друг другу как лучше построить сюжет, и просто не дают опустить руки и слиться. Понятно, что не всем дано писать романы, а уж тем более сделать это за одно лето. Но продумать в хорошей компании синопсис, детали и какие-то отдельные моменты своей истории, может быть полезно. 

В общем, я поехала поддержать Катю в шатер «Книгоиздание и журналистика» на пленарную секцию «Звезды янг-адалт».

Что вам сказать. Сначала там было выступление представителей различных направлений. Как-то, издательства ЭКСМО, директора телеканала RTVI, руководителя редакции Mainstream издательства «АСТ» и руководителя одного из направлений гейм-индустрии. В целом по статистике выходит, что очень много читать у нас, как это ни странно, стала молодежь. Читать даже не электронные книги, а бумажные. Читать разное, но на фоне этого разного особенно выделяется жанр книг о молодежи, подростках и их проблемах, а так же различные комиксы. Вот поэтому на неделю креативных индустрий и пригласили комиксистов и авторов, которые пишут о молодежи и для неё.

Но прежде, чем пришли неизвестные мне авторицы, я прослушала еще одну совершенно прекрасную конференцию под названием «Литературные курсы — вред или помощь писателю? Мифы о литературных курсах. Как издаться?»

Вёл мероприятие Егор Аполлонов, журналист, редактор, автор книги «Пиши рьяно, редактируй резво». Спикерами выступали Полина Воронина, руководитель отдела комьюнити-менеджмента ГК «ЛитРес», Сергей Швыдкой, руководитель производственного отдела дирекции «Телекино» ВГТРК, Мария Невретдинова, руководитель социальных проектов Департамента стратегических коммуникаций ИГ «Эксмо-АСТ» и Александр Снегирев, писатель, лауреат премии «Русский Букер».

Говорили очень правильные вещи, все было мило и поддерживающе, но здесь ваш покорный слуга вспомнил, где он, собственно, работает и попросил слова:

— Здравствуйте, уважаемые товарищи спикеры, — сказал всего лишь читатель, — вы очень хорошо выступаете, в связи с чем у меня родился вопрос. Но прежде, чем я его озвучу, скажу: мне кажется, название сегодняшней конференции стоит изменить. Все вы, кто собрался на сцене, имеете то или иное отношение к писательским курсам. Было бы очень наивно и смешно ожидать от вас откровений о том, какой именно вред неокрепшим умам авторов наносит поход за статусом писателя. Ведь, как многие полагают, этот статус присваивается автоматически после пары месяцев сидения на вебинарах. 

Я бы назвала нашу встречу: «Писательские курсы — вред или помощь современной литературе?» Отсюда и вопрос. Вам не кажется, что количество курсов, эта адская машина по производству графоманов, которые бегут менять статусы в своих соцсетях на «Я — писатель», нивелирует само понятие хорошей книги, и заставляет читателей испытывать сложные чувства возле книжных стендов с названием «Бестселлеры сезона»? 

Оставшиеся пол часа присутствующие наслаждались разнообразными ответами на поставленный вопрос, но, чтобы вас не утомлять, я процитирую, наверное, только Александра Снегирева.

Он не считает таким уж ужасным факт существования хороших и плохих книг. Ведь вот есть полка с дошираком, а есть полка с какой-то очень качественной, изысканной пищей. И есть люди, которым нравится именно доширак. Или, допустим, он шел сюда и ужасно захотел кефира, купил не глядя какой-то пакет, и вот он его пьет (делает глоток из бутылки с кефиром), но если бы на его месте сидел какой-нибудь кефироман, то, возможно, начал бы плеваться и кричать «уберите сейчас же отсюда эту гадость!». Хорошо, что есть полка с хорошей литературой, и есть полка с посредственной. Тут важно понять, для чего вообще человек читает? А читает человек в том числе и ради развлечения. И чтоб не сойти с ума в своей малогабаритной квартире. Не выйти в окно от своих проблем. У него кредит и ипотека, знаете.

Еще у начинающего автора или вообще человека, который только хочет начать писать, существует огромный страх. Страх и неуверенность в своих силах. И вот литературные курсы, они буквально накачивают человека этим бесстрашием. Они как бы разрешают сделать то, что давно хочется, но страшно. 

— Я скажу так, если можешь не писать, не пиши. Всем известный постулат, — на этой позитивной ноте итог встречи подвел ведущий Егор Апполонов.

И тут вышли девушки, которые как звезды. 

А звезды в этот день были ослепительно яркие, и все они назывались Солнце, что пекло просто нещадно. Однако, беседа с молодыми писательницами состоялась, была очень доброй и оживленной. Ведущий в частности поинтересовался были ли у авторш хейтеры, и как реагировать на негативные отзывы. В основном все ответили, что дзен приходит с опытом, и, если поначалу каждый ругательный отзыв принимаешь близко к сердцу, то чем дальше в дебри писательства, тем тоще кожа. Катя порадовала историей про благодарного читателя, который написал буквально следующее:

Теперь Катин любимый совет по дизайну книг — каловые буквы на поносной бумаге.

Я спросила у девушек получали ли они обратную связь от представителей профессионального литературного сообщества, может быть какой-нибудь литературный критик оставлял отзывы и рецензии на их работы. И если да, то как им удалось поддерживать свою самооценку на достаточно ресурсном уровне после этого? Увы, авторши янг-адалта ответили, что их творчество не интересно критикам, поэтому никаких рецензий и разборов не было и нет, да и вообще, они сомневаются в том, что критики знают об их существовании. (Возможно, это и к лучшему, подумала я)

Еще мне было интересно, как эти люди, написавшие не по одному роману, включаются в работу. Есть ли у них какие-то свои специальные фишки? Как они настраиваются, слушают ли музыку, читают какие-то форумы по темам своих текстов, заводят будильник — типа пишем по часу в день, и да, пишут ли непременно каждый день или как получится?

Привожу сюда опять же Катино ноу-хау под названием «колбаса»: 

- Для начала я настригла ножницами целую стопку карточек, похитив у сына тетрадь в клеточку. Затем записала все идеи (сюжетные повороты, кусочки диалогов и т.п.) на карточках и разложила их в хронологическом порядке. После вставила пустые карточки в те места, где явно должно что-то происходить, но я пока не знаю, что. Присвоила каждому герою свой цвет, пометила карточки карандашами. Это помогло мне увидеть «дыры» в сюжетных линиях некоторых героев. Пометила цветом пустые карточки, чтобы понять, какие герои должны действовать в этих эпизодах. Разделила карточки на главы и каждую главу превратила в «колбасу», скрепив скотчем. К некоторым колбасам приклеила побочные «горизонтальные колбаски» - поясняющие карточки в духе «Вот здесь она должна понять, что…»  Вуаля!  Эти колбасы очень помогли мне при работе над  первым черновиком. Они структурировали мои сумбурные мысли и задали вектор движения. И, нет, это не сковывало мое воображение. Я многое изменила (изначальные 6 глав превратились в 20), но, имея план, стала просто потихоньку двигаться вперед. Карточка за карточкой. Колбаска за колбаской. И получилась книга, которой я очень горжусь.

А вот разные ответы на вопрос «что самое сложное в карьере писателя?» 

1. Найти свою целевую аудиторию. То есть ты можешь написать книгу, которая нравится только тебе, но пока не понимаешь, кому она может быть еще интересна, она не завоюет многие сердца.

2. Писатель это не человек, который только пишет рукописи, это и продвижение книг, и работа с читателями. И вот очень сложно переключаться между экстравертной и интровертной работой. 
(В этом месте остроумный ведущий беседы заметил, что ограничиться в принципе можно было фразой «Писатель не человек»)

3. Катя сказала, что для нее, как новичка, самое сложное — это просто написать книгу. Ведь помимо писательства у тебя есть куча других дел, семья, жизнь вне литературы, сложно не откладывать, не давать слабину, сложно не бросить.

4. Тяжело начать, если ты неуверенный в себе автор. Все начинают отговаривать, и у тебя появляется негатив. Ты еще ничего не написал, а у тебя уже есть хейтеры (по-моему, какая-то самая неблагополучная история развития автора) Еще тяжело держать внимание аудитории на протяжении многих лет. Если пишешь для подростков, приходится учитывать и то, что они очень сильно меняются от года к году, и ты по идее можешь отстать от реалий текущей жизни со своими темами. Нужно держать нос по ветру.

5. Никогда не отдыхаешь головой, постоянно в ней истории, сюжеты. Даже если не пишешь прямо сейчас, ты все время крутишь в голове свои идеи, и твоя работа всегда с тобой.

Отдельно запомнился момент: когда вcё закончилось, к Екатерине и другим авторам начали подходить подростки с родителями и просить разрешения сфотографироваться на память. То есть понимаете, дети не поленились, доехали до ЦПКИО, чтобы встретиться с авторами книжек, которые они читают. Дети едут на встречу с авторами, дети читают книжки. По-моему, это здорово. 

Посмотрела я и выступление авторов комиксов, у которых был питчинг. Это коротенькие выступления перед жюри на две-три минуты и обсуждение их идей. 

Здесь автор говорит о том, что придумала историю про девочку, которая большую часть времени проводит в интернете за разными играми и не выходит на улицу. Это грустно, но потом героиня понимает, что многие проблемы нашей реальности можно представить, как сюжетные ходы в играх и решать их, оперируя набором определенных функций. Противная продавщица, к примеру, это тот же отвратительный дракон, с которым можно поговорить на языке драконов. 

Очень неожиданной и приятной была презентация Алевтины Савватеевой. Она подошла к микрофону и сказала, что сейчас в части общества такие настроения, словно хотят умалить роль русского солдата в Великой Отечественной Войне. И ей захотелось создать комикс про войну, но скорее не о её ужасах, а о том, как человек в этих обстоятельствах не теряет присутствия духа и силы воли.

— Почему я взяла Василия Теркина — я хотела найти настоящий народный персонаж. Думала о биографиях разных героев, но потом мне казалось, что если я расскажу об одном и не расскажу о другом, выйдет как-то обидно. Нужно было сделать так, чтобы каждый узнавал героя, и чтобы тот был понятным и близким. Так я поняла, что мой комикс будет о Василии Теркине. 

Да, еще одна деталь, говорящая о многом: в парке были представлены IT-технологии, телевидение и стриминговые сервисы, гейм-платформы, новые технологии в дизайне и архитектуре, мода и кулинария, музыкальные индустрии. Но при этом всём возле книжного шатра было просто реально не протолкнуться, то есть, когда я отошла, потом пришлось подпрыгивать и смотреть, что там происходит, и кто выступает. Такие вот, товарищи, дела. 

Подпрыгивала я хорошо, так что знаю: вечером в шатре книгоиздания награждали победителей конкурса косплея по мотивам компьютерных игр, сериалов, литературных персонажей и отдельно русских сказок. А пока их не наградили, я кружила вокруг с камерой телефона, и вот, что из этого получилось.

Одна из ведущих церемонии награждения, персонаж компьютерной игры:

Это чудо победило в одной из номинаций премии:

Несмеяна показала мне эскизы, которые придумала и нарисовала сама:

Еще одна красотка из игры:

Сейлормун и неопознанные мною космические пришельцы:

Забава:

Снегурочка с подругами. Снегурочка получила премию в номинации русских народных сказок:

И просто шикарная черная птица с крыльями, в которые завернулись персонажи из других вселенных:

В шатре Красноярского края вечером царили бармены, я успела к самому окончанию их представления (честно, даже не знаю, наливали там или нет))

И под самый занавес задала героине этого выпуска, Екатерине Бордон, которой по итогу вручили премию, как лучшему автору молодёжного романа в самиздате, свой лично выстраданный вопрос: 

- Катя, что ты можешь пожелать авторам, которые пишут, но никогда не выигрывают никакие конкурсы, не получают премии и имеют читательскую базу из трех человек?

- Таким авторам я могу сказать только: пишите, если это доставляет вам удовольствие! Если нет, то и в топку это все. Ну и ещё, наверное, расширять аудиторию, искать читателя. И пробовать снова и снова отправлять тексты на конкурсы, если вам важно победить. Я отправляю почти каждый месяц что-нибудь куда-нибудь. И не одно! А то бывает так, что человек жалуется, что ни в чем не побеждает, а сам поучаствовал в двух конкурсах за год. Специально под конкурсы очень редко что-то пишу. Потому что в этом случае как раз очень сильно разочарование от проигрыша. А если текст уже есть и подходит, то... почему бы и да?)

Вот такой получился хороший насыщенный день.  Надеюсь, мне удалось поделиться лучами добра, света и молодежного креатива. Спасибо за внимание, всегда ваш, p_ch

#креативные_индустрии #цпкио #новые_критики #альтерлит #самый_синий #книгоиздание #литрес #литературные_курсы

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 95
    21
    529

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Karl

    Комикс по Тёркину, Любопытно)

  • bastet_66

    С удовольствием прочитала статью. Порадовалась за смелых людей, которые не боятся участвовать во всяких литературных конкурсах. Наверное, подобное мероприятие кому-то придало сил, а в кого-то вселило надежду. Интересно было бы получить ответ на вопрос: нужны ли курсы для начинающих писателей? Удивилась комиксам о Василии Теркине, но тут же подумалось: «Почему бы нет? Дети плохо читают, а картинки с короткими записями воспримут на ура». Что поделать, это реальность. Хотя воспринимается, как еще один путь для оскудения умов. Но это мое мнение.

  • mayor

    Да. Прямо сборище фриков. Завидую наличию сил у автора на посещение таких мероприятий.

  • bitov8080

    mayor1 я очень люблю фриков, сама такая

  • bitov8080

    В хорошем смысле, разумеется хохо

  • mayor

    prosto_chitatel Уфффффф (утирая холожный пот со лба)

  • bitov8080
  • hiitola

    О, Боги...