vasyukhin Влад Васюхин 22.06.22 в 15:11

Живой и консервированный

У меня есть приятели, культурные, к слову, люди, музыкант и режиссер, которые пьют всё, что горит. Они недурно разбираются в музыке, театре, эстраде, шарят в иных видах искусства, бывают на обедах в приличных домах, а вот в алкоголе ничего не понимают. И с какого-то времени, приглашая их в гости, я ничтоже сумняшеся ставлю рядом с ними самое демократичное вино. Как в анекдоте — «Шато Пакет». Его еще называют пикниковым. «Вам, товарищ, все равно». Они не обижаются. Им вкусно. 

А другой приятель, телевизионщик, постоянно приходит на мои вечеринки с бутылкой полусладкого. «Я не с пустыми руками! — вопит он с порога. — Я "Лыхны" принес!» Мы все уже устали твердить ему, специалисту в подковерных политических играх, что нормальные люди не пьют полусладкие вина (вон даже музыкант с режиссером нос воротят), что это моветон. В итоге телевизионщик выпивает своё полусладкое в одно рыло и уезжает счастливый.

Кстати, слепые дегустации показывают, что многие наши граждане не в состоянии отличить даже красное вино от белого, а уж настоящих энофилов вообще раз-два и обчелся.

Простите за длинную увертюру. Колонка будет все-таки о театре. Что же касается алкоголя, то верность интеллигенции спиртосодержащей продукции из нижней ценовой планки часто объясняется банальной нехваткой средств. Как пел Высоцкий, «а гадость пьют — из экономии!» 

Итак, о театре. Поскольку я хожу туда, как на работу, и нередко, увы, за свой счет, то вынужден экономить на билетах и покупать лучшее из худшего (это я о местах — боковые, откидные, приставные). Театроголики меня поймут. Понятно, что иногда можно пересесть поближе, поцентровее, хотя обычно я эти прыжки не практикую. Порой можно обилетиться по акции, со скидкой, по промокоду, бывает, что кто-то отдает горящие билеты по причине болезни или изменившихся планов, но все равно цены на драматические спектакли у нас сейчас какие-то неприличные или, как заявила одна моя знакомая, нездоровые. В Европе и Штатах такого нет. 

Театр «Мастерская Петра Фоменко» — пожалуй, чемпион страны по ценовому беспределу. Понятно, что здесь, как и везде, в репертуаре имеются старые или не очень ходовые зрелища, их предлагают за вменяемые деньги, а есть, скажем спектакль «Рыжий» по стихам Бориса Рыжего, где цена за билет — 10-20 тысяч рублей. Есть «Одна абсолютно счастливая деревня» по повести Бориса Вахтина — от 5 до 20 тысяч. И есть спектакль-лидер по наполнению кассы — «Моцарт, "Дон Жуан". Генеральная репетиция». У него верхняя планка — 30 тысяч.

Посмотреть «Моцарта...» всякий театральный критик, продвинутый театрал, а уж тем более, светский лев просто обязан. Как писал «Сноб», это главная сенсация Москвы. Во-первых, это спектакль Дмитрия Крымова, который сегодня как бы номер один в отечественной режиссуре. Ну или один из первых (вспомним, что есть Бутусов, Додин, Могучий, Богомолов, а до недавнего времени — Туминас, Карбаускис и Серебренников). Во-вторых, в этом году он был отмечен национальной театральной премией «Золотая маска» за лучшую режиссуру и мужскую роль (а всего был лидером по числу номинаций — девять). В-третьих, многие эксперты поставили его в верхние строчки рейтингов. Ну и, в-четвертых, как ясно уже из названия, это зрелище о театре, о его кухне, о святом и мучительном чуде рождения спектакля. Это во многом рассчитанная на своих, на посвященных, пародия на режиссерский театр. Некий гениальный старый мэтр, театральный диктатор (его играет Евгений Цыганов в маске) репетирует оперу Моцарта, попутно решая миллион проблем. 

«Моцарт, "Дон Жуан". Генеральная репетиция», режиссер Дмитрий Крымов

Интересно! Только вот выложить хоть 30, хоть 10 тысяч я бы мог еще, если бы из гроба встал Константин Сергеевич Станиславский и сыграл Гаева в «Вишневом саде», а в данном случае — увольте. Но и пропустить нельзя, раз уж я подрядился писать о театре и вообще как-то отслеживать ситуацию. Пресс-служба обещала помочь, но только после дождичка в четверг, когда спадет ажиотажный спрос.

В общем, на днях я плюнул и решил опроститься — посмотреть трансляцию в кинотеатре на большом экране. А это всё равно, что для гастрономического критика типа Антуана Эго из мультфильма «Рататуй» пожрать в KFC. Дальше только секс с резиновой куклой.

Уже несколько лет функционирует такой проект TheaterHD, в рамках которого показывают оперы, балеты, драмы и комедии из лучших театров мира (говорят, что инициатором стала нью-йоркская «Метрополитен-опера»). А теперь можно посмотреть киноверсии и популярных московских спектаклей. 750 рублей за Крымова — это, согласитесь, еще по-божески, хотя и раза в два дороже обычного кинопоказа. Кроме цены, есть и другие плюсы: выбор удобного сеанса и зала, комфортного места, возможность увидеть действие с разных точек, а персонажей — крупным планом и с хорошим звуком.

Но, увы, немало и минусов.

Вот тут и начинается самое главное: мне этот крымовский «Моцарт...» скорее не понравился, точнее, не оправдал моих перегретых ожиданий и надежд, не показался шедевром, и причиной тому мои знакомые назвали именно то, что смотрел я его по трансляции, а не живьем.

Можно до хрипоты спорить (в период пандемии, когда театры мира вывалили в интернет сотни архивных видео, такие споры шли в соцсетях постоянно): стоит ли смотреть спектакль в записи? Даже более того: существует ли в принципе театр в записи? Мол, с таким же успехом шедевры живописи можно рассматривать на почтовых марках. Считается, что в подобном случае теряется главная особенность театрального искусства — здесь и сейчас. Уходит сопричастность и соучастие. Визит в театр перестает быть событием. 

Одна моя коллега, видевшая этого «Моцарта...» живьем, через год решила посмотреть запись. Ну посмотрела и призналась, что в киноверсии «много всего ушло». И главное — энергия зала, магнетизм актеров. В театре, говорит, все воспринималось иначе.

Вот сижу и не пойму: то ли спектакль у Крымова не так бесподобен, как о нем говорят и пишут, то ли надо все-таки смотреть его в нормальном театре без приставки «кино»...

#новые_критики #театральный_обзор #дмитрий_крымов #theaterhd #театрвзаписи

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 9
    8
    287

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • YaDI

    вот же, блин, дилема у масквичей, в тятр итти на спектакль или в кинозал. нам бы ваши проблемы. единственный столичный спектакль, который видел, это женитьба фигаро с мироновым, ширвиндтом, васильевой, бабушкой пельтцер... нувыпонели. причём даром, то есть по тв ящику. аа, вспомнил, еще принцессу турандот, тоже старую советскую запись, тоже понравилось.

  • vpetrov

    Да. Мучительный зуд театральности. Везде.

  • ampir

     И с какого-то времени, приглашая их в гости, я ничтоже сумняшеся ставлю рядом с ними самое демократичное вино. Как в анекдоте — «Шато Пакет». Его еще называют пикниковым. «Вам, товарищ, все равно». Они не обижаются. Им вкусно.

    Вот таков я, Влад Васюхин)

  • Arhitector

    Я честно говоря не вошёл (как говорит сейчас молодёжь), к чему была эта 4-абзацная увертюра про алкоголь :) Что интересно, я реально знаю людей, которые смотрят театральные постановки не то что бы в кинотеатре... а на экране монитора. Если нет Москвы и московских театров под боком - чем не вариант?...

  • bastet_66

    Это было неожиданно: сравнить интеллигенцию, пьющую дешевое вино, с тоже дешевым просмотром театральных постановок в кинотеатре на большом экране. Но суть одна, с этим не поспоришь. Хотя стало обидно за людей, которые не могут себе позволить выложить за билет в театр не то, что 30 000, но даже 5 000 рублей. И не потому, что их интеллектуальный уровень низок, а потому что нет финансовых возможностей.