Lenin, vodka, sputnik, babushka... Tcheburashka

Россия делает ход конем и выводит на орбиту свой главный козырь — Чебурашку. Союзмультфильм приступил к съемкам полнометражного фильма о гражданине из ящика с апельсинами. Вместо Гены — смурный садовник Сергей Гармаш. Вместо старухи Шапокляк, судя по титрам, Елена Яковлева. Гена-садовник, словно наполетанец, ездит на дорогом ретромотороллере (Vespa?) и живет в старинном особняке с огромными залами и добротным интерьером. Дети гуляют на красочной европейской ярмарке. Какие-то люди приезжают на роскошном автомобиле явно не производства ЗАЗ. Дети — как из каталога H&M, женщины — сдержанные миссис, одетые из последней коллекции лондонского магазина Harrods. Красивые, сверкающие успехом, уверенные в себе европейские дяди, тети, мальчики и девочки все вместе запускают кого-то на ракете, для этого у них не российский космодром, а добротная европейская ратушная площадь. 

Фильм снимают в Сочи, но производит он впечатление Европы. Крепкой такой старой Европы. Все красочное, взрывное и в каждом кадре европейское. Семейный лакшери-фильм из сочинского дендрария. Для почтенных европейцев. 
А как же обшарпанная комната Гены с капающим умывальником? Самодельные качели из арматуры? Дом дружбы из занозистых досок? Грустные звери, товарищи Гены по работе в зоопарке? Где наша экзистенциальная тоска и прямо-таки достоевская тема одиночества, которые в свое время покорили японцев и даже шведов? У японцев, кстати, Союзмультфильм недавно захотел вернуть права на использования образа Чебурашки — японцы же их в 2000-е купили. Тогда наши рады были все продать, даже Чебурашку. А теперь, смотрите-ка, пригодился!
Интересно, зачем киностудии понадобились эксклюзивные права на этого Чебурашку именно сейчас? А потому что она планирует своим фильмом завоевать мир! Кино снято... не то чтобы для иностранцев, а с очевидным желанием самим сойти за иностранцев. Россия в этом фильме вовсе даже и не Россия, а какой-то обезличенный благополучный мир, где в домах с огромным потолками и изящными башенками живут люди, нанимающие себе садовника. Наверное, создателям кино показалось, что в этом залог успеха. Ну и, похоже, Чебурашкой решили покорять мир. Для чего сочли нужным его дерусифицировать: сделать выхолощенным европейцем, поместить его в мир, где никакой Россией и не пахнет.
Тяга к успеху понятна. Попытка сорвать на Чебурашке куш и влететь в мировую индустрию — тоже. Верхом на Чебурашке в рай собрались. Ничего страшного, дело хорошее. 
Но насколько успешное? Недавно глава Союзмультфильма Юлиана Слащева на всю страну говорила о необходимости для российской анимации искать себе международного зрителя. А в начале года в прокат вышел наш полнометражный фильм «Мальчик-дельфин», снятый совместно с турецким режиссером в совершенно американских традициях. Я бы даже сказала, что он был сделан не в подражание, а в повторение успеха диснеевских подобных лент, где однотипные персонажи кочуют из мультика в мультик, представляют то гавайцев, то индейцев, то маори с латиноамериканцами. Много песен, волшебства, обязательно злое чудовище — все высчитано по секундам: сколько реплик до песни, сколько цветов в кадре. Однотипная лабуда, запущенная по лекалу однажды хорошо выстрелившего мультфильма. «Моана», «Энканто», «Райя», «Айнбо», «Лука» туда же. 
И вот после всего этого вторичного продукта наша страна, имея сильнейшую школу анимации и неплохие государственные ресурсы, имея свою узнаваемую традицию мультипликации, свой колорит и свои фольклорные истории, снимает обезличенную сказку, действие которой происходит где-то примерно в Марокко. Персонажи, сюжет, отрисовка — все как у американцев, а последнее — даже немного похуже. Очевидно, что «Мальчика-дельфина» делали с прицелом покорить мир. Перетянуть к себе часть мирового зрителя, который с интересом пойдет в кинотеатр узнать, что и культурный мир не однополярен. 
Закрываю глаза и прямо вижу, как вся анимационная индустрия и все телеканалы (там чуть не все они приняли участие в создании фильма) достают из кубышек последнее и делают ставку на Чебурашку. Вот он выйдет, вот он выстрелит! Вот все увидят, что мы можем снимать детское кино не хуже американцев или французов. Что у нас есть свой дизайн, свой постпродакшн. И свой Чебурашка — такая милая история.
Весь мир поразится и пойдет смотреть — что это за Россия такая, которая умеет снимать не хуже Диснея? 
Печально. Не пойдет. Мир ходил на наши мультфильмы («Маша и медведь», «Смешарики», «Фикисики») или наше кино («Ночной дозор», «Эпидемия»), когда мы снимали не «не хуже», а другое. И Чебурашка этот японцам так понравился, потому что другое. Никому не нужна сотая по счету «Моана», если все уже посмотрели первую. 
Чебурашка, работавший в магазине игрушек, грустный крокодил Гена из каморки, ответственная пионерка Галя — это ведь в Чебурашке главная ценность. То, что сейчас называется фактурой. Все гонятся за экзотической фактурой и хорошим сюжетом. Сюжет с Чебурашкой прошел уже все проверки временем. Если у создателей фильм стояла задача удивить россиян, тогда, может, и впрямь надо снимать Чебурашку в европейских интерьерах и со стильной Шапокляк. Если же решили удивить мир, затея вряд ли удастся: все это Европа уже давно видела.

#новые_критики #чебурашка #tcheburashka #сергей_гармаш #елена_яковлева

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 36
    16
    2092

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • alexeygagach

    Авторка права. Везде одно и то же. Светлые люди с прозрачными ногтями и розовыми мочками ух стараются как следует наподрожать и думают - ух, как у нас все выйдет! Выходит, но не из того места, что они ожидали. Вторпродукт выходит. И так везде, куда не ткни. Этим уже срали! 

    Музыка, бля. Сколько тупых идиотов пытаются косплеить западные рок-группы? Нихуя! 

    Литература! Ну любите вы Паланика, хуяника, нихуяника. Это второй раз никому не надо. 

    А мультики, это отдельный пиздец. Но скажу, что мы не одиноки. Америка тоже пострадала от многочисленных актов кино-геронтофилии. Про это даже в Южном Парке серия была. Да.


    Доклад окончен. 

  • bitov8080
  • alexeygagach

    писарчук можно создать Чебуретку. Табуретка для кастрации с прорезью в седалище и двумя скругленными ножками. Её покровитель - Клавдий Тифлисский. Облезлый макак с грустными глазами на взморье, с которым не хотят фоткаться дети. 

  • sevu

    Союз писателей России  общеизвестный факт,затёртый до банальности, Уже давно известно, что снимают такое кино для обзорщиков только ютуберных.

    Обзорщики: Ааа! Дно пробито!

    Кинематографисты: Размечтались.Нет предела совершеству, обозревайте следующее!

    https://www.youtube.com/watch?v=U3DZbSKht1g

  • Karl

    Пусть пробуют снимают фильм, это хорошо.

    Феминистки тут на Успенского бочку катили год назад где -то. Дочурка его на голову больная фем-идеей кипеж подняла типа папочка меня наказывал жёстко в детстве и тд. а это насилие в семье и мамашу притяснял. И мол говорит типа не смотрите мультике про Чебурашку как вам не стыдно вы смотрите автора-тирана, который создавал миры детям а свою дочку наказывал с мамашей. Я Говорю ей мало тебя лупили дуру, что ты хайло на отца родного открываешь, да и ещё на покинувшего этот мир гения! Сколько спрашиваю тебе некоммерческие фонды Диснея заплатили, что бы ты имя Успенского опорочила, сука?! Тут на помощь её хлюст трансгендерный нарисовывается, толи баба толи мужик с грудями и говорит голосом задрота, а давайте так давайте отчислять деньги с паказов Чебурашки, Проостаквашина в фонд имени насилия в семье! Я ему\ей  кричу ты с дуба рухнул\ла мудак/ мудачка? Хорошо, говорю, давай сейчас книжки Гитлера  Майн Камф тогда отчислять проценты всем наследникам пострадавших народов!

  • jatuhin

    По Лошарику скучаю

  • bastet_66

    Спасибо автору за статью. Печально, что даже в свете последних событий мы по-прежнему стремимся заискивать перед ТЕМ зрителем. Конечно ради толстого кошелька. Понимаю автора. Мое детство связано с этим персонажем, и смотреть, как его превращают в нечто, очень грустно. Но это проще, чем придумать другого запоминающегося героя.

  • Arhitector

    Замечательные российские современные мультики сейчас, конечно же, есть. Например, мультик-сериал "Пинкод" (отдельная ветвь "Смешариков") по моей шкале выполнен на твёрдую пятёрку, а весь коллектив, его создававший, достоин почётной государственной премии, и может быть даже не одной. Кроме того, реально знаю десятки семей, дети в которых (да и взрослые тоже :) ) почерпнули массу интересных сведений из этого мультика, как на этапе дошкольной жизни, так и будучи учениками начальной школы.

    Думаю, можно было бы сделать и замечательное мультпродолжение "Чебурашки", если подойти к этой задаче с чувством, толком, расстановкой.

    Фильм же, да ещё с "современными прокладками", пока вызывает чувство как минимум настороженности...