cp
Alterlit

Рецензия на фильм «Жажда золота» / Gold

#новые_критики #золото #постапокалипсис #драма #зак_эфрон

год: 2022
режиссёр: Энтони Хэйес
в ролях: Зак Эфрон, Энтони Хэйес, Сьюзи Портер

 

Привет зрителям!

Иногда бывает, что судьба удивляет тебя в тот момент, когда, казалось бы, ты видел всё, что только можно увидеть. Посмотрев за последнее время с полдюжины свежих постапокалиптических картин от голливудских ремесленников различного калибра, я не ожидал ничего особенного от низкобюджетной австралийской поделки под названием «Gold», которую наши гнусавые аутисты почему-то перевели как «Жажда золота». Тем не менее, подобно самородку, найденному героями картины в пустыне, картина преподнесла приятнейший сюрприз.

Фильм повествует о наиболее опасном типе апокалипсиса — экономическом. В недалёком будущем активно размножающееся насление планеты всё-таки обрушило собственную кормовую базу и вызвало голод в глобальном масштабе. Бумажные валюты рухнули, началась гиперинфляция и все реальные расчёты перешли на золотую основу. Соответственно, цены на золото взлетели и добыча даже мельчайших крупиц драгоценного металла неожиданно стала рентабельной. Правительство Австралии, у которого банально закончились деньги на поддержание порядка, фактически отказалось от большей части пустынных территорий страны и добрая половина континента стала серой зоной анархии, где банды и одиночки пытаются выжать последние капли ликвидности из заброшенных золотых шахт. 

И вот в этот сорокаградусный ад и прибывает главный герой — человек без имени, бывший горожанин, готовый отдать последние деньги за крохотный шанс добраться до золота. На конечной станции полузаброшенной железной дороги — последнем оплоте цивилизации — его встречает водитель, подрядившийся за 200 золотых долларов отвезти протагониста на прииск в глубокой пустыне почти в 2 тысячах километров от станции.

По пути герои знакомятся, обсуждают последние новости, в том числе пшеницу по 23000 долларов за тонну, голодные бунты в городах, и постепенно присматриваются друг к другу. Полный житейской мудрости водитель, выяснив, что главный герой получил информацию о приисках из третьих рук и не понимает фактической ситуации, деликатно намекает наивному горожанину, что в глубокой пустыне царит анархия и полный беспредел, и если ты сам не крутой бандит, то ни о каком шансе намыть золото и уйти с ним с прииска речь не идёт — тебя тупо обратят в рабство и заставят работать до смерти, на что одарённый экс-яппи, не умеющий даже нормально поменять колесо у джипа, отвечает, что мол, верит в лучшее и не боится тяжёлой работы. Видя такую степень идиотизма, водитель уже начинает задумываться о том, как бы ловчее дать клиенту по голове, украсть его скарб и бросить тело на съедение собакам динго, но судьба распоряжается иначе. 

Во время остановки и текущего ремонта машины главный герой отходит на несколько метров от условной трассы и буквально спотыкается о гигантский золотой самородок размером с платяной шкаф и весом в несколько тонн. После недолгого ликования и попыток утащить сокровище лебёдкой господа старатели приходят к выводу о необходимости доставать экскаватор и выкапывать добычу. Нерешённым остаётся единственный вопрос — кто поедет за техникой, а кто останется охранять находку? Казалось бы, учитывая тот факт, что золото нашли малознакомые люди, доверять друг другу в таких условиях просто глупо, а значит, единственный рациональный шаг это отметить свою позицию с помощью GPS, благо аппарат с собой есть, отколупать от самородка максимально возможный кусок и везти его на продажу, чтобы затем купить технику и вернуться за остальным. И уж конечно, в процессе подготовительных работ ни на секунду не выпускать партнёра из поля зрения, ибо пара тонн золота может вскружить голову любому. Увы, но оголодавший и слегка одичавший горожанин уже неспособен к логическому мышлению, поддаётся на элементарный психологический трюк и соглашается остаться охранять золото с одной канистрой воды и раскладным ножом в качестве оружия. Ситуация осложняется ещё и тем, что через некоторое время после отбытия водителя выясняется, что тот же клочок земли облюбовала ещё одна группа обитателей пустыни. А тут ещё и напарник, громоздя отговорку на отговорку, не спешит возвращаться...

Австралийская пустошь уже более полувека назад зарекомендовала себя в качестве идеального фона для съёмок постапокалиптических фильмов, но авторы «Жажды золота» установили новый рекорд атмосферности. И дело не только в величественных крупных планах мёртвых земель, божественных закатах, зловещих самумах, идеально подобранном утлом инвентаре, и не мывшихся неделями персонажах — реализм и актуальность происходящего помогает фильму брать аудиторию за душу.

Если раньше просмотр того же «Безумного Макса» и подобных ему шедевров был весёлым приключением, потому что при всех серьёзных философских аспектах фильмов Райта по сути это была красивая сказка, нацеленная на развлечение аудитории, то сейчас происходящие на экране события слишком близки к новостным заголовкам, чтобы оставаться в зоне комфорта. 

Опытный и бесстрашный режиссёр Энтони Хэйес спрашивает зрителя: вы хотели бесконтрольного распределения социальных преференций, вы продвигали общество потребления во всём мире, вы возводили сладкую жизнь в культ? Получите и распишитесь, ибо только так и бывает, когда весь мир живёт в кредит. И если у Джека Лондона и Фенимора Купера где-то там, за границей просторов Аляски или золотоносных песков Калифорнии была спокойная и сытая цивилизация, в лоно которой рано или поздно возвращались герои, в наши дни иногда кажется что пустыня везде. 

Стилистически фильм чем-то напоминает бюджетный эмбрион последнего «Риддика» с его замечательным жёлтым светофильтром, но Вин Дизель, пытавшийся в одиночку выжить на враждебной планете, был так олимпийски спокоен не только благодаря центнеру хорошо прокачанных мышц — безграничность космоса подразумевает и безграничность ресурсов, а в куда более приближённой к реальности «Жажде золота» тысячи километров отравленной литиевыми шахтами пустыни свидетельствуют об обратном, заставляя персонажей регулярно содрогаться от предчувствия близкой смерти. Поистине шпенглеровский закат цивилизации чувствуется во всём: у героев нет даже антифриза, из-за чего их машина регулярно закипает — замечательный штришок, подчёркивающий то, насколько хрупки цепочки товарооборота; полусумасшедшие жительницы маленького городка, заброшенного при отступлении правительства из пустыни, остервенело сражаются за свои акры бесполезной земли, но не потому что местные одичавшие дамы такие дуры, а потому что ничего более ценного в их жизни уже нет и не предвидится.

Интересно, что простая, безыскусная и брутальная как удар дубиной неандертальца картина Хейза в итоге оказывается гораздо ближе к золотому стандарту социальной драмы, играючи обходя легионы надуманных и высосанных из пальца «трагических» историй различных угнетённых классов и меньшинств. Наблюдая за борьбой героев друг с другом и с беспощадной природой, думаешь в первую очередь не об опасности, принесённой жаждой, скорпионами, одичавшими тётками с арбалетами и стаями динго, а о том, что же заставило вполне обычных людей, а не профессиональных авантюристов рисковать жизнью и преодолевать тысячи миль лишь для того, чтобы найти хоть какую-то перспективу. В отличие от человеколюбивого Кинга, авторы «Жажды золота» даже не пытаются врать зрителю, утверждая, что Система намерена гуманно сокращать лишнее население, отвлекая его от неминуемой смерти нью-долларами и фри-ви — всё указывает на то, что процесс утилизации будет безжалостным. Под стать философии фильма и персонажи — в процессе развития сюжета часто ловишь себя на мысли, насколько быстро люди на экране забыли о достижениях цивилизации и стали практически неотличимы от атакующих их стай диких собак, и самое печальное, что человеческое в них убила не жадность, а отчаяние.

Актёры подобраны прекрасно, что в независимых фильмах бывает довольно редко и вся небольшая труппа выступает просто замечательно. Зак Эфрон, обычно поддерживающий имидж недалёкого красавчика, что было видно даже в шедевральном «Газетчике», неожиданно хорош в роли сильно побитого судьбой бывшего интеллигента, в буквальном смысле поставившего собственную жизнь на зеро. Режиссёр Энтони Хэйес, сыгравший роль коварного водителя, идеально вживается в роль человека, прекрасно усвоившего принцип Боливара из новелл О’Генри. Ну а Сьюзи Портер радует глаз аутентичным образом постепенно регрессирующей в первобытное состояние личности. 

Итог: отлично снятая, мрачная и депрессивная антиутопия. Рекомендую.

  • 19
    9
    48

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • udaff

    Нет, судя по всему — этот фильм совсем не моё. 

    Кстати, мне и «Безумный Макс» не зашёл. 

  • Psychoscum

    Дмитрий Соколовский может, мне просто стоит сделать завлекательный ретроспективный обзор? Глядишь, и зацепит ;)

    И, если посмотреть шире, как можно не любить Баббу Занетти и лорда Хумунгуса?

  • Arhitector
    Arhitektor 20.06 в 14:26

    Чего всё-таки не отнять порой у американского кинематографа, так это умения снимать нередко хорошие "жизненные" фильмы. Хотя тема золотодобычи и ковбоев удачи заиграна ими же в принипе до дыр. Чуть ошиблись они с концептуальностью - по приблизительным подсчётам, при рациональном хозяйствовании планета может свободно прокормить до 33 миллиардов человек. Хотя... да, это ж при рациональном хозяйствовании. Современные же "правители мира" не прочь бы устроить экономический апокалипсис уже и сейчас, чтобы как следует подсократить ненужное на их взгляд население.

  • Psychoscum

    Arhitektor 33 миллиарла? Да это ж метро в час пик... Откуда, позвольте узнать, такие сведения?

  • YaDI
    ЯДИ 20.06 в 14:44

    *завораживающие виды* унылых австралийских пустынь, потные немытые-небритые рожи и пропотевшая и пропылённая вгавно одежда героев... как-то это всё нихрена не завораживает. не, не хочу. спасибо.

  • Arhitector
    Arhitektor 21.06 в 16:45

    Александр Костин, когда-то попадалась научная статья такого рода, к сожалению не вспомню уже где, но поискать в сети наверное можно. Коллективом учёных просчитывалось, какое количество населения без труда сможет прокормить планета, если исходить из таких показателей, как: нынешний уровень развития технологий, полное отсутствие войн, полностью рациональное хозяйствование на планете (оптимальное освоение ресурсов суши и океана). Данная модель показала число - примерно 33 миллиарда людей.

    Так что имейте ввиду, что все эти сказки о "перенаселённости планеты", об "избытке населения" - полная чушь, специально вбиваемая в головы теми, кто этой планетой управляет. Ведь им гораздо проще было бы управлять 1 миллиардом, чем 33 миллиардами. Они и так периодически стараются хорошенько подсокращать население.

  • bastet_66
    bastet_66 24.06 в 07:10

    Хороший обзор. Спасибо. Обязательно посмотрю, потому что нравятся такие парни, склонные к авантюрам на грани жизни и смерти. Это из детства. Воспитанная на Джеке Лондоне и Фениморе Купере, я тоже склонна к жажде приключений. А о реальности… Нужны такие фильмы, чтобы люди понимали, не такие уж они и хозяева планеты. В любой момент может все измениться для человека в зависимости от обстоятельств.