Генрих Манн «Молодые годы короля Генриха IV»/«Зрелые годы короля Генриха IV»

Доброго времени суток, друзья. Сегодня у нас снова на обзоре монументальная европейская классика. Не так давно я писал рецензию на книгу Томаса Манна «Иосиф и его братья». И уже давно решил, что сразу же после этого прочту книгу его старшего брата. Не менее известную, надо отметить. Ну, что сказать? Такая вот у них была пишущая семья.

Генрих Манн «Молодые годы короля Генриха IV»/«Зрелые годы короля Генриха IV»

Сразу хочу сказать, что порекомендовал мне эту книгу человек, мнением которого я не пренебрегу в принципе — мой отец. Упокой Господи его душу. Конечно, если это можно назвать рекомендацией: в определённый момент я вдруг вспомнил, как ещё давно, в моём детстве он об этой книге высказывался сугубо положительно. Прямо скажем, произвела она когда-то на него впечатление. И вот когда я это вспомнил, решение о прочтении было практически предопределено.

Но вынужден признать, что такой формат чтения был с моей стороны ну очень большой ошибкой. Мягко говоря. И относится это не к самим данным книгам, как таковым. Вот ведь в чём дело: я изначально хотел в этом году прочесть не одну, а две книги Томаса Манна (ещё «Доктора Фаустуса» планировал). Но начав читать «Иосифа и его братьев» решил перенести вторую книгу на следующий год. Потому, что понял — этого автора надо серьёзно дозировать. А то как бы передоза не случилось. Ну, и что же я делаю буквально сразу после того, как заканчиваю читать Томаса? Начинаю читать Генриха. Вот и кто, спрашивается, мне сказал, что братья эти не будут похожи друг на друга? А в итоге: передоза я боялся — его и получил. И нет — это не означает, что книга плохая. Просто по факту это оказался ещё один «Иосиф и его братья». Только по размеру несколько поменьше и с другим главным героем. А так, всё одно к одному: эпическое повествование об историческом персонаже, написанное, к тому ж, ещё и очень похожим языком.

Впрочем, «похожим» — не значит «одинаковым». Это, всё же, разные книги и разные писатели. В ряде моментов эта разность чувствуется очень значительно. Например, вы удивитесь, но у Генриха Манна есть чувство юмора! Потому, что у того Манна, который Томас, оного юмора отродясь не водилось. Ни в какой книге. Напротив, у Томаса Манна пафос. Нет, даже не так: у него ПАФОС! Именно большими буквами и с восклицательным знаком. И этим всё сказано. Кроме того, у Генриха Манна слог более лёгкий. Чтение его произведения в куда меньшей степени напоминает карабканье в гору. Но в целом стиль обоих братьев очень похож. Так что я, можно сказать, получил двойной удар. Не знаю, что у читающего человека является аналогом печени, но это у меня сейчас стонет и вопиет к милосердию. Так что не повторяйте моих ошибок, дорогие коллеги.

Впрочем, перейдём к самой книге. А там и в самом деле есть, чем впечатлиться. Оба романа — это, по сути, одно произведение в двух частях. И они — эпос об исторической личности. Именно эпос. И никак иначе. Который, как и следует из названия, повествует о жизни одного из самых выдающихся монархов своего времени (и одного из самых выдающихся в истории Франции в принципе) — короля Генриха IV. Основателя французской королевской династии Бурбонов. Лично для меня книга была полезна ещё и в познавательном смысле. Ведь знал-то я о нём, к стыду своему, не очень много. В основном, только то, что было в другой известной книге — романе «Королева Марго» Александра Дюма. Который, как я теперь уже понимаю, можно было бы назвать историческим весьма условно. Ну, а ещё то, что короля Генриха IV убили агенты иезуитов. Плюс его фраза: «Париж стоит мессы». И это всё. А здесь вся его жизнь была показана настолько подробно и с такими деталями, что ты совершаешь полное погружение в его биографию, и в его эпоху в целом. Ты видишь не только его, но и всех, кто его окружал. И каждый из них показан подробно, даже если его касаются кратко и походя. Там нет картонных персонажей. Там все интересны. Так же, как была интересна та эпоха. А она была ох, какой непростой.

Время действия книги — период одной из крупнейших смут в истории Франции. Это религиозные войны. Сам Генрих стал, буквально, их воплощением — он менял вероисповедание несколько раз. И он не один такой. Те войны вели очень разные люди. С очень разными мотивами. Одни искренне верят, как маршал Колиньи. Другие жаждут только власти, как Екатерина Медичи и герцоги Гизы. А кем-то вообще движет банальная женская ревность, как матерью Генриха. Ну, или похоть, как его отцом. Автор в этой книге, скорее, на стороне гугенотов. Подозреваю, потому, что сам протестант. Если я не заблуждаюсь, конечно. Но картину он, при этом, рисует талантливо и довольно честно. И в этой картине гугеноты не лучше своих оппонентов. «Бедные/несчастные» они сейчас только потому, что проиграли. Такое нынче модно. Но на деле они были такими же нетерпимыми фанатиками. Если не хуже. Ту самую «свободу совести» они признавали только для себя. Но не для католиков: они ж «неправильные», какая им, нафиг, свобода? Нет, судари мои, свобода у нас может быть только для «правильных»...

Узнаёте логику? Без комментариев.

Эпоха показана широкими и густыми мазками. Здесь и Варфоломеевская ночь — её психопатическая атмосфера, изображённая так, словно ты сам видишь этот зловещий полумрак, расцвеченный адскими отблесками факелов в коридорах охваченного резнёй Лувра и жуткими воплями снаружи. Это и вырождающийся дом Валуа, чьё вырожденчество проявляется буквально во всём, и чем дальше — тем больше. Террористические шайки гугенотов, откровенно фашистские банды католиков, «дорогие партнёры» в Мадриде и Лондоне, финансирующие всё это. А ещё это нравы. В том числе и в высших кругах. Какие ж там были высокие отношения! Братья сводят сестёр с любовниками. Мужья откровенно сутенёрят жён. А чего стоит один только эпизод, где Екатерина Медичи сцепилась с дочерью (той самой королевой Марго) из-за любовника и укусила её за задницу, причём, так от души, что едва ли не выгрызла кусок мяса и оставила шрам, обнаруженный Генрихом в первую брачную ночь. В общем, натуральный паноптикум. На фоне которого сам Генрих (персонаж откровенно невеликой морали) объективно кажется одним из самых симпатичных.

И автор ему не просто симпатизирует — он его буквально воспевает. Что особенно очевидно становится в самом конце, когда Генрих гибнет. Что, в общем, не удивительно — покушений на него было, как на Фиделя Кастро. Удивительно, что он вообще ухитрился столько прожить. Но его тёзка, Генрих Манн, показал главное — почему именно великий король Генрих IV был великим. Вернее, почему он таковым стал. И это, пожалуй, главное содержание данной книги.

С чисто литературной точки зрения сам произведение написано безупречно. Здесь вообще никаких вопросов. Автор использует блестящие художественные приёмы, например, подачу информации через разговоры в толпе. Отличный способ экспозиции и погружения в контекст происходящего. И многое другое. Ну, здесь он тоже схож с младшим братом. Хоть, в отличие от него, и не имеет Нобелевской премии по литературе.

Собственно, на этом можно и закончить. Книгу я рекомендую. Хоть и советую не повторять моих ошибок и не допускать передоза — такое чтение надо, всё же, осуществлять поаккуратнее. Даже если вы к нему готовы и натренированы.

Ну, а я напоследок хочу поделиться своим личным, главным впечатлением от того, что я прочитал. Точнее, вопросом, которым я задался уже под конец. Вот был такой король Генрих. Он боролся за власть. И оппоненты его боролись за власть. И все вместе они реально жили в каком-то мрачном, безысходном Аду. Вопрос: а стоит ли оно того? Стоит ли власть жизни в таком мраке?

Хорошего вам чтения, друзья.

#изба_читальня #генрих_манн

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 22
    6
    311

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • chey_tuflya

    Нет, на это я пойтить не готов!(с) 

    Очень тяжелый язык. 

    - Да не согласен я! 

    - Что, с Томасом или с Генрихом?

    - С обоими!  (1/2с)

  • neo_crusader
  • Arhitector

    Статью Павла стоит "лайкнуть" хотя бы только за то, что он, вероятно, в настоящее время единственный из (чуть не написал - из всех 140 миллионов населения страны) всего литературного сайта, а также его широкой читательской аудитории - кто вот сейчас взял и прочёл несколько томов и монументальной, и европейской классики. Поклон в пояс. :)

    Европейцы (немцы, французы) очень неплохо пишут исторические романы о своих прошедших исторических временах. Не являются исключением и братья Манн. Много можно уроков из этих произведений почерпнуть, много мыслей и жизненных наблюдений взять на заметку.

    Однако человек, как на зло, изобрёл одну штуку, которая постоянно нанасит ему лёгкие и средние телесный повреждения, ввиду чего он каждый раз перестаёт внимать голосу разума. Называется - грабли. Каждый раз мы, люди, на них наступаем. Никто не стремится - обойти.

    "Стоит ли власть жизни в таком мраке?" Неоднозначный и большой на самом деле вопрос. Если попытаться ответить на него кратко, получается следующая сентенция: власть - стОит жизни в таком мраке, если мрак настоящего предполагает перерождение в свет ближайшего и отдалённого будущего. Этот "правильный переход" может обеспечить и сама власть, если дружит с головой, сердцем, Богом и своим народом.

  • neo_crusader

    Arhitektor возможно. Но приносит ли это счастье самому обладателю такой власти. Вот вопрос. А за поясной поклон спасибо. Но я реально ими передознулся. Теперь буду отдыхать и читать что полегче.)

  • bitov8080

    Книгу я рекомендую(с) .Спасибо большое за рекомендацию, я ее в школе прочитала ))) Странно, как это прошло мимо вас в юном возрасте.  

  • neo_crusader
  • bitov8080

    Павел Кухмиров а есть такой эффект, когда где-то грубят оно накапливается и выливается в самый неподходящий момент) 

  • neo_crusader

    prosto_chitatel есть такое. Но я сторонник взаимности.)

  • Arhitector

    Павел Кухмиров Вы задали второй непростой вопрос: "...приносит ли это счастье самому обладателю такой власти". Чуть подзавис, раздумывая, как бы сформулировать ответ. Во многом это зависит от личности самого "борящегося за власть", "узурпатора власти", и от определения, что же такое "счастье". Ответ тоже во многом получается парадоксален.

    Чтобы быть до конца честным, скажу, что стремление к власти - один из самых древних инстинктов, ведущий своё начало отнюдь не от неандертальцев или прочих предков человека разумного, а от первых животных, сбившихся в стаю. Этот инстинкт, как и инстинкт самосохранения, гораздо древнее человека. А чем древнее инстинкт - тем более мощными выбросами "веществ удовольствия" он подкрепляется при удачном осуществлении своей работы. Уже хотя бы по этой причине любой и борящийся, и получивший власть пребывает более или менее в счастливом состоянии - как бы он не пытался это отрицать.

    Причём без разницы - несёт ли его власть окружающим тьму или свет. А если власть "узурпатора" сеет не тьму и беспросветность, а, напротив, несёт свет и светлое будущее (объективный или иллюзорный), то "химия счастья" начинает работать у него в организме вдвойне.

    Поэтому, как ни парадоксально, ответ таков: да, любой властитель счастлив. А если он утверждает иное - то лжёт, сознательно или нет.

  • neo_crusader

    Arhitektor это верно лишь в случае, если считать человека совокупностью инстинктов. А если нет? Я вот не считаю. Как минимум, я полагаю, что человека определяет душа. Именно она, а не животное начало. Так и что, даёт ли это счастье? Генриху вот не дало.

  • bastet_66

    Обожаю исторические романы. Книгу, о которой рассказал автор статьи, читала давно. Спасибо, что напомнили. С удовольствием воспользуюсь рекомендацией и перечитаю. Интересная эпоха, удивительные события. Есть люди, не стремящиеся к власти, их устраивает роль спокойного, неприметного исполнителя. А есть люди, которые рождены быть властителями судеб. Такие ради господства над другими с легкостью пожертвуют и своей, и чужой жизнью и будут счастливы этим.

  • neo_crusader

    bastet_66 да это понятно. Но мой-то вопрос был в другом: а обрели ли они это счастье? А если и обрели тот самый "кусочек" (вряд ли больше) - оно того, вообще, стоило? Вот в чём вопрос.

  • bastet_66

    Павел Кухмиров Если уж до такой степени упираться в смысл вопроса, то надо у них спрашивать. Я думаю, счастливы, если счастье состоит для них в обретении власти.

  • neo_crusader