Певец для выживших

Фото: peopletalk.ru

В России у артистов новая мода — собрать Лужники. Баста собрал, «Руки вверх», теперь Лепс собирает. Но с Бастой и Лепсом понятно. Думаю, и граждане помельче соберут: куда людям пойти? Особенно никуда не улетишь, а ведь и без того два года дома просидели. 

И все равно, я бы никогда не поверила, что 72 тысячи придут на «Руки вверх». Не потому, что это не комм, как говорится, иль фо. И не потому, что в 90-е фанаты «Руки вверх» стояли на самой низкой ступени попсовой фанатской иерархии: наверху были поклонники «Агаты Кристи», где-то в середине, по статусности, фанаты «Иванушек», а те, которые любили «Руки вверх» — их вообще не воспринимали. Дно. Музыка для деревенских дискотек. 

Ничего бы не было удивительного в том, что гопники и ПТУ-шницы из нашей юности, став уже уважаемыми дядями и тетями, съехались слушать музыку своих самых школьных лет. Удивительно, что они захотели вновь ее услышать! 

В одной рецензии прочитала: «голос Сергея Жукова знаком всем, чья молодость прошла в лихие 90-е». И я поняла! «Руки вверх» это не лихие девяностые, это их закат. Это музыка первого продыха и первой надежды. Что бы там ни говорили редкие представители столичной интеллигенции, «коммерсы» и дельцы, удачно встретившие начало 90-х в мягких кожаных креслах, про «у нас было самое лучшее время», для большинства из ныне живущих взрослых людей те годы были самым страшным, что пришлось пережить. И вспоминать о тяжелом унижении, страхе, даже голоде никто не хочет. Не верите? Вспомните хоть один коммерчески успешный развлекательный проект с музыкой 90-х или массовыми фильмами из тех лет. Кто-нибудь запускал ремейки Лады Дэнс, Кая Метова, группы «Комбинация»? Показывал сериал «Горячев и другие», где пытали друг друга утюгом? Нет, мы не увидим ренессанса 90-х в современной массовой культуре, потому что человек отторгает любое воспоминание о себе слабом, растерянном, оскорбленном. Были на нашем телевидении попытки запустить дискотеку 90-х и даже фабрику «шлягеров» тех времен, но все проваливалось еще до старта — люди не хотели смотреть и слушать музыку, под которую боялись тогда жить. Какая-нибудь вечеринка в клубе, корпоратив в стиле 90-х — пожалуйста. Большого коммерческого проекта с возрождением поп-культуры 90-х никто сделать не сумел — народ отворачивается. Последним таким провалом была минувшая новогодняя ночь на Первом — с песнями и звездами из 90-х. Кто смотрел ее и слушал? Кто в 90-е сносно жил. Кто жил плохо, расстроился. 

Тот случай, когда воротит. А от «Руки вверх» — нет. Ах, как я, когда-то школьница, сверху вниз смотрела на тех, кто слушает эти песни! Еще я ходила посмеяться перед концертами над их фанатками: они казались мне смешными и глупыми. В школе это была музыка троечниц, под которую те вместо уроков тригонометрии мечтали о любви. 

Смотреть свысока смотрела, но теперь не воротит. Я вспоминаю «Руки вверх» как элемент возрождающейся жизни. Они появились и заиграли из каждого окна, когда мы все потихоньку поняли, что край прошли. Все хиты, которые пели на этом концерте, из самого конца 90-х: «Чужие губы», «Крошка моя», «Девчонки», «Алешка». По стране они пошли в 1998-1999 гг. Когда мы проскочили пик задержки зарплат и пенсий, пережили дефолт. 

Настоящая слава и концертные чесы группы — это начало двухтысячных. Заря новой жизни. Кто пережил те самые лихие, выбравшись на сушу, осматривались и осваивались в будущем, дожить до которого даже не планировали. 

Музыка надежды. Если вам 35+ и в 90-е вы сидели месяцами без денег и под очередной Новый год у вас в переулке сдернули меховую шапку, попробуйте включить сейчас «Дым сигарет с ментолом», «Любовь здесь больше не живет» или «Позишн намбер ту». Хотите слушать? Будете танцевать? Пойдете на концерт? 

Если ответ «да», вы лжете. Все исполнители этих хитов живы и прозябают в безвестности, толпы на их концерты не ходят. Ни одна звезда 90-х, кроме совсем уж приближенных к всесильной Алле Пугачевой, не удержалась на сцене до конца 2000-х. Потому что народ сплевывал их, словно шахтер пыль, выбравшись из шахты. Выхаркивали из себя и выкашливали. Не хотели помнить, иметь ничего общего. Певцы из страшного сна. У меня одна соседка от истощения в 90-е умерла, отдавая еду детям, другая спилась. Обе слушали с утра до вечера Вадима Казаченко. Да я его ни слышать, ни видеть не могу. Дай бог ему, конечно, здоровья и долгих лет, но не могу и все — воротит. 

На «Руки вверх» люди пошли вспомнить себя новыми и возрожденными. Не просто — молодыми, здоровыми и красивыми они себя в Лужниках вспоминали — они шли за тем ощущением надежды и спасения, какое пришло в конце 90-х. 

Начало их встречали тоже с надеждой: заслышав гул истории, думали, что за поворотом ждет новый мир, а оказалось, едет каток, который почти всех нас под себя подмял.

Хорошая была недавно у кого-то опечатка. «Девяностые — бремя великих возможностей». Бремя. Ждали перемен, а как они пришли, то оказалось, что быть бы живу. 

Могу поспорить, что я даже шум листвы помню. Запах воздуха. Вкус воды из-под крана в конце 90-х. Когда мы вдруг поняли, что ад остался в прошлом. И «Руки вверх» помню. «Просто станьте снова маленькими мальчиками и девочками» — говорил Сергей Жуков в Лужниках своим слушателям. Нет, они не пришли на стадион, чтобы вновь стать мальчиками и девочками. Им нужно вспомнить, что играло из соседского окна, когда в их жизнь вернулась надежда.

#новые_критики #руки_вверх #лужники #сергей_жуков

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 78
    22
    1524

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • vpetrov

    На излёте девяностых, а если точнее летом 99-го, в самом дальней дали петербургского Купчино (на углу Будапештской и Дундича) стоял павильон. С пластиковыми столиками, барной стойкой, музыкальным центром AKAI, воспроизводящим не только кассеты, но и CD-диски (!). С продажей пива и тошнотных бутербродов. И крохотным пространством танцпола. Среди автохтонов в китайских  спортивных штанах, он назывался "Диско-ларёк". Пэтэушный контингент. Но, что интересно, почти отсутствовали  прибандитченные элементы. Как-то по школьному всё бурлило. И музыка была на девяносто процентов именно  Иванушек и Ручек. Девчачьи грёзки розовых путяжниц. Но - романтика! Ассоли из швейных путяг и не поступившие в техникумы(!), косящие от армии, Грэи. Действительно, в соседних заведениях - бритые ёжики на цепях, Круг и Метов, а тут - анимэ какое-то.  Грубые, но единороги и страшные, но принцессы... Автор очень точно вывел ценностную формулу этой невыносимой эмоционально-звуковой пурги: Иванушек и Руковверх. Их миссии - Жизнеутверждение после морально-социальной зимы. От их песенок веяло новой надеждой. Креветочной, но жизнью. Они, как мощная струя моч... нет, просто - струя, - смывали густой слой музыкального (и не только) навоза девяностых годов, уходящего века, с ослепительной чистоты фаянса предстоящего Миллениума. Расчищая путь чаемому, несомненному, счастью нового тысячелетия. Их можно смело поставить на одну доску с Цоем периода Перестройки. Практически такая же публика, те же стадионы ( в ближайшей перспективе), пафос ( пикаперский, не бунтарский, но всё же), фирменные ужимки, только образ добрее и честнее. "Манкий". Все снова ждали перемен.

  • YaDI

    Elle кино и наташа королёва? рядомъ?

    какое кощунственное кощунство, блть!

  • bijoux

    ЯДИ Хихи, значит, Наташа Королева рядом с Soft Machine и Сектором Газа - это норм вообще) 

  • YaDI

    Elle более чем

  • Psychoscum

    Перефразируя Веничку Ерофеева, форму эссе нельзя не признать блестящей, а саму идею - ложной.

    90е были временем величайшей свободы, а за неё всегда надо платить. И каждый сам для себя решает, что для него важнее - свобода плюс небольшой риск потерять шапку в подворотне или кибергулаг плюс 2 миска риса и 1 кошка-жена.

    А то что "Руки вверх" - уровень тупорылых ПТУшников, то тут автор права. И поскольку таких 95% насселениия планеты, неммудрено, что их любимые группы собирают стадионы - просто по закону больших чисел. 

  • bastet_66

    Читала статью и все ждала: вот сейчас мелькнет слово «ностальгия». Нет, не мелькнуло. Зато сколько пренебрежения и снобизма в каждой строке к обычным людям, которые, между прочим, и тогда, и сейчас страну на себе волокли и волокут. Вероятно, автор еще не в том возрасте, когда хочется, как правильно сказал Рома Жуков (не могу утверждать, ему ли принадлежат слова), почувствовать себя мальчикам и девочками. Неважно, из 90-х или из 70-х. Естественно, я согласна насчет качества попсовых песен и групп. Тут не поспоришь.

  • valerij_zurkan

    "Агата Кристи" во второй половине 90-х ненамного лучше была. 

  • mossski85

    Валерий Цуркан я сейчас поняла,что в школу пошла в 91-м в( 5-ть лет)-,  а вот конец 90-х как раз был это ниг22р клипы, слава яцам Делф()спасибо Фуголь-это мой корешь, ему старшая сестра типа дала заслушать и продиджи, и агату кристи еще с сектором газа во дворе лабали, а еще у моего кореша была касета с красной плесенью)), а алиса у меня асоциируется с трассой е-95, а вот фредди и что-то более сознательное было уже в старших классах и универе,  с моря приперли попсу "яя кокоджамбо и что с втаком стайле"Зы. ну у бати были битлы и всякое такое на пластинках, и как ща помню серов!но он хоть рандомно на приемнике в машине играл

  • sgb

    Спасибо. 

    Просто - беличьей кисточкой по тестикулам... 

    Про@банная молодость, прошедшие года...