Рецензия на фильм «Преступления будущего»

#новые_критики #преступления_будущего #бионуар #вигго_мортенсен #лея_сейду #декаденс #dead_society #микропластик

год: 2022
режиссёр: Дэвид Кроненберг
в ролях: Вигго Мортенсен, Леа Сейду, Кристен Стюарт, Лихи Корновски, Скотт Спидман, Дон МакКеллар, Надя Литц, Таная Битти

 


Футуристический привет зрителям!

Именитый режиссёр Дэвид Кроненберг, как и положено вольнолюбивому канадскому либералу, обожает исследовать наиболее тёмные стороны человеческой психики и раздвигать всяческие окна Овертона. Ещё со времён замечательной «М. Баттерфляй», «Завтрака нагишом» и «Автокатастрофы», одной из главных тем его исследований стала эволюция общественной морали и сексуальности в постиндустриальном обществе. «Преступления будущего» успешно продолжает эту традицию, с тем различием, что вивисекция человеческой сущности теперь проводится в буквальном смысле, идеально попадая в тон нового тысячелетия.

Фильм открывается шикарной сценой, в процессе развития которой мы наблюдаем пацана лет семи, с аппетитом поедающего пластиковое мусорное ведро. Не знаю как у западного зрителя, но у меня сцена немедленно вызвала ассоциации с художественным фильмом «Жмурки», мол, Павлик, не жри ведро, мать заругает! Ну а мать, кстати, и правда не оценила диету сына и немедленно задушила его подушкой. И правильно, считаю, сделала, нечего предметы обихода портить.

Далее по сюжету становится понятно, что кино повествует об относительно недалёком будущем, когда степень загрязнения природы достигла такой степени, что начала непосредственно влиять на генетику человека. У подавляющего большинства людей оказалась поражена нервная система, причём нарушение оказалось крайне избирательным — у них радикально повысился болевой порог. А некоторые люди, сохранив способность чувствовать боль, начали мутировать прямо на глазах, регулярно отращивая новые органы.

Главный герой по имени Сол Тенсер относится к последней категории, у него диагностирован «синдром ускоренной эволюции» и каждую неделю у него вырастает новый внутренний орган непонятного назначения, который приходится вырезать. Тенсер, не будь дураком, немедленно обратил свою проблему себе на пользу; нашёл красивую ассистентку по имени Каприс, когда-то бывшую хирургом, купил биомеханический модуль для вскрытия трупов и превратил свои рутинные операции в элитное шоу. Надо сказать, что в мире будущего косметические модификации тела пользуются огромной популярностью, равно как и травмирование партнёра во время секса, ибо, как прямиком заявляет один из персонажей, хирургия и есть новый секс. 

Вокруг Тенсера, ставшего звездой мирового масштаба, вращаются агенты Регистра Органов — полицейской структуры, регулирующей вопросы человеческой эволюции, а также представители некого тайного общества, убеждённые в том, что эра homo sapiens уже завершилась, и будущее за мутантами, способными питаться пластиком. Возглавляет культ мутантов Лэнг — отец того самого мальчишки, который уплетал мусорное ведро — парень был рождён с мутацией, позволяющей ему переваривать пластик и должен был стать основателем нового подвида людей. Лэнг хочет, чтобы Тенсер, пригласив максимальное количество зрителей, произвёл публичное вскрытие трупа его сына и доказал всему человечеству, что оно устарело. Но Тенсеру не до этого — в него влюбляется одна впечатлительная сотрудница Регистра, а он, увлёкшись сенсуальной хирургией, совсем забыл, как заниматься обычным сексом. Да ещё и полиция, как назло, лезет в его дела и пытается убедить его внедриться в секту поедателей пластика, которым сам Тенсер начинает всё больше симпатизировать.

Визуально, композиционно и стилистически «Преступления будущего» — несомненно шедевр. Кроненбергом методично продумано и предусмотрено всё: серо-коричневая гамма, вечная полутьма, мёртвая природа, полузаброшенный город, пыль, грязь, запустение, десятки слоёв граффити, любовники, режущие друг друга в подворотнях, великолепный электронный саундтрек и разумеется, внушающие ужас биомеханические машины, словно вышедшие из мастерской покойного Гигера. Персонажи проработаны не менее тщательно — редко где можно увидеть столь же изысканные по форме, но абсолютно пустые внутри аватары, некогда бывшие людьми. Эти бледные тени не живут, а скорее существуют, подсознательно понимая, но при этом всеми силами отрицая бессмысленность этого процесса.

Сцены хирургического секса (или сексуальной хирургии, как кому нравится) это и вовсе отдельное достижение в области визуального искусства и креативных фетишей. Вычурный саркофаг, в котором происходит действие, бионические манипуляторы со старомодными скальпелями, мерно рассекающие плоть, пульсирующую в свете тысячеваттных ламп, продвинутые формы орального секса, когда девушка просовывает голову в брюшную полость и стимуляции подвергаются внутренние органы — всё это неописуемо согревает душу эстета. Нельзя не упомянуть столь тонкую деталь, что во время операций у субъектов практически не выступает кровь; можно, конечно, списать этот факт на всеобщие мутации, но имеющие хотя бы начальные познания в области медицины немедленно применят бритву Оккама — не кровоточат в первую очередь трупы, что ещё раз прозрачно намекает на статус персонажей.

Совокупность этих элементов создаёт крайне объёмную и реалистичную атмосферу мёртвого общества, полностью потерявшего какие-либо моральные ориентиры, и продолжающего существовать по инерции; в фильме прекрасно изображены ярко выраженные дегенераты, всеми силами старающиеся заполнить внутреннюю пустоту всё более экстремальными формами развлечений. Символизм Кроненберга прост, понятен и очевиден — в «Преступлениях» отражены все те же пороки и декадентские тенденции, присутствующие в современном обществе, разве что пока не в столь ярко выраженной форме. Впрочем, желание помешанного меньшинства отрезать себе как можно больше органов, непременно делая из собственного безумия публичное шоу, и микрочастицы пластика, уже проникшие даже в нектар цветов, подсказывают, что до описанного режиссёром состояния человечества нам не так уж и далеко. 

Нельзя однозначно утверждать, что своим последним произведением Кроненберг сказал новое слово в области искусства — в конце концов эстетика электродрели в черепной коробке явно позаимствована у раннего Абеля Феррары, а аккуратно надрезанная грудь Леи Сейду отсылает к гениальному «Убийце No.1» Миике. Да и показанное режиссёром «искусство перформанса» уровня пришивания субъекту лишних ушей до боли напоминает квинтэссенцию Веймара, который закономерно заканчивается массовым сожжением таких произведений на кострах. Но куда важнее безупречно нейтральная позиция беспристрастного исследователя, унаследованная ещё со времён идейно близкой «Автокатастрофы» — Кроненберг создаёт гиперболизированную версию реальности, отражая все точки зрения, не одобряя и не осуждая своих героев, таким образом предоставляя зрителю возможность самостоятельно делать выводы. И получается это у режиссёра настолько успешно, что его бионуару немедленно веришь, а на многочисленные нестыковки и белые пятна сюжета (в частности, вы пробовали откусить кусок помойного ведра? Там толстый пластик, который не всякий мастифф прокусит, а тут малолетний ребёнок) начинаешь обращать внимание уже после просмотра.

Кроненберг всегда крайне внимательно относится к вопросам кастинга и «Преступления» не стали исключением. Вигго Мортенсен, многократно и плодотворно сотрудничавший с режиссёром, традиционно прекрасен — Тенсер в его исполнении идеально балансирует между бессмысленностью старого мира и пугающей неизвестностью нового. Лея Сейду, мало того что щедро предоставляет своё ещё относительно свежее тело для творческих экспериментов режиссёра, так ещё и крайне удачно создает на экране образ спутанного клубка экзотических идей, скрывающих чёрную дыру. Кристен Стюарт в очередной раз доказывает, что «Сумерки» это всего лишь ошибки молодости, бюрократ Тимлин в её исполнении — живая концентрация сексуального влечения, фрустрации и готовых вырваться на поверхность латентных фетишей. Также замечательно отработали Надя Литц и Таная Битти в роли парочки наёмных убийц: надо будет — биокомпьютер починят, а в случае чего и клиенту голову просверлят, сразу видно, девчонки что надо.

Итог: замечательный артхаус от неувядающего таланта настоящего мастера. Близкая к идеалу комбинация стиля, философии и чёрного юмора. Рекомендую.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 47
    19
    481

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • kozaroza

    вчера таки зазыряла, аж до 44-й минуты, почему до 44-й? потому как муж, взял и переключил: ибо мы стобой это гавно уже смотрели, ты что не помнишь? а я помню только про ведро и про то как мамаша ребенка подушкой задушила, видимо это самое яркое  nj xnj что остается, ну,ч то хочу сказать по этим 44-минутам, идея понятна, реализация-гавно, и нудно, досмотрю, но я тут качнула другие фильмы, да и после работы, лучше на Оку на велике на тот берег мотнусь

  • sgb

    Спасибо Автору. Он всегда умеет заинтересовать читателя и заставить думать.

    Фильм, скорее всего, смотреть не буду, ибо, Кроненберга считаю извращённым шизофреником, а , как всем известно, шизофрения заразна.

    (пардоньте за жонглирование запятыми, это было необходимо  для вызова у вас эмпатической вовлечённости в осознание нижеследующего текста). 

    Однако! 

    Читая отзыв споткнулся о термин "постиндустриальное общество".  Не то чтобы не помнил полит.экономию и научный коммунизм, но не вспомнил что идёт за стадией постидустриализации. 

    (кстати у К.Маркса такого термина - "постиндустриальный"- нет. У папы Карла всё было проще и человечнее. Первобытно-общинный. Рабовладельческий.Феодальный. Капиталистический. Коммунистический строй)

    Напомню (вру - скопипастю) - постиндустриальное общество - это стадия развития общества, когда сектор услуг генерирует больше богатства, чем производственный сектор экономики. 

    А что после постиндустриального общества будет с обществом? 

    Самое интересное, ответа на этот вопрос не нашёл.

    Современная наука считает постиндустриальную форму финальной стадией развития человечества.

    ...

    Ещё раз, - Спасибо автору. Люблю читать Костина именно потому, что он умеет писать не о фильме, а о идее фильма. 

    Жду следующих обзоров с нетерпением.

  • shelley

    Шесть Грустных Букв Думаю, вслед за неудавшимся постиндустриальным обществом снова будет индустриальное, только и всего. Зерно, нефть и металлы по-прежнему всем будут нужны. И даже наверное больше прежнего - учитывая, что мировая пирамидка единого рынка уже развалилавается, красивая логистика дешевого пост-индустриального мира разорвана, и теперь во многих сферах надо всё начинать сначала (и по более высоким ценам). Хипстерский рай кончился, вместо креатива надо снова учиться класть кирпичи, растить картошку и доить коров. Сказки про "пост-информационное общество" можно просто забыть, как утопию Томаса Мора.  

  • sgb

    Лёха Андреев 

    к сожалению, с большой степенью вероятности, постиндустриальное общество за три- четыре поколения приведёт мир либо к апокалипсису, либо к варианту близкому к "Gattaca" Эндрю Никкола.

  • Psychoscum

    Шесть Грустных Букв возможно, в наше время просто осталось слишком мало людей, способные эти самые внятные теории формулировать. Интеллектуальный потенциал есть, но бешеное количество абсолютно лишней, ненужной и бессмысленной информации в мировом "эфире" мешает эффективно организовывать мыслительный процесс.

    Также проблемы создаёт характерная для нашего времени крайне узкая специализация, сужающая горизонты мысли.

  • shelley

    Из обзора сложилось ощущение, что он просто переснял Crash на стероидах. Ну то есть я просто ничего нового не услышал и не увидел, а только "ещё больше того же самого".  

  • Psychoscum

    Лёха Андреев Скорее "расшИрил и углУбил", как говаривал Михаил Сегреевич.

  • Karakum

    Ушел смотреть. Спасибо за рецензию.

  • Dmitriy70
    Нуу, не самый лучший фильм у Кроненберга, но режиссёрский почерк чувствуется. Ну а голые актрисы во главе Леа Сейду - это же всегда.